Norma.uz

Сдать в металлолом нельзя эксплуатировать

Люди старшего поколения помнят нелегкие 90-е годы прошлого века, когда многие выживали как могли. Одни торговали, став «челноками», а другие, потеряв всякую совесть, воровали с могил металлические оградки и кресты, которые сдавали в металлолом…

 

Но находились ловкачи, которые не мелочились. Что там кресты и оградки, когда можно сдать в металлолом целые железнодорожные вагоны и цистерны. В те годы нам довелось провести экспертизу по такому делу. На одном из прозябавших в те годы крупном предприятии группа ловкачей решила сравнительно недавно эксплуатируемые вагоны, железнодорожные платформы и цистерны выдать за старые, уже отслужившие положенный срок. Это позволяло сдать их в металлолом, получив за это соответствующее «вознаграждение».

Срок эксплуатации вагонов и цистерн составляет 50 лет или около того. И сдавать в металлолом те из них, что прослужили недостаточно, было нельзя.

На каждом вагоне, цистерне и платформе наносились по трафарету краской индивидуальные номера и дата выпуска. Мошенники решили закрасить старые надписи и нанести новые, указав номера и дату выпуска очень старых вагонов, свидетельствующую, что они добросовестно отслужили свои полвека.

Когда у следствия появилась информация об этих махинациях на заводе, в первую очередь проверили документацию. По документам все сходилось: номера соответствовали датам выпуска, написанным на вагонах. Но, когда следователь осмотрел вагоны, цистерны и платформы, подготовленные к списанию в металлолом, у него появились основания для назначения криминалистических экспертиз. Дело в том, что маркировка на них выглядела слишком новенькой для 50 лет. Подозреваемые объясняли это тем, что старые надписи стерлись, поэтому их якобы обновили. Так что было необходимо экспертным путем установить, изменялись ли индивидуальные номера и даты выпуска вагонов, цистерн и платформ и перекрашивались ли они.

Для решения этих вопросов были назначены трассологическая и судебно-химическая экспертизы. Более 30 объектов поручили четырем женщинам – двум экспертам-трассологам и двум судебным химикам.

Дело было в конце июля. Объекты стояли на подъездных путях в тупике, на поросшем высохшей травой пустыре. Лишь пара небольших деревьев давала слабую тень. Вот в таких условиях необходимо было осмотреть 30 с лишним вагонов, цистерн и платформ. На каждом из них следовало измерить все необходимые надписи, а после их фотографирования смыть краску, чтобы проверить, не было ли под ней других надписей. Эксперты-химики брали соскобы краски на разных участках, причем до самого металла (а это не так просто). В общем, работа была не из легких. В ходе экспертного осмотра нам пришлось делать несколько перерывов, чтобы в слабой тени чахлых деревцов посидеть на расстеленных газетках. Иначе, беспрерывно топчась вокруг раскаленных вагонов и цистерн, мы могли получить солнечные или тепловые удары.

Но результаты работы вознаградили нас за эти июльские мучения. Мы, трассологи, установили и проиллюстрировали фотоснимками, что индивидуальные номера и даты выпуска на всех вагонах, цистернах и платформах были изменены. Удалось даже восстановить первоначальные номера и даты. А химики подтвердили факт перекраски.

Более того, в качестве образцов мы осмотрели несколько вагонов и цистерн, которые в металлолом не списывали (к счастью, они находились в каком-то ангаре, а не на солнце). Когда мы соскабливали краску со списанных в металлолом вагонов, цистерн и платформ, было хорошо видно, что их металл практически не тронула коррозия, даже на участках, где была содрана краска. В то время как у образцов, изготовленных лет на 20–30 «позже», чем исследуемые вагоны, металл был значительно больше покрыт ржавчиной и там, где в ходе эксплуатации краска была частично содрана, а местами и под ее слоем.

Так, экспертным путем было установлено, что списать в металлолом «приговорили» далеко не старые вагоны, цистерны и платформы. Мы определили, что их изготовили в разные годы, но не более 5 лет тому назад. Можно полагать, что они поступили, когда предприятие уже практически не работало. И вот нашлись люди, которым стало жалко, что такое «добро» пропадает…

А наша экспертиза помогла поставить однозначную точку во фразе, взятой заголовком к этому повествованию: «Сдать в металлолом нельзя. Эксплуатировать».

 

Ольга МАРШАНСКАЯ,

государственный

судебный эксперт

Республиканского центра

судебной экспертизы

при Министерстве юстиции.

Прочитано: 4133 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2013-04-09 14:33:56, Гость_S.S.Nasretdinov – DDGI/UzLiDeP) :
Все правильно.
  Тем не менее, с учетом ограниченности железо-содержащихся руд в Узбекистане нужно и сейчас, повысив цену  за принимаемый металлолом, ужесточить контроль за его происхождением.
   Вообще,  переработка отходов  и вторичное использование материалов - очень серьезная экономическая и экологическая позиция. Поэтому тем, кто занят в этой сфере нужно предоставлять преференции (освободить от НДС, дотации и т.д.).
  А системам экспертиз и технадзоров?  Нужно и дальше скурупулезно работать!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика