Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 42 / Приоритеты

Ставка на партнерство

 

В первой половине октября в отеле Rixos Алматы состоялся III Центральноазиатский торговый форум. Его организатор – Проект USAID по региональному экономическому сотрудничеству при содействии Агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, ТПП Казахстана, посольства РК в Афганистане в очередной раз собрал под одной крышей производителей-экспортеров региона, представителей гос­органов, международных организаций, дипломатических миссий, ведущих мировых экспертов в сфере бизнеса и торговли. Встреча позволила предметно обсудить актуальные вопросы укрепления и повышения конкурентоспособности экспорта в странах Центральной Азии. Форум продемонстрировал растущую заинтересованность представителей бизнеса: на мероприятие были приглашены около 300 человек из стран Центральной Азии, Пакистана, Афганистана, России, Австрии и США, однако количество участников оказалось значительно больше – почти 500 человек.

 

Тема пленарного заседания, состоявшегося в первый день форума, была весьма злободневна – «Экспортная конкурентоспособность стран Центральной Азии: регулирование, развитие торговли и бизнеса». На нем прошли презентации стран по конкурентоспособности экспорта и дискуссия о перспективах бизнеса по ее повышению.

Тематика заседаний «круглого стола» была самая разнообразная: от особенностей торговой политики стран Центральной Азии, роли торгово-промышленных палат в продвижении экспорта до экономического сотрудничества с Афганистаном (развитие торговли, инвестиций, транспорта и логистики).

 

АЗЫ АСОВ

В число наиболее популярных мероприятий форума вошли семинары международных экспертов Джима Кригбаума (США) и Максимильяна Федингера (Австрия). Первый был посвящен лучшей международной практике по развитию экспортной деятельности предприятия. Обладающий уникальными способностями определять возможности и ниши для товаров господин Кригбаум своими забавными, поучительными примерами из личного многолетнего опыта убедительно доказал правоту тезиса о том, что без тщательного поиска, серьезных маркетинговых исследований ни один товар не сможет успешно выйти на внешний рынок и достойно конкурировать на нем.

Семинарское занятие второго эксперта «Успешные экспортные стратегии – 5 путей выхода на международный рынок» тоже было захватывающим во многом благодаря личности выступающего. Очень часто производители и поставщики забывают о том, что у цены есть масса аспектов, отметил, в частности, Федингер. В первую очередь цена – это атрибут качества и элемент позиционирования. Она – великолепный маркетинговый инструмент. По­этому колоссальной ошибкой является попытка производителей продавать товар соответствующего качества по неадекватно заниженной цене. Цена на добротный товар не должна быть очень вариативной, поскольку в глазах покупателей он перестает восприниматься как серьезная, качественная продукция.

Достаточно интересной была семинарская часть второго дня форума. О повышении экспортного потенциала предприятий через выполнение требований стандартов и технических регламентов рассказала директор Цент­ра по управлению качеством Рамиля Мустафина (Казахстан). Инновациям и основным тенденциям развития текстильной промышленности было посвящено выступление представительницы компании «SPINNA» Рулы Гангули (Великобритания). По просьбе участников форума требования Таможенного союза к предприятиям пищевой отрасли прокомментировала консультант Центра по управлению качеством Наталья Астахова.

Гвоздем второго дня стали мастер-классы. Об инструментах продвижения экспорта для малого и среднего бизнеса говорил региональный менеджер Программы развития предприятий ЕБРР Назар Талипджанов. Диагностике и оценке готовности компании к экспорту был посвящен мастер-класс директора Центра экономического развития Юлия Юсупова (Узбекистан). На вопросы по экспортной деятельности отвечал управляющий партнер консалтинговой компании «CORTEX» Андрей Гордеев (Казахстан).

 

СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА

На форуме акцент был сделан на практику и общение специалистов. О ключевых факторах успеха по продвижению экспорта рассказали коммерческий директор ТОО «МАСЛО-ДЕЛ» (Казахстан) Гулайхан Мырзагалиева, директор швейного предприятия «E-Line Moda» (Кыргызстан) Елена Добряк, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО ПО «Нассочии Точик» (Таджикистан) Замира Рахимова и заместитель руководителя департамента по экспорту АО «Узбекенгилсаноат» Абдухаким Абдурахманов. В частности, наш соотечественник сообщил, что годовое производство текстиля акционерным обществом, объединяющим 295 предприятий (из них 160 – иностранные компании, 135 – отечественные), превышает миллиард долларов, а годовой экспорт – более 0,8 млрд долларов США. В 2012 году освоено свыше 200 млн долларов США инвестиций, введено в эксплуатацию 29 новых предприятий, включая современные прядильные производства с годовой мощностью 51 тыс. тонн пряжи в год. Успешному продвижению экспорта способствуют предоставленные государством льготы и преференции. Производители чулочно-носочных и готовых изделий освобождаются от всех видов налогов (за исключением НДС), экспортеры текстильной продукции – от налога на имущество; для иностранных инвестиций предусмотрено освобождение от налогов на 7 лет. Не надо производить таможенные платежи за ввоз технологического оборудования, а также сырья и аксессуаров, не производимых в Узбекистане.

 

БИЗНЕС ДЛЯ БИЗНЕСА

Программа форума включала в себя деловые встречи в формате business-to-business с предпринимателями из Афганистана и Пакистана.

