Что такое внеплановая краткосрочная налоговая проверка? Какие документы должны иметь сотрудники налоговых органов при ее проведении? Каков порядок ознакомления с этими документами?
– Прежде всего следует знать, что такое внеплановая и краткосрочная проверка. Действующее налоговое законодательство различает формы и виды налоговых проверок. К формам относятся:
проверка финансово-хозяйственной деятельности;
краткосрочная проверка.
Существует 3 вида налоговых проверок: плановая, внеплановая и встречная.
Краткосрочная проверка – это проверка соответствия налоговому законодательству таких отдельных операций налогоплательщика, как соблюдение правил торговли, оказания услуг, сдачи наличной выручки, денежных расчетов с населением и т.п., не связанная с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности.
Внеплановая налоговая проверка – это проверка, не включенная в координационные планы и проводимая в случаях:
необходимости ее проведения, вытекающей из решений Президента или Правительства Узбекистана;
поступления в налоговый орган сведений о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства;
необходимости предотвращения чрезвычайных ситуаций;
осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств (пункт 16 Положения о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства – юридических лиц, проводимых контролирующими органами1, далее – Положение N 1573).
Внеплановые налоговые проверки могут производиться как краткосрочно (в течение 1 рабочего дня), так и в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности (в течение 30 календарных дней).
Таким образом, внеплановая краткосрочная налоговая проверка является проверкой соответствия налоговому законодательству отдельных операций налогоплательщика. Она не связана с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности, проводится в течение 1 рабочего дня в случаях: необходимости ее проведения, вытекающей из решений Президента или Правительства; поступления в налоговый орган сведений о фактах нарушения налогоплательщиком налогового законодательства; необходимости предотвращения чрезвычайных ситуаций и осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств.
На практике наиболее часто основанием назначения внеплановой краткосрочной проверки служит информация от предприятий, организаций, учреждений и граждан о совершении конкретных аргументированных и документально подтвержденных нарушений.
При проведении внеплановых краткосрочных налоговых проверок сотрудники налоговых органов должны предъявить следующие документы:
служебное удостоверение;
специальное удостоверение, дающее право проводить проверки;
решение специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов о проведении внеплановой проверки или выписку из координационного плана осуществления проверок;
приказ налогового органа о назначении соответствующей налоговой проверки;
программу проведения проверки (статья 92 Налогового кодекса, далее – НК).
Одни из этих документов предъявляются для ознакомления, другие вручаются под расписку о получении копии. Так, служебное и специальное удостоверения предъявляются для ознакомления, а решение о внеплановой проверке или выписка из плана проверок, приказ о назначении налоговой проверки, программа ее проведения вручаются налогоплательщику под расписку о получении копии.
Согласно пункту 21 Положения N 1573 решения о проведении внеплановых краткосрочных проверок соблюдения правил торговли и сдачи наличной выручки субъектами предпринимательства в оптовой и розничной торговле, общественном питании и сфере платных услуг оформляются в виде списков, подписываемых в порядке исключения председателями районных комиссий или заместителями председателей областных комиссий – начальниками налоговых управлений. Во всех остальных случаях внеплановая краткосрочная проверка деятельности субъекта предпринимательства производится на основании решения областной комиссии по координации проверок (авт. – в данном случае видится целесообразным в пунктах 18 и 21 указанного Положения уточнить словосочетание «областная (городская) комиссия»). Необходимость такого изменения объясняется тем, что Ташкент представляет собой отдельную административно-территориальную единицу и приравнивается к областям, поэтому в городе, как и в областях, действуют государственные налоговые управления. Иначе решения (утвержденные в виде списка) заместителя Ташкентской городской комиссии по координации проверок – начальника ГНУ г.Ташкента оказываются не соответствующими действующему законодательству.
Исключением является внеплановая краткосрочная проверка на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг. В соответствии с Постановлением Президента «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики» (от 8.01.2010 г. N ПП-1257) она производится на основании приказов начальника Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов (ГУКДРТК) и его территориальных отделов с последующим уведомлением Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов или его территориальных комиссий. Из этого следует, что при проведении налоговой проверки сотрудники налоговых органов предъявляют свои служебные и специальные удостоверения и вручают налогоплательщику под расписку только копию приказа начальника ГУКДРТК или его территориальных отделов. Учитывая, что при этой форме проверки не требуется предварительного разрешения координационного совета, программа проверки в данном случае не предъявляется, так как не утверждается Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов или его территориальными комиссиями.
Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения налогоплательщику копии решения или списка, приказа о назначении налоговой проверки, программы ее проведения. Необходимо отметить, что, согласно части первой статьи 92 НК, при проведении краткосрочной проверки по вопросам соблюдения правил торговли и сдачи наличной выручки субъектами предпринимательства в оптовой и розничной торговле, общественном питании и сфере платных услуг должностные лица налоговых органов могут ознакомить и вручить под расписку копии документов не перед началом налоговой проверки, а в любое время до ее завершения. Эта мера специально предназначена для обеспечения внезапности проведения контрольного мероприятия.
На практике проверяющие должностные лица первоначально осуществляют так называемый контрольный закуп, затем объявляют налогоплательщику о начале налоговой проверки и знакомят с ее целью, предъявляют свои служебные и специальные удостоверения, заполняют книгу регистрации проверок и вручают налогоплательщику копии документов, являющихся основанием для проведения налоговой проверки. После этого они приступают к самой проверке согласно программе ее проведения. Проверяющие должны при проведении контрольной закупки неукоснительно следовать Положению о порядке осуществления контрольной закупки при проведении налоговых проверок в розничной торговле и сфере услуг2.
Знакомясь с документами, следует особое внимание обратить на:
сроки действия удостоверений. Служебное удостоверение действует до указанного в нем срока, по истечении которого оно является недействительным. Специальные удостоверения о допуске к проведению проверок выдаются на срок до 3 лет3 налоговым органом;
указанный в приказе срок налоговой проверки. На момент прихода проверяющих он может оказаться ненаступившим или истекшим;
Ф.И.О. сотрудников налоговых органов, указанных в приказе о назначении налоговой проверки. Не указанные в нем должностные лица не вправе участвовать и присутствовать при проверке (часть четвертая статьи 92 НК).
В расписке о получении копии документов следует указать дату и, желательно, точное время (пример: 23 августа 2013 года, 14.00). Именно с этого момента и начинается налоговый отсчет проверки. Писать расписку следует только после получения копии документов, иначе в дальнейшем налогоплательщик не сможет доказать невручение ему проверяющими копии документов. В ней необходимо указать наименование, дату и номер только тех документов, копии которых действительно вам вручены до ее написания. Налогоплательщику не следует подтверждать другие обстоятельства, не связанные с вручением ему копии документов, такие как: «На проведение проверки претензий не имею», «К проверяющим претензий не имею» и т.д., так как подобные утверждения в дальнейшем могут стать для должностных лиц контролирующих органов оправданием своих действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы налогоплательщиков, во время обжалования актов налоговой проверки в вышестоящих инстанциях и(или) в суде.
P.S. Несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов при исследовании данного вопроса, публикуемый ответ не является профессиональной консультацией. Он выражает мнение лиц, его изучивших, исходя из их понимания изложенной в вопросе ситуации.
Алишер Убайдуллвев
и Тимур Турсунов,
юрисконсульты
ООО «VICTORY YURCONSALT».
1Утверждено решением РСКДКО, зарегистрированным МЮ 6.05.2006 г. N 1573.
2Утверждено постановлением ГНК, зарегистрированным МЮ 28.06.2013 г. N 2475.
3Пункт 4 Положения о порядке проведения аттестации должностных лиц контролирующих органов для получения права на проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов (утверждено решением РСКДКО, зарегистрированным МЮ 20.01.2010 г. N 2070).
Точно!