Согласно Решению хокима г.Ташкента «О благоустройстве строений для хранения автомототранспортных средств и приведении их в соответствие с правилами градостроительства в городе Ташкенте» (от 8.04.2013 г., далее – Решение) в столице начата работа по сносу строений для хранения автомототранспортных средств – попросту гаражей.
ГАРАЖ СНЕСЛИ... А ДАЛЬШЕ?
Необходимость организации стоянок для автомобилей взамен индивидуальных гаражей продиктована увеличением количества машин в городе. Гаражи имелись не у всех автовладельцев, и автомобили «дневали» и «ночевали» во дворах жилых домов, под окнами квартир. Решение о строительстве в столице современных автомобильных стоянок призвано упорядочить хранение автомобилей и благоустроить придомовую территорию.
По мнению городских властей, гаражи, не отвечающие нормам и правилам градостроительства в Ташкенте, препятствуют проведению работ по благоустройству жилых районов в рамках Программы «Образцовая махалля», их снос планируется в течение 2013–2014 годов. Это решение вызвало противоречивые мнения жителей столицы.
– У нас возле дома было несколько отдельно стоящих гаражей, – говорит Нилуфар Таджиева, жительница Хамзинского района, – детям играть негде. Теперь после их сноса пространство очистилось, открылся обзор на дорогу. А вот у соседнего дома гаражи стояли в ряд, никому не мешали, проблем с ними не возникало. Сейчас там все разрушили, остались ямы, стало пусто и грязно. Не знаю, почему убрали те гаражи, если они не были стихийно расположены.
Автовладельцы тоже недовольны: ведь они лишились не только места для хранения машин, но и «склада», где хранились инструменты да старые, уже ненужные вещи.
Снос гаражей – проблема для ташкентцев весьма актуальная, поэтому за разъяснением ряда вопросов наш корреспондент обратилась в Хамзинский районный хокимият.
В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ
В конце июля Кабинет Министров Постановлением от 31.07.2013 г. N 213 утвердил Положение о порядке организации и эксплуатации мест по постоянному и временному хранению автомототранспортных средств (далее – Положение). В нем указаны требования к содержанию автостоянок как временного, так и постоянного хранения автотранспортных средств, которые будут построены взамен сносимых гаражей.
Так, в соответствии с Положением в Ташкенте планируется строить автомобильные стоянки для временного и постоянного хранения автотранспорта по утвержденным типовым проектам, разработка которых предусмотрена Решением хокима г.Ташкента от 8.04.2013 г.
Документом предусмотрено строительство автостоянок открытого и закрытого типа. Автостоянка открытого типа представляет собой наземную автостоянку без наружных стеновых ограждений, а также сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Автостоянка же закрытого типа – это наземное сооружение с наружными стеновыми ограждениями или подземное и обвалованное (полуподземное) помещение для хранения автомобилей.
Каждая стоянка должна быть ограждена, чтобы въезд и выезд контролировались сторожем и не было возможности покинуть ее несанкционированно. Обязательна и разметка мест на стоянке.
Для того чтобы воспользоваться услугами автостоянки (а услуги эти платные), необходимо заключить договор, в соответствии с которым за владельцем автомашины будет закреплено определенное место, обозначенное табличкой с домашним адресом владельца и госномером автомототранспортного средства. Оплата за услуги автостоянки определяется ее владельцем, но она не должна превышать предельного размера платы за данный вид услуг, установленный Кенгашем народных депутатов соответствующего района (города)*.
Положением предусмотрено также, что если автостоянки будут возведены на местах сноса гаражей, то их бывшим владельцам место для постоянного хранения автомобиля будет предоставлено безвозмездно.
– В первую очередь места на автостоянках получат жители района с автомобилями, – поясняет Абдушахид Бекназаров, руководитель гаражного управления Хамзинского района. – Если на момент сноса индивидуального гаража и определения места на автостоянке у его владельца нет автомобиля по той или иной причине, при покупке такового он может обратиться к предпринимателю, предоставляющему услуги по хранению автотранспортных средств, позже представив документы, подтверждающие его право на получение закрепленного места.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СТОЯНКУ
Учитывая, что владельцами автостоянки могут быть исключительно юридические лица, названным Решением хокима г.Ташкента предусмотрено привлечение к постройке стоянок для хранения автомототранспортных средств частных инвесторов.
– На первом этапе, – объясняет Эльмурод Халилов, помощник первого заместителя хокима Хамзинского района столицы, – юридическое лицо, желающее оказывать услуги временного или постоянного хранения автотранспортных средств, подает заявление в районный хокимият с просьбой разрешить строительство автостоянки на выбранном участке (придомовой территории, при соблюдении определенных условий, месте сноса гаража).
Заявление направляется в Главное архитектурно-планировочное управление г.Ташкента (ГлавАПУ). Районный архитектор, согласно заявлению, осматривает участок на предмет возможности постройки здесь соответствующей стоянки, разрабатывает схему будущего объекта и эскизный проект. После согласования с архитектором ГлавАПУ направляет схему в районный хокимият. В ней указываются место постройки и адрес юридического лица, желающего построить автостоянку.
Данная схема утверждается архитектором, Управлением по земельным ресурсам и государственному кадастру города Ташкента, начальником районного управления по благоустройству и первым заместителем хокима района.
На основании заявления и составленной схемы принимается распоряжение хокима района, которое дает право на оформление кадастрового документа и последующую постройку стоянки согласно утвержденному плану.
Для юридических лиц, оказывающих услуги временного хранения автомототранспортных средств, установлена уплата фиксированного налога и сбора за право оказания соответствующих платных услуг в порядке, установленном Налоговым кодексом. Оказывающие же услуги постоянного хранения автомашин должны уплачивать единый налоговый платеж либо общеустановленные налоги.
ЧТО В РЕАЛЬНОСТИ?
– В нашем районе 2 552 гаража, – продолжает Абдушахид Бекназаров, – из них 1 519 гаражей планируется снести в этом году, в следующем году – оставшиеся 1 033 строения. На данный момент в нашем районе строится несколько стоянок. Есть уже функционирующие. Автостоянки строятся за счет средств юридических лиц, которые будут предоставлять услуги по хранению авто для жителей ближайших домов.
На первом этапе создаются стоянки открытого типа с последующей надстройкой навесов, и владельцу автомобиля предоставляется место безвозмездно. В процессе эксплуатации может быть достроен навес в соответствии с утвержденным планом. Но сами автовладельцы не имеют права надстраивать и достраивать на стоянке никаких конструкций.
В Хамзинском районе автостоянки строятся не только силами частных предпринимателей. Посильную финансовую помощь предлагают и бывшие владельцы гаражей. Например, по улице Боткина находится жилой район, где недавно были снесены гаражи. Жильцы ближайших домов выступили с инициативой построить на их месте стоянки за счет собственных средств. Сейчас проект находится на стадии утверждения, и в перспективе будет решаться вопрос закрепления данной стоянки за ТЧСЖ.
– Я живу в этом районе давно, – говорит Шамиль Гайнуллин, житель. – В свое время я купил автомобиль «Москвич-412», который стоял в гараже. Сейчас гараж снесли и машина припаркована на улице, так как новой стоянки еще нет. Я готов вложить деньги в постройку своего места на стоянке, впрочем, таких, как я, немало. Сейчас мы оформляем все необходимые документы.
ПЕРВЫЕ «ЛАСТОЧКИ»
Поиск уже реализованных проектов по постройке автомобильных стоянок в Ташкенте привел на стоянку, организованную ООО «Global Avto Servis» на 11-м квартале Юнусабадского района.
Автомобильная стоянка, построенная в центре квартала, видна издалека. Уже на подходе нельзя не отметить отремонтированную дорогу, ведущую к стоянке. Также издалека виден знак, предупреждающий о наличии стоянки и запрещающий курение вблизи нее.
– Прежде всего, зная о сносе гаражей, я подумал об удобстве жителей соседних домов, – говорит Кахрамон Нафасов, руководитель ООО «Global Avto Servis». – Затем уже о том, что это перспективный бизнес. Проблем с оформлением документов не возникло, и новая стоянка была построена достаточно быстро, за 2 месяца. Соответствующий требованиям законодательства проект был согласован с хокимиятом Юнусабадского района.
Что примечательно, стоянка и вправду выглядит показательно. Снаружи ее территория обнесена забором, организованы въезд и выезд, контролируемые сторожем, для которого тоже нашлось место в специально построенном пункте охраны. Здесь же на видном месте размещены: план стоянки, утвержденный в ГлавАПУ, прейскурант**, режим работы стоянки и правила хранения автомобилей.
Внутри стоянки на данный момент имеется только разметка, в соответствии с которой на ее территории паркуются автомобили, хотя, согласно плану, по периметру должны быть расположены места с навесом. Но их сооружение уже не за горами.
Ольга КИРЬЯКОВА,
наш корр.
Фото автора.
От редакции.
* Утвержденного документа, регламентирующего оплату услуг временного и постоянного хранения автотранспорта на стоянках, пока нет. Мы еще не раз будем возвращаться к этой теме, информируя своих читателей обо всех происходящих изменениях.
** Цены за хранение авто на стоянке базируются на минимальных, установленных для городских стоянок временного хранения автотранспорта, и составляют 1 500 сумов в сутки или 45 000 сумов в месяц.
Стоянка, показанная на фотографии, как раз хороший пример, в помещении сторожа на видном месте под стеклом висит план утвержденной стоянки, режим работы и правила хранения. с прейскурантом, правда, не все так гладко, цены Решением не закреплены, поэтому варьируются в зависимости от стоянок.