Так как я впервые устроился на работу, то у меня нет трудовой книжки. Мой работодатель требует, чтобы я самостоятельно приобрел ее бланк. Кто должен приобретать трудовые книжки и за чей счет?
– Работодатель не прав.
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и стаже работника (Постановление КМ «О введении новых трудовых книжек в Республике Узбекистан» от 6.07.1995 г. N 258 ). Работодатель обязан вести их на всех работников, проработавших на предприятии свыше 5 дней, за исключением совместителей (статья 81 Трудового кодекса).
Каждое предприятие вправе приобретать у местных органов по труду на основании договора купли-продажи трудовые книжки исходя из своих потребностей, но в количестве, не превышающем численности сотрудников, предусмотренной штатным расписанием. Продажа трудовых книжек в ином порядке, как и приобретение их гражданами запрещаются.
Для заключения договора покупки трудовых книжек предприятие должно обратиться в местный орган по труду с письменным заявлением. В нем указываются численность сотрудников по штатному расписанию, количество вакантных должностей (мест), а также данные о сотрудниках, которым необходимо выдать трудовые книжки (их дубликаты) (пункт 1.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, зарегистрированной МЮ 29.01.1998 г. N 402).
При выдаче работнику трудовой книжки (дубликата) работодатель взимает с него плату в размере, установленном законодательством (пункт 5.1 Инструкции).
Таким образом, обеспечение работников трудовыми книжками входит в обязанности работодателя.
Абдусалам РИСКУЛЛАЕВ, наш эксперт-юрист