Насколько правомерно требование налоговых органов о проведении внеплановой налоговой проверки финансово-хозяйственной деятельности представительства иностранной компании, которое прекращает свою деятельность по решению головной компании и подлежит исключению из Единого реестра налогоплательщиков?
Какая должна проводиться налоговая проверка и каким нормативно-правовым актом она регламентируется?
– Согласно действующему законодательству деятельность представительства прекращается:
- по истечении срока аккредитации (если инофирма не ходатайствовала о его продлении);
- в случае ликвидации инофирмы;
- по решению инофирмы;
- по решению суда;
- по решению аккредитующего органа в случае нарушения представительством условий своего открытия или положений законодательства Узбекистана.
В силу положений статьи 83 Налогового кодекса (НК) исключение нерезидентов из Единого реестра налогоплательщиков Республики Узбекистан производится при отмене обстоятельств, определивших их включение в него при условии полного погашения обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей.
Так как представительство подало заявление о прекращении аккредитации и получило подтверждающее письмо, то обстоятельства, определившие его включение в Единый реестр, прекращены.
Факт полного погашения обязательств по уплате налогов, которое является обязательным условием для исключения из реестра налогоплательщиков, определяется путем сопоставления оплаты и начисления налоговых обязательств, которые отражены в отчетах налогоплательщика, и(или) проведением проверки. Статья 86 НК содержит перечень видов проверок и регламентирует случаи, когда они проводятся:
- плановая;
- внеплановая;
- встречная.
В частности, внеплановая налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика проводится при ликвидации юридического лица.
В соответствии с частью пятой статьи 9 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I) внеплановая налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности добровольно ликвидируемых субъектов предпринимательства – юридических лиц осуществляется налоговыми органами. И в Налоговом кодексе, и в данном Законе речь идет о ликвидации юридических лиц, но представительство таковым не является.
Более того, согласно пункту 16 Положения о порядке координации проверок деятельности субъектов предприниматель-
ства – юридических лиц, проводимых контролирующими органами (утверждено решением РСКДКО, зарегистрированным МЮ 6.05.2006 г. N 1573), внеплановые проверки, в том числе краткосрочные, могут осуществляться в исключительных случаях контролирующими органами при наличии обосновывающих их причин. В статье 12 указанного выше Закона приводятся 4 такие причины: решения Правительства РУз, сведения о фактах нарушения; чрезвычайные ситуации; санитарно-эпидемиологическая обстановка. Ни одна из них к вашей ситуации не подходит.
Помимо этого, в Положении N 1573 указано, что внеплановая проверка может быть осуществлена в случае обращения субъекта предпринимательства в контролирующие органы с обоснованной просьбой о проведении проверки его деятельности. Если вы с подобной просьбой не обращались, то такое основание для проведения проверки также отсутствует.
Таким образом, при анализе действующего законодательства не определены положения, прямо предписывающие обязательность проведения внеплановой налоговой проверки финансово-хозяйственной деятельности представительства при прекращении его деятельности и исключении из Единого реестра налогоплательщиков.
В данном случае возможны иные формы налогового контроля, предусмотренные законодательством, в том числе камеральный контроль. Согласно статье 70 НК он проводится на основе изучения и анализа представленных в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о его деятельности, имеющихся в налоговом органе. Камеральный контроль проводится по месту нахождения налогового органа без посещения налогоплательщика.
В практической же деятельности налоговые органы предлагают представительству подать письмо с просьбой о проведении проверки, а в случае отказа направляют запрос в обслуживающий банк о предоставлении информации по контрактам, движению денежных средств, а также иных документов, включая ГТД, мотивируя это проведением ликвидационной проверки.
Более того, следует принять во внимание, что если в процессе изучения документов банка, камерального контроля или проведения добровольной проверки уполномоченные налоговые органы выявят признаки постоянного учреждения, предусмотренные статьей 20 НК, то могут возникнуть вопросы по начислению налогов, штрафных санкций за несвоевременную их уплату и непостановку на учет.
Как надо действовать в таких случаях, вы сможете узнать на практическом тренинге.
Ирина Агафонова,
руководитель налоговой практики ООО «Baker Tilly Tashkent».