Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 31 / Шпаргалка для инвесторов

Выгодные вложения

 

Для обеспечения экономической стабильности в республике важным является развитие промышленности, создание новых и сохранение действующих производств, в частности, за счет капиталовложений местных и иностранных инвесторов. Особенно это актуально для низкорентабельных, убыточных, экономически несостоятельных предприятий и низколиквидных объектов. Эти предприятия и объекты реализуются по нулевой выкупной стоимости при условии принятия их новыми собственниками инвестиционных обязательств.

 

 

В соответствии с Положением о реализации инвесторам государственных низкорентабельных, убыточных, экономически несостоятельных предприятий и низколиквидных объектов по нулевой выкупной стоимости с условием принятия инвестором инвестиционных обязательств1 (далее – Положение N 368) после оформления с инвестором соответствующего договора списывается безнадежная задолженность прошлых лет этих предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, включая пени и штрафы. Кроме того, законодательство предусматривает целый ряд льгот и гарантий для иностранных инвесторов, в частности они закреплены в Налоговом кодексе, Законе «О таможенном тарифе»2, Указе Президента от 10.04.2012 г. N УП-4434 и других документах.

 

 

Конкурс определит лучших

 

Решение о реализации государственных низкорентабельных предприятий и низколиквидных объектов по нулевой стоимости принимает территориальная конкурсная комиссия (за исключением реализуемых Госкомиссией по проведению тендерных торгов при продаже госимущества иностранным инвесторам). Порядок продажи регламентирован Положением N 368.

На первом этапе в средствах массовой информации публикуется объявление о проведении конкурса по реализации объекта госсобственности по нулевой выкупной стоимости (далее – объект) не менее чем за 2 месяца до его проведения. Участвовать в конкурсе могут и физические, и юридические лица, включая нерезидентов республики.

Претенденты не позднее чем за 3 дня до конкурса представляют свои предложения на рассмотрение территориальной конкурсной комиссии. В предложении должны быть представлены бизнес-план, инвестиционная программа (проект), в которых отражаются: планируемые сроки выполнения программы, ассортимент продукции и ее конкурентоспособность, применяемое сырье, мероприятия по повышению эффективности производства, как будут использоваться имеющиеся оборудование и производственные площади, сроки поставки нового оборудования (если предусмотрено), его технологические параметры, ожидаемый экономический эффект, а также другие обязательства и намерения по финансово-хозяйственному оздоровлению купленного объекта или использованию его территории.

В особых случаях, а именно по заявкам иностранных инвесторов, низколиквидные объекты, находящиеся на балансе местных органов, реализуются по нулевой стоимости без проведения конкурса. При этом заключаются прямые договоры с капиталовкладчиками под инвестиционные обязательства.

Инвестиционные обязательства могут быть в виде:

- вложений денежных средств и реинвестирования прибыли, полученной от деятельности инвестора, в том числе дивидендов, начисленных на его долю;

- поставки сырья и материалов, оборудования, запасных частей и комплектующих для модернизации, технического и технологического перевооружения производства;

- осуществления ремонтных и строи­тельно-монтажных работ;

- проведения реконструкции производства;

- погашения полностью или частично задолженности предприятия перед бюджетом, государственными целевыми фондами, кредитов и других обязательств;

- освоения производства определенного вида продукции, работ и услуг;

- внедрения ноу-хау, иных видов интеллектуальной собственности;

- расходов на подготовку и переподготовку кадров;

- иных форм, не противоречащих законодательству.

Обязательства имеют сроки исполнения и стоимостную оценку, определяемую в соответствии с законодательством и договором.

 


Бухучет и отчетность

 

Инвестор, купивший госсобственность, вправе создать юридическое лицо, которому передаются права на объект и на балансе которого будет учитываться выполнение инвестиционных обязательств. Для аккумулирования средств, используемых только для выполнения обязательств, в установленном порядке открывается специальный счет.

Уже выполненные инвестиционные обязательства рекомендуется отражать на балансе на счетах долгосрочных активов, а именно на счетах учета основных средств (0100), нематериальных активов (0400), оборудования к установке (0700), капитальных вложений (0800).

Датой выполнения обязательств следует считать дату поступления инвестиций на объект или дату приема (учета) на баланс инвестора (эмитента). Если инвестором создано юридическое лицо, то датой выполнения считается дата их поступления (учета) на баланс образованного юридического лица.

После приема инвестиционных обязательств и получения правоустанавливающих документов осуществленные инвестиции переводятся в основные средства и учитываются в дальнейшем как имущественный комплекс.

Передача государственного низкорентабельного, убыточного, экономически несостоятельного предприятия и низколиквидного объекта, включая незавершенные строительством, новому собственнику осуществляется по балансовой (остаточной) стоимости (пункт 21 Положения N 368).

При этом целесообразно признание стоимости данных объектов как безвозмездно полученного имущества, право собственности на которое возникает у инвестора после полного выполнения инвестиционных обязательств. Порядок налогообложения безвозмездно полученного имущества регулируется налоговым законодательством Республики Узбекистан.