В первый день со всеми заинтересованными в торговле с Афганистаном лицами пообщались представители 35 афганских компаний – экспортеры мрамора, цемента, электроприборов, продуктов питания, животноводства. А также предприниматели, специализирующиеся на импорте нефтепродуктов, газа, продуктов питания, строительных и логистических услуг. На встрече были представлены инвестиционные проекты Казахстана и Афганистана.

Говоря о геоэкономической значимости ИРА (Исламская Республика Афганистан), возможностях эффективного сотрудничества, эксперт Центра изучения современного Афганистана Мохаммад Дауд отметил привлекательность этого рынка для поставщиков продуктов питания и других товаров народного потребления. Особое внимание он акцентировал на либеральности национальной правовой базы, позволяющей 100-процентное иностранное владение. Иностранным инвесторам не обязательно иметь афганского парт­нера, они вправе вывозить свой капитал и прибыль из Афганистана, в том числе для обслуживания долга по оффшорным кредитам. Иностранные граждане могут арендовать недвижимость сроком до 50 лет под пашню и на более длительный срок под иные цели. В стране предусмотрен ряд таможенных льгот. К примеру, беспошлинный импорт техники; таможенная пошлина на сырье и промежуточные материалы в размере 1%.

К слову, в ходе представления ACCI – уполномоченной организации в сфере бизнеса в Афганистане была выражена надежда на вовлечение этой страны в транспортную инфраструктуру региона как одного из основных звеньев транзитных маршрутов. 4 сентября в Афганистане была активирована система МДП, являющаяся важным инструментом для международных транспортировок и транзита с одним стандартным документом TIR carnet.

Во второй день форума аналогичная встреча состоялась с представителями бизнеса Пакистана. В их числе – 7 компаний, которые экспортируют свежие фрукты и овощи, оборудование для салонов красоты, хирургические и стоматологические инструменты, ткани, строительные и логистические услуги.

Участники этих встреч сполна воспользовались возможностями для установления деловых контактов с афганскими и пакистанскими компаниями, обсуждения перспективных инвестиционных проектов, приобретения новых заказчиков, клиентов и поставщиков, заключения меморандумов намерений и подписания торговых договоров.

 

ПОБЕДИЛ УЗБЕКСКИЙ ТЕКСТИЛЬ

Приятным завершающим аккордом первого дня форума стала торжественная церемония награждения победителей конкурса «Лучший экспортер в Центральной Азии–2013». В их числе – два представителя узбекистанского бизнеса.

В номинации «Самый динамично развивающийся экспортер ЦА–2013» победило ООО «Muruvvad Teks» (текстиль). В числе призеров также казахстанская компания «Ордабасы Кус» (птицеводство), кыргызстанская компания «E-Line Moda» (текстиль), таджикистанское ООО «Баракат Исфара» (переработка сельхозтоваров).

А в номинации «Крупнейший экспортер ЦА–2013» лидером стала государственно-акционерная компания «Узбекенгилсаноат» (легкая промышленность). «Лучшим экспортером 2013 года на рынки развитых стран» признана текстильная компания из Таджикистана ООО ПО «Нассочии Точик».

 

ВЫСТАВИЛИ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Выставки давно уже стали эффективным инструментом маркетинга. Поэтому вполне закономерно, что в рамках форума прошла выставка товаров несырьевого сектора. Ее участникам была предоставлена возможность показать свои достижения и продукцию, наладить новые деловые контакты и обменяться опытом. В ней приняли участие 42 компании из Центральной Азии, Афганистана и Пакистана. В их числе – пять предприятий из Узбекистана. Это представляющие пищевую промышленность/сельское хозяйство – СП ООО «Навруз» (Наманган) и фермерское хозяйство «Абдугаффор-Абдурахмон-Давр» (Сурхандарьинская область); сферу строительства – ООО «Voollenteks» (Ташкентская область); текстильную/швейную промышленность – «Youth Folk Art Development Centre» (Бухара), Андижанское текстильное предприятие.

Выставка была открыта для всех посетителей. Поэтому представленную на ней продукцию компаний смогли оценить потребители, для которых она предназначена.

 

– Это третий подобный форум. Поэтому можно констатировать, что такие мероприятия становятся все более популярными.

Реальную пользу таких мероприятий торговым отношениям стран региона подтверждают конкретные факты. По итогам прошлого торгового форума были подписаны договоры почти на миллион долларов США. Точную цифру назвать сложно, ведь учитывались только те торговые операции, которые состоялись в течение двухдневного мероприятия. Но этим деловые контакты участников не ограничились, они продолжают развиваться и расширяться.

Судя по предварительным итогам, нынешний форум будет более результативным, поскольку в его рамках заключено торговых сделок более чем на 2 млн долларов США.

Виктор ПРОДЕДОВИЧ, руководитель Проекта USAID

по региональному экономическому сотрудничеству. 

 

– USAID содействует обеспечению социального и экономического процветания стран Центральной и Южной Азии через развитие торговли. Сегодняшний форум подтверждает растущий интерес к партнерству между странами Центральной Азии с целью усиления региональной торговли по Новому Шелковому Пути.

Анн ААРНЕС,

директор Миссии USAID в Центральной Азии.

 

* * *

Участники III Центральноазиатского торгового форума из Узбекистана были едины во мнении о том, что мероприятие получилось интересным, информационно насыщенным, эмоциональным. Оно позволило не только познакомиться, пообщаться и наладить деловые связи с потенциальными партнерами, но и предоставило возможность обменяться опытом, оценить свой экспортный потенциал, наметить стратегию интеграции своего бизнеса на региональный рынок.

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

Прочитано: 3593 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика