Идея о создании нашей газеты появилась не у журналистов, а у молодых экономистов. В поиске путей выживания в новой среде рыночной экономики они испытывали острейшую нехватку особой информации – нормативно-правовой.
В начале 90-х правила ведения финансово-хозяйственной деятельности изменялись чуть ли не ежедневно. Одни документы принимались, другие отменялись, не дойдя до тех, кто их должен был применять. Между тем принцип «Незнание закона не освобождает от ответственности» был как никогда актуален.
Вот тогда и возникла мысль о газете для оперативной публикации различных подзаконных актов, инструктивных ведомственных писем. Многие «акулы пера» на предложение инициаторов организовать подобное издание махали руками:
– Так нельзя делать газету!
– Почему, – недоумевали креативщики.
– Кто будет читать документы? Их надо пересказывать, разъяснять.
– Зачем? Что может быть надежнее первоисточника?
– Так положено.
Не найдя понимания у профессионалов-журналистов, экономисты обрели его в Государственном налоговом комитете, куда пришли с предложением выпускать газету нового – рыночного – времени. В конце 1993 года был зарегистрирован «Налоговый вестник Узбекистана», а в январе 1994-го вышел первый его номер. Определяя концепцию газеты, они исходили из принципа: «Если это нужно мне как предпринимателю, то необходимо и другим деловым людям».
В поисках нормативно-правовой информации налаживали связи в министерствах и ведомствах. Новоиспеченных издателей интересовали инструкции, бланки отчетности, ответы на обращения, служебные письма вышестоящих органов нижестоящим. Все, где речь шла о порядке налогообложения, бухучета, любых правилах ведения хозяйственной деятельности, печаталось на страницах нового издания.
А попутно нарабатывались и новые формы подачи материалов – разъяснительных и обучающих. Порой они возникали совершенно неожиданно.
В 1995 году вся редакция размещалась в одном кабинете, выделенном ей на первом этаже ГНК (сегодня в этом здании на ул. Абая, 4 находится ГНУ г.Ташкента). На всех был один компьютер для набора материалов. Копии информативных материалов снимали на ксероксе ГНК.
В один из дней ответсек редакции встретила в коридоре ГНУ сотрудницу управления методологии бухгалтерского учета, которая несла распечатанную на ксероксе стопку оттисков.
– Из налоговых инспекций поступает много вопросов по применению шкалы подоходного налога, – откликнулась та на вопрос, есть ли что-нибудь новенькое. – Вот мы и подготовили пример расчета. Размножила его, а теперь разошлем по всем инспекциям. А те уж пусть разъясняют бухгалтерам.
– А давайте мы его в газете опубликуем, – предложил ответсек.
Так в нижнем уголке третьей страницы двенадцатого номера «НТВ» за 1995 год появились «Ставки подоходного налога» и «Ставки налога в марте».
Сегодня выросшая из них ежемесячная «Методика расчета налога на доходы физических лиц» занимает три газетных полосы. Она пользуется большим авторитетом не только у читателей «НТВ», но и у их коллег из других изданий, готовящих аналогичные разъяснения.
Не менее интересна история появления столь же популярного «Календаря налогоплательщика». Впервые он был опубликован в том же 1995 году («НТВ» N 34 (58). А «подглядел» идею корреспондент Изослав Любовский, заметивший на столе у Т.И.Орешиной, начальника по приему отчетов, расчетов и балансов Шайхантахурской ГНИ, листочек, на котором были записаны последние дни сдачи отчетов в ГНИ в текущем месяце. Начавшись с одной колонки на первой странице, наш Календарь вырос до двух полос и прописался на страницах родственных изданий – печатных и электронных.
Можно приподнять завесу и над многими другими «блюдами» редакционной кухни. Но мы вспомним сегодня одно из мнений читателей о нашей газете – А.Я.Убайдуллаева, первого заместителя руководителя торгово-промышленного концерна Наманганской области: «Знакомство с периодикой начинаю с вашей газеты, мне она нравится больше других. «НТВ» содержательна и полезна не только для предпринимателей и организаций. В отличие от других газет, ваша – очень прагматична и реалистична. В ней нет пустословия, ненужных рассуждений, публикуются только деловые, конкретные, полезные материалы. Я бы назвал газету настольным справочником для деловых людей...».
Это было опубликовано более 18 лет тому назад – в 100-м номере «НТВ».