Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 28 / Я потребитель

Равнение на потребителя

Сегодня все больше внимания уделяется защите прав потребителей. Во многом это обусловлено тем, что люди становятся более требовательными к качеству приобретаемых товаров или услуг, лучше осведомлены о своих правах.

С целью обсуждения достигнутых результатов и принятых мер по защите прав потребителей республики Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции провел пресс-конференцию «Государственная защита прав и интересов потребителей, а также повышение потребительской культуры населения».

 

С приветственным словом к собравшимся обратился Умар Турдиев, заместитель председателя Госкомконкуренции. Он отметил, что в Узбекистане сформирована необходимая законодательная база, в соответствии с которой права потребителя находятся под защитой государства. В Комитет и его территориальные органы регулярно поступают обращения с просьбой о содействии в решении тех или иных проблем, связанных с нарушением прав потребителей.

Умар Турдиев рассказал, что обратиться в Комитет можно в письменной форме – подав заявление в одно из отделений Госкомконкуренции, устно – по «телефонам доверия», а также через интернет-сайты www.potrebitel.uz, www.potreb.uz и www.gki.uz. Все жалобы рассматриваются в соответствии с Законом «Об обращениях граждан» (от 6.05.1994 г. N 1064-XII, в редакции Закона от 13.12.2002 г. N 446-II).

С докладом на пресс-конферен­ции выступил Дильшод Азимов, заместитель начальника управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей. Он рассказал о работе Комитета по защите прав потребителей, привел примеры ситуаций, с которыми обращались граждане.

В частности, в отношении ГУП «Тошкентгазтаъминот» и АК «Уз­трансгаз» были применены штрафные санкции вследствие невыполнения ими предписаний Госкомконкуренции по устранению нарушения законодательства о защите прав потребителей, конкуренции и естественных монополиях. Согласно этому предписанию поставщики должны уведомлять абонентов о наступлении времени метрологической поверки приборов учета.

Так, жительница Мирзо-Улуг­бек­ского района столицы С.Мир­абдуллаева обратилась в Комитет с жалобой на ГУП «Тошкентгазтаъминот». Несколько лет назад она установила прибор учета. По прошествии времени газовики начислили жительнице долг в размере 1,5 млн сумов, мотивируя тем, что не была проведена поверка счетчика. Комитет признал такие действия необоснованными ввиду того, что С.Мирабдуллаева не была своевременно уведомлена о необходимости проведения поверки. Долг потерпевшей был аннулирован.

Другой случай нарушения прав потребителей коммунальных услуг был установлен в отношении жительниц Бухары Р.Заминовой и Г.Габдуалиевой. Они отказались от услуг ОАО «Иссиклик манбаи» и демонтировали системы отопления на своей жилплощади. Несмотря на это, Р.Заминовой за использование несуществующей услуги был начислен долг в размере 1,3 млн сумов, а Г.Габдуалиева оказалась должна за отопление 708 тысяч сумов. После обращения в территориальное управление Госкомконкуренции их долги перед «Иссиклик манбаи» были аннулированы.

В Андижане тендер на городские пассажирские перевозки выиграло ООО «Шохтранс». В период своей работы предприятие необоснованно завысило цену за проезд. Так, вместо заявленной тендером стоимости 500 сумов с пассажиров брали по 1 000 сумов. Житель города обратился с жалобой на перевозчиков в территориальное управление Госкомконкуренции. По результатам проверки выявлено, что ООО получило незаконную прибыль в размере 600 тысяч сумов. Были приняты соответствующие меры, и ООО «Шохтранс» вернуло государству полученную незаконным путем выгоду. Цена проезда в общественном транспорте была установлена согласно предписаниям – в размере 500 сумов.

В ходе пресс-конференции журналисты задали вопросы. Один из них касался правомерности прибавления процента к стоимости товара или услуги при оплате пластиковой картой, а не наличными.

– Это неправомерно, – ответил Дилшод Азимов. – Согласно действующему законодательству увеличение цены за товар или услугу при оплате пластиковой карточкой недопустимо. Это прямое нарушение кассовой дисциплины, которое квалифицируется как «извлечение незаконной выгоды». Такие нарушения караются штрафными санкциями.

Необходимо сказать, что еще 3–4 года назад 50–60% поступающих в Госкомконкуренции жалоб были на сферу торговли и общепита и более половины из них были связаны с оплатой пластиковыми картами. Сейчас обращения в этой сфере сократились до 15%, что свидетельствует о работе, проделанной Комитетом.

 

Ольга Кирьякова,

наш корр. 

 


Телефон горячей линии ГКИ – (998 71) 259–21–37. Служба «телефон доверия» работает по будням с 9.00 до 18.00 (обед с 13.00 до 14.00).

 

 

Цифры

C начала года по вопросам защиты прав потребителей в Комитет поступило 2 164 обращения. 917 жалоб направлено в письменной форме, а 1 247 – по «телефонам доверия».

21% всех устных обращений поступил от жителей Ташкента, 15% – из Хорезма. Письменно в Комитет обращались преимущественно из Ташкента – 24% обращений; 11% обращений поступило из Андижана, по 8% – из Ферганы и Джизака.

Что примечательно, основной процент всех письменных обращений – 65,5% – приходится на коммунальную сферу, 15,6% имеют отношение к сфере торговли и общепита, 6,1% всех обратившихся жаловались на транспорт, а также на сферу связи и коммуникаций. Что касается обращений по «телефонам доверия», здесь лидирует все та же сфера ЖКХ – 39,2%, на торговлю и общепит жаловались 26,7% обратившихся, а 15,1% граждан – на транспорт и сферу коммуникаций.

Всего по итогам обращений при содействии Госкомконкуренции был произведен перерасчет в пользу потребителей более чем на 426 млн сумов. 

Прочитано: 6049 раз(а)

Комментарии к статье (5)

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2013-07-16 13:57:06, Гость_Ленара Хикматова:
Эта очень важная и хорошая статья. Ведь не все граждане знают о том, что с жалобами на коммунальные службы можно обращаться в Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, который, оказывается, эффективно реагирует на них.
Хотелось бы побольше узнать о правах этого комитета. Очень хорошо, что в статье были приведены конкретные примеры.
2013-07-17 14:00:32, Гость_terno:
Комментарий отклонен модератором как несоответствующий Правилам
2013-07-17 19:12:28, Гость_:
Да, сегодня большое внимание уделяется защите прав потребителей. Большая благодарность, тем людям, которые помогают нам своими знаниями и практикой. Но многое, еще нужно сделать чтобы сказать громко"мы достигли больших результатов". Например,  мои дети не могут учиться в школе, которая находится в ста метрах от дома, а едут в другую школу, расположенную дальше, все потому что в школе № 289 г.Ташкента Бектемирского района, нет учителей, а те которые есть, например, учитель музыки, преподает детям географию, историю, физику и замещает учителя начальных классов.
2013-07-26 01:55:44, Гость_ТЬБ:
ОЧ ХОРОШО... ПОБОЛЬШЕ ТАКИХ ПРИМЕРОВ ПОЖАЛУЙСТА ОПИШИТЕ!!!
2018-10-17 11:40:57, Гость_:
Очень хорошая статья и огромное внимание уделяется поддержке частных предпринимателей в области обучения обученных водителей со стажем и выдаче справки от том что его  права на вождение атотранспорта действительны, вот уже и сертификацию Авто тест сертифика придумали - это то же самое что игнорирование выданного удостоверения на право вождения автомобилем

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика