Сегодня пластиковые карты имеются в кошельке практически у каждого работающего человека в республике. Удобство их в том, что с собой не обязательно носить большое количество наличных, а при необходимости, если на карте достаточно средств, можно оплатить дорогостоящие товары, услуги по терминалу.
Получить карту можно в любом банке страны. Большинство из них объединено общей системой Uzkart, представляющей собой единую платформу, на базе которой выпускаются пластиковые карты единого образца. Независимо от банка, карты, объединенные в данную систему, могут быть приняты к оплате с одного терминала, что предпочтительно как для продавца (ему не требуется различное оборудование для обслуживания разных пластиковых карт), так и для потребителя (терминалы одинакового образца есть во многих магазинах).
С 2010 года в Узбекистане выпускались пластиковые карты на платформе DUET, и уже к 2015 году планируется осуществить полный переход к платформе on-line. Еще в мае текущего года на пресс-конференции Центробанк сообщил, что переход от одной платформы к другой будет постепенным и поэтапным. Карты DUET будут функционировать до истечения физического срока действия, указанного на карте.
Специалисты Единого общереспубликанского процессингового центра (далее – ЕОПЦ) отмечают, что онлайн-карты гораздо удобнее и у них больше возможностей.
Основное различие двух систем в том, что онлайн-карты работают на платформе EMV в режиме реального времени и операции со счетом производятся при помощи подключения к сети Интернет или к каналу связи. Подобная технология используется во всем мире, на ее основе функционируют международные карты MasterCard, Visa.
ПРОДАВЦАМ
Особенность работы карт DUET заключается в наличии 2 карт: клиентской и торговой. Средства с клиентской карты перечисляются на торговую и только затем инкассируются в банк. Торговая карта рассчитана на определенное количество транзакций, и по истечении лимита продавец не может принимать оплату по пластиковой карте до тех пор, пока не сдаст накопленные средства на инкассацию. В результате возникла проблема «переполнения» торговых карт.
Это затрудняет работу, даже несмотря на то, что инкассировать деньги можно на том же оборудовании, на котором они принимались к оплате, при наличии интернет-соединения. Поначалу кто-то из продавцов не знал этих тонкостей и ездил в банк, что, естественно, отнимало время, а оплата по терминалу была временно невозможна. С вводом в эксплуатацию онлайн-карт проблема решена. Средства на счет продавца зачисляются автоматически, и нет необходимости дополнительного посещения банка.
– Работать с онлайн-картами удобно, – отмечает продавец Уткир Хамидов. Однако операции совершаются медленно. С картами DUET они проходили быстрее, хотя имеется очевидный плюс – отсутствие необходимости регулярно проводить инкассацию. В моем магазине терминал подключен при помощи телефонной линии, и время на обработку платежа с карты доходит до минуты, что доставляет определенные неудобства.
Как утверждают специалисты ЕОПЦ, телефонная линия – это один из самых медленных каналов связи. В идеале проведение транзакции с карты производится в течение 3 секунд, тогда как связь устанавливается все 30. Наиболее надежным является VPN-канал, связывающий ЕОПЦ с торговой точкой. Также относительно быстро работают USB или CDMА-модемы – они востребованы там, где нет телефонной линии.
Для того чтобы продавец смог обслуживать онлайн-карты, не обязательно менять терминал, достаточно изменить программное обеспечение на терминале, работавшем ранее с картами DUET. Примечательно, что программное обеспечение может быть заменено в автоматическом режиме на месте, стоит только подключиться к серверу ЕОПЦ и терминал сможет обрабатывать карты DUET и он-лайн.
К настоящему времени процедуру замены ПО произвели держатели 110 тыс. терминалов, это практически 100% оборудования, имеющегося в стране. Программное обеспечение не модернизировано лишь в терминалах, которые будут заменены или списаны.