Инвестиционные обязательства принимаются покупателем в установленном порядке при заключении договора купли-продажи государственных активов по согласованию с балансодержателем, а при необходимости и с продавцом, на следующих условиях:

на безвозмездной основе;

на возмездной основе;

на условиях увеличения доли покупателя в уставном фонде балансодержателя (капитализации).

При приобретении госдоли до полного выполнения инвестиционных условий инвестор обязан согласовывать с продавцом вопросы заключения сделок, связанных с продажей имущества, стоимость которого превышает 25% остаточной балансовой стоимости реализованного ему объекта, а также внесения изменений в учредительные документы предприятия, связанных со сменой учредителей.

Он также должен ежеквартально представлять продавцу отчет о ходе выполнения инвестиционных обязательств в сроки, предусмотренные договором. К нему должны быть приложены: копии платежных поручений, грузовые таможенные декларации, акты сверки, выполненных работ, приема-передачи, установки, ввода в эксплуатацию оборудования с указанием его технического состояния. Также в нем должна содержаться информация о выполнении инвестиционной программы (проекта), в том числе предусмотренных ею финансово-экономических параметров. Отчет должен отражать сведения о финансово-экономическом состоянии объекта до его реализации и на момент представления отчета.

 


Прием инвестиционных обязательств

 

Выполнение покупателями госимущества взятых инвестиционных обязательств контролируется продавцом, в том числе посредством специальной процедуры приема. Она осуществляется в соответствии с периодичностью, предусмотренной в договоре, но не реже одного раза в год.

Процедура приема проводится на основании письменной информации покупателя о выполнении инвестиционных обязательств, при этом прием выполнения обязательств в полном объеме производится не позднее 2 месяцев со дня получения письменной информации об этом. Помимо основного отчета, инвестор должен представить отчеты независимых аудиторской и оценочной организаций.

Получив информацию, продавец создает комиссию. Она в течение 2 недель изучает представленные документы, подтверждающие выполнение инвестиционных обязательств, с учетом экспертного заключения на соответствие внесенных инвестиций условиям договора. При необходимости комиссия может посетить объект инвестирования.

По результатам проверки комиссия принимает мотивированное решение о признании инвестиционных обязательств выполненными в полном объеме или невыполненными. В случае положительного решения комиссии продавец передает инвестору право на распоряжение объектом инвестиций.

Чтобы стать полноправным владельцем предприятия или объекта, инвестору необходимо получить государственный ордер на недвижимость или сертификат на долю (внести соответствующую запись) в Госкомконкуренции. Ордер выдается в течение 5 дней.

Передача права владения и пользования объектом инвестиций новому собственнику осуществляется по балансовой (остаточной) стоимости.

Право собственности инвестора на земельную площадь, занимаемую объектом, регулируется Земельным кодексом и другими законодательными актами, оформление права владения и пользования объектом и прилегающим земельным участком осуществляется в органах Госкомземгеодезкадастра.

В случае, когда на объекте имеются материальные ресурсы государственного стратегического резерва и объекты гражданской защиты, инвестор должен обеспечить выполнение требований Инструкции о порядке расчетов за продукцию и товары государственного резерва3.

Необходимо отметить, что договором купли-продажи может предусматриваться условие сохранения на определенный срок профиля деятельности объекта.

 


Ответственность

 

Если комиссия признала инвестиционные обязательства невыполненными, продавец в течение 5 рабочих дней письменно информирует об этом решении инвестора.

В таком случае договор купли-продажи может быть расторгнут и на инвестора налагается штраф в соответствии с условиями договора.

Договор может быть расторгнут в установленном порядке по инициативе продавца в результате неисполнения очередной части инвестиционных обязательств в надлежащем объеме в течение 3 месяцев после истечения срока, предусмотренного договором.

Размер и порядок применения неустойки, а также условия расторжения договора и ответственность сторон предусматриваются заранее, еще на стадии подписания договора.

 

Ольга КИРЬЯКОВА,

наш корр.

 

Материал подготовлен при содействии  Государственного комитета по приватизации, демонополизации  и развитию конкуренции. 

 

-------------------------------

1Утверждено Постановлением КМ от 26.08.2003 г. N 368.

2От 29.08.1997 г. N 470-I.

3Утверждена Главным управлением по госматериальным резервам при КМ и МФ, зарегистрирована МЮ 2.04.1997 г. N 319.

 

 _______________________________________________________________             

Данная публикация имеет рекомендательно-пояснительный характер и не является исчерпывающей. За дополнительной информацией вы можете обратиться в Госкомконкуренции по телефонам: (+998 71) 259-20-23, 259-20-21 – или через официальный сайт Комитета gki.uz.

 


Условия конкурса по объектам, приватизируемым по нулевой выкупной стоимости с условием принятия инвестиционных обязательств, согласно приложению N 3 к Постановлению Кабинета Министров от 31.05.2012 г. N 154;


Условия конкурса по многоэтажным объектам, безвозмездно передаваемым субъектам предпринимательства и используемым в будущем в качестве жилья, согласно приложению N 4 к Постановлению Кабинета Министров от 31.05.2012 г. N 154.


Прочитано: 3265 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика