В каком случае пассажиру, пострадавшему в аварии, страховая компания может отказать в страховых выплатах?
Н. Галимов, г. Ташкент.
– Если перевозчик признал свою ответственность перед потерпевшим, то оснований для отказа в выплате страхового возмещения у страховой компании практически не существует. Серьезным основанием для него может быть лишь заведомое искажение данных, представленных перевозчиком в момент заключения договора страхования и выявленных после наступления гражданской ответственности. Например, сокрытие (неуказание) части транспорта в целях уменьшения страховой премии и т. д. Может оказаться, что ущерб пассажиру был причинен при эксплуатации машины, не указанной в договоре страхования. В этом случае страховая компания вправе в судебном порядке потребовать признания договора страхования недействительным.
Кроме этого, предусмотрен ряд ситуаций, при которых причиненный вред подлежит возмещению и (или) компенсации самим перевозчиком без участия страховой компании.
Так, не является страховым случаем наступление гражданской ответственности перевозчика вследствие:
► причинения морального вреда и (или) возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
► повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, изделий из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, предметов религиозного культа, произведений искусства, рукописей, уникальных аудиовизуальных произведений и иных результатов интеллектуальной деятельности, ценных бумаг, наличных денег, в том числе иностранной валюты;
► причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира в результате его умышленных действий, направленных на возникновение страхового случая.
Вред в этих ситуациях возмещается перевозчиком в порядке, установленном законодательством (ст. 7 З-на «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика»).
Раздел «АвтоНорма» ведет Алла Ромашко.