ПОКУПАТЕЛЯМ
С точки зрения покупателя, внедрение онлайн-карт также предпочтительно. Ранее недобросовестные продавцы отказывались принимать оплату по пластиковым картам, мотивируя это тем, что банк не работает, а карта продавца переполнена. С вводом в эксплуатацию онлайн-карт нет необходимости продавцу иметь промежуточную карту.
Учитывая количество терминалов с обновленным программным обеспечением, отказ принять к оплате онлайн-карту может быть мотивирован только личным нежеланием продавца или плохим каналом связи, его обрывом и другими техническими неполадками.
Также держатель онлайн-карты может воспользоваться рядом преимуществ, которые прежде не предоставлялись владельцам карт DUET. Например, интернет-банкинг, доступный на сайте ЕОПЦ (uzkart.uz).
Держатели онлайн-карт всегда в курсе своего баланса. При регистрации номера телефона владельцу приходят смс-уведомления о снятии средств со счета с указанием остатка. Также держателя карты предупреждают в случае смены пин-кода и проведения операций с картами (блокировка, разблокировка).
Всего в обращении находится более 2,3 миллиона онлайн-карт, и их число увеличивается по мере завершения технических сроков действия карт DUET.
В перспективе планируется внедрить услугу управления онлайн-картами USSD*-запросами, с их помощью можно будет узнать баланс, заблокировать и разблокировать онлайн-карту.
Блокировка онлайн-карты без посещения банка – еще одно преимущество по сравнению с картами DUET. При утере карты DUET или ее краже владелец должен был направиться в банк, написать заявление на блокировку карты, и только по прошествии определенного времени карта блокируется. За это время злоумышленник может снять средства, особенно если учесть, что у многих держателей карт стоит стандартный пароль. Кстати, при неоднократном наборе неверного пароля карта блокируется. Но все-таки до момента блокировки велика вероятность несанкционированного снятия средств со счета злоумышленниками. При удаленной блокировке карт появляется возможность сохранить средства на счете нетронутыми.
Еще одно различие в том, что у карт DUET имеется 2 счета: открытый и закрытый. Владелец карты может загружать часть средств с закрытого счета на открытый и оплачивать с него покупки в магазинах. Однако в таком случае при поступлении денег на счет необходимо пройти процедуру загрузки (у оператора кассы, при помощи инфокиосков и пр.). Деньги на счет онлайн-карты поступают автоматически, и нет необходимости ведения двойных счетов.
– В начале года я перешла на другую работу, и мне пришлось открывать новую карту, – делится мнением Екатерина Каримжанова. – Раньше у меня была карта DUET, теперь выдали онлайн-карту. Еще полгода назад терминалов для обслуживания онлайн-карт было мало, но уже к июню ситуация выровнялась – теперь я могу спокойно рассчитываться картами в тех же магазинах, где покупала продукты по карте DUET. Только вот почему-то в одних магазинах оплата проходит быстрее, а в других медленнее, на мой вопрос о причине продавцы пожимают плечами, говорят, что плохо работает Интернет. Так удобно, что не нужно постоянно загружать средства на карту, ежемесячно обращаясь в банк, или искать инфокиоски, работающие с пластиковыми картами. Получив карту, я сразу подключила услугу – информер о счете. Теперь я вижу, когда происходит зачисление денег на карту, и после каждой покупки приходит смс-уведомление с информацией, сколько снято, в каком магазине, сколько осталось.
Для того чтобы получить онлайн-карту, не обязательно ждать выхода из строя карты DUET. Можно в любое время обратиться с заявлением в банк и открыть онлайн-карту. У каждого банка свои сроки, и их условия вам следует уточнить в ближайшем отделении самостоятельно.
Ольга КИРЬЯКОВА,
наш корр.
При подготовке статьи использованы материалы сайта uzkart.uz.
-----------------------------------------------------------------------------
* USSD (Unstructured Supplementary Service Data) – стандартный сервис в сетях GSM, позволяющий организовать интерактивное взаимодействие между абонентом сети и сервисным приложением в режиме передачи коротких сообщений.