Одним из важных аспектов внешней политики Узбекистана в экономической сфере является развитие экспортного потенциала отечественных товаропроизводителей, создание условий для выхода их товаров на региональные и международные рынки. Реализации этих задач, в частности, способствует углубление экономического сотрудничества, взаимовыгодное взаимодействие в сфере торговли с Республикой Казахстан.
Недавно в Алматы побывала группа экспортеров из нашей страны. В рамках заседания круглого стола «Пути увеличения торгового оборота между Узбекистаном и Казахстаном», организованного Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атамекен» и Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству, они встретились с представителями госорганов и деловых кругов РК. Эта вторая встреча в подобном формате. Первая состоялась в Ташкенте в апреле этого года.
В мероприятии приняли участие более 60 предпринимателей и представителей органов государственной власти и бизнес-ассоциаций РК, организаций по продвижению торговли между Казахстаном и Узбекистаном.
Для предметного обсуждения
Как показывает практика, обсуждение актуальных вопросов за «круглым столом» позволяет более эффективно выстроить диалог заинтересованных сторон, создает оптимальную атмосферу для анализа проблем, конкретизации выводов и выработки общих планов действий. Чтобы определить основные акценты разговора во время встречи, предварительно было проведено анкетирование узбекистанских экспортеров по проблемам, касающимся осуществления внешнеторговых операций в Республике Казахстан.
Респонденты ответили на вопросы по внешнеторговому взаимодействию с Республикой Казахстан, связанные с осуществлением экспорта в республику, таможенным оформлением, взаиморасчетами по торговым сделкам, транспортировкой грузов, обеспечением целостности их упаковки, транзитным перемещением товаров, а также другими проблемами.
Круг проблем, указанных в анкетах, был не столь широк. Практически половина респондентов ответили, что пока не сталкивались с трудностями при осуществлении внешнеторговых операций в Казахстане или же они были незначительными и решались оперативно на местах.
Среди остальной части ответов были единичные, касающиеся таможенного оформления. Это связано с тем, что в основном экспортеры РУз доставляют груз до таможенной границы РК или к месту расположения импортера – субъекта предпринимательства РК, а все внутренние процедуры (таможенная очистка, лицензирование, сертификация и др.), как правило, производят резиденты Казахстана. При этом в нескольких случаях указывалось, что последние порой вынуждены прибегать к использованию личных связей при таможенном оформлении груза.
Среди характерных проблем выделены следующие: приграничный контроль; создание торгового дома, филиала (представительства) компании РУз; перемещение авто- и железнодорожным транспортом груза, в том числе транзитного.
Говоря о приграничном контроле, респонденты указали на случаи , требующие внимания и принятия мер контролирующими органами. На некоторых контрольно-пропускных пунктах поводом к предъявлению лицам, пересекающим границу, необоснованных требований служило непредставление таможенной декларации РУз (представляется только таможенным органам РУз) и отсутствие декларации РК. Хотя, согласно законодательству РК*, при единовременном ввозе наличных денежных средств и(или) дорожных чеков на общую сумму, равную или не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, они не подлежат таможенному декларированию в письменной форме.
Еще одним поводом явилась якобы просрочка на один день сроков регистрации при краткосрочном пребывании в РК или следовании транзитом из сопредельных стран. Хотя, согласно правилам пребывания в РК, зарегистрироваться в миграционной службе необходимо, если срок нахождения на территории республики превысит 5 дней.
Также упоминалось, что при входе в казахстанский КПП действуют группы людей, не имеющие никакого отношения к функционированию пункта пропуска. Они продают миграционные карты (в основном за 5 тысяч сумов), хотя на них написано «бесплатно». А также берут плату за заполнение этого документа.
Казалось бы, эти проблемы не связаны напрямую с ВЭД, но тем не менее они создают определенные сложности при трансграничном перемещении физических лиц, в том числе предпринимателей и фермеров, направляющихся в РК по внешнеэкономическим вопросам.
Несколько респондентов отметили проблемы открытия торгового дома, филиала (представительства) инофирмы в РК из-за бюрократизма, бумажной волокиты и излишних требований документов (информация по ситуации 2010 года). По их мнению, на территории РК легче открыть Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) и проще работать юридическому лицу со 100-процентным казахстанским участием.
В ходе опроса упоминались случаи о поборах дорожной полиции при движении фур по территории РК и транзитом в РФ либо из нее. К примеру, сотрудники автоинспекции требовали предъявить грузовую таможенную декларацию, беспочвенно придирались к весогабаритным параметрам транспортного средства, срокам годности лекарственных препаратов в аптечке, страховке и др. Были случаи взимания поборов и при перемещении железнодорожным транспортом как таможенниками на КПП вокзалов, так и в пути следования представителями транспортной полиции.
Отдельные респонденты отметили ряд проблем, связанных с ЖД, среди которых сложность найти в РК специализированный подвижной состав по видам и количеству, перевозчика (транспортную компанию) под требуемые условия поставок, невозврат и использование на местах линейных контейнеров.
Отмечая другие причины, представители предпринимательства в сфере сельского хозяйства и сельхозпереработки (члены Совета фермеров Узбекистана) выделили на первый план проблемы с поиском партнеров, а производители промышленной продукции – незнание казахстанского рынка.
Также представители нашей республики указали на проблемы, касающиеся маркетинга внешнеторговых операций между нашими странами: нехватка информации о потенциальных клиентах, большие сложности с получением аналитической информации по товарным направлениям.
В ходе анкетирования от экспортеров РУз поступил ряд предложений. Так, участники внешней торговли не всегда обладают достаточными знаниями законодательства РК, чтобы правильно понимать и интерпретировать действия должностных лиц госорганов этой страны. Поэтому ими отмечается необходимость внедрения на регулярной основе таких форм общения, как семинары, заседания «круглых столов» по актуальным вопросам экспорта с участием представителей госорганов и бизнес-сообществ двух стран.
Также, поскольку в Казахстане введено предварительное декларирование грузов, поступило предложение (Ассоциация таможенных брокеров РУз) разработчикам программного продукта организовать презентацию с целью его возможного использования для ускорения перемещения грузов через границу при экспорте.
Обзор торговых взаимоотношений
Этому вопросу была посвящена презентация проектного менеджера Департамента торгово-экономического сотрудничества АО «Центр развития торговой политики РК» Даура Чигамбаева.
Договорно-правовую основу сотрудничества наших стран составляют 116 межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов, которые охватывают практически все сферы жизнедеятельности. 68 из них касаются торгово-экономической сферы. В числе регулирующих внешнеэкономическое взаимодействие Соглашения: о создании зоны свободной торговли (от 15.04.1994 г.) – в рамках СНГ; о свободной торговле (от 2.06.1997 г.); о торгово-экономическом сотрудничестве (от 4.01.1993 г.); о поощрении и взаимной защите инвестиций (от 2.06.1997 г.); об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (от 12.06.1996 г.) – двусторонние договоры между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, и др.
С 1997 года функционирует Совместная межправительственная комиссия по двустороннему сотрудничеству между РУз и РК. Ее последнее 12-е заседание состоялось 29 ноября прошлого года в Ташкенте.
Д.Чигамбаев отметил, что товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном за последние годы возрос. В 2010 году он составлял более 1 574 млн долларов США, по итогам 2012 года – около 2 161 млн долларов. В 2012 году экспорт Казахстана составил более 1 343 млн долларов США, а импорт – более 817 млн долларов.
В Казахстан из Узбекистана в 2012 году импортировались, в частности, нефтяные газы и углевод, легковые автомобили, минеральные удобрения, а также сельхозпродукция (виноград, абрикосы, вишня, томаты).
Представитель казахстанской стороны представил диаграммы, отражающие группу товаров с наибольшим потенциалом экспорта в РУз, ознакомил с перечнем казахстанских компаний, заинтересованных в поставках товаров в нашу республику, указал на барьеры в торговле, препятствующие, по мнению предпринимателей РК, росту взаимной торговли.
Говоря о перспективах торгово-экономического сотрудничества между нашими странами, Д.Чигамбаев озвучил потенциальные возможности в сфере транспорта и коммуникаций, которые позволят привлечь значительные объемы транзитных грузов узбекистанских и казахстанских перевозчиков, а также других стран. Он сакцентировал внимание на необходимости обеспечить беспрепятственный пропуск транзитных грузов через пункты пограничного перехода с третьими странами. Прежде всего это касается загруженности пограничного железнодорожного казахстанско-китайского перехода «Достык-Адашанькоу», который является наиболее эффективным транспортным коридором, связывающим КНР и Узбекистан через территорию Казахстана. Повышение эффективности его деятельности приведет к оптимизации временных издержек и финансовых затрат, что всецело отвечает экономическим интересам как Узбекистана, так и Казахстана.
На заседании «круглого стола» экспортеры Узбекистана получили ответы на волнующие их вопросы из «первых рук». В следующем номере нашей газеты они будут опубликованы вместе с разъяснениями представителей госорганов Казахстана по проблемам трансграничного перемещения грузов.
На мероприятии состоялись также встречи предпринимателей двух стран, на которых были подписаны соглашения о сотрудничестве. Группа фермеров выехала в Астану, где заключила договоры на поставку сельхозпродукции. Ожидается, что сумма сделок составит несколько сотен тысяч долларов США. И это только начало. Учитывая практическую эффективность, взаимодействие подобного формата предложено осуществлять на регулярной основе.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спец. корр.