Постановлением Президиума Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров (зарегистрировано МЮ 25.03.2013 г. N 2441) утверждено Положение о порядке присуждения ученой степени доктора наук. Ранее действовавшее Положение о порядке присуждения ученых степеней (зарегистрировано МЮ 10.07.1996 г. N 261), а также внесенные в него изменения и дополнения признаны утратившими силу.
КТО В НАУКУ?
Согласно новому Положению на получение ученой степени доктора наук могут претендовать лица:
со степенью магистра или дипломом о высшем образовании, полученном до введения степени магистра;
с дипломом о высшем военном образовании;
с ученой степенью кандидата наук, доктора философии (Ph.D), присужденной в иностранных государствах, и приравненными к ней иными учеными степенями;
со степенью бакалавра, дипломом военного специалиста с высшим образованием или дипломом специалиста с высшим образованием, стажем практической работы не менее 5 лет, обладающие склонностью к научным изысканиям и имеющие определенные научные достижения (патенты на изобретения, научные публикации, участие в научно-технологических разработках и др.), а также ведущие научную или научно-педагогическую деятельность, имеющие глубокие познания и научные достижения в определенной сфере науки, обладающие высокой духовностью.
Документом закреплено, что претендент может оформить и защитить диссертацию на узбекском, русском, каракалпакском и английском языках или на другом языке по согласованию с Высшей аттестационной комиссией (ВАК) (ранее было установлено, что она оформляется и защищается на узбекском, русском или английском языках, а на каракалпакском – по каракалпакскому литературоведению и языковедению). Теперь в диссертации должно быть не менее 4 глав объемом не более 200 страниц (ранее было необходимо не менее 3 глав и 250 страниц).
С ЧЕМ В НАУКУ?
Диссертант обязан опубликовать не менее 15 научных работ по своей теме, не менее 10 из них – в научных журналах, предусмотренных перечнем ВАК (ранее – не менее 20 научных работ в научных изданиях перечня ВАК). Как минимум 2 статьи необходимо опубликовать в специализированных научных журналах зарубежных стран, определяемых ВАК, 2 – в материалах международных научно-практических конференций, при этом одна должна быть из проведенных за рубежом (ранее требовалась публикация не менее двух статей, а по медицинским наукам – не менее четырех статей, половина из них – в научных журналах европейских стран, США, Канады, Японии, Китая и Южной Кореи).
Также уточнено, что охранные документы на объекты интеллектуальной собственности приравниваются к статьям, опубликованным в специализированных научных зарубежных журналах, а монографии – к статьям, опубликованным в специализированном научном журнале республики. Изданные учебники, учебные пособия и другие учебно-методические работы научными работами не признаются.
Положением установлено, что диссертант представляет Научному совету по присуждению ученой степени доктора наук (далее – Научный совет) документы, подтверждающие, что результаты диссертации внедрены в науку, практику или приняты организациями для внедрения, которые должны быть рассмотрены, одобрены научно-техническими советами и утверждены руководителями организаций (ранее – специально разработанные рекомендации по внедрению результатов диссертации в практику утверждались на Научном совете).
Срок проведения предварительной экспертизы диссертации организацией, в которой она выполнена, а также срок ее окончательной экспертизы Научным семинаром при Научном совете и дачи ими заключений сокращены с 3 до 2 месяцев.
КАК В НАУКУ?
Положением регламентирован порядок проведения заседания Научного семинара, на котором фактически проходит предварительная защита диссертации.
Научный совет, получив его положительное заключение в течение месяца, должен принять решение о приеме диссертации на защиту и известить о нем ВАК для размещения этой информации на сайте ВАК и в журнале «Бюллетень ВАК».
Затем минимум за месяц до дня защиты не менее 50 экземпляров автореферата диссертации (ранее их количество определял Научный совет) направляется в организации, входящие в перечни обязательной и дополнительной рассылки.
Научный совет назначает трех официальных оппонентов – докторов наук или профессоров, двое из них могут быть избраны из числа членов Научного совета (ранее из него избирался только один доктор наук, двое – в исключительных случаях). Как и ранее, все оппоненты должны представлять разные организации. Также Научный совет назначает ведущую организацию – наиболее авторитетную в соответствующей сфере науки или отрасли экономики. По-прежнему официальные оппоненты и ведущая организация должны представлять рецензии диссертанту не позже 10 дней до защиты. В противном случае дата защиты переносится.
После защиты диссертации в течение месяца Научный совет направляет в ВАК первый экземпляр диссертации и аттестационное дело диссертанта, а также их электронные версии. Срок их рассмотрения не должен превышать трех месяцев, а в необходимых случаях он может быть продлен еще на 2 месяца (ранее срок рассмотрения составлял 6 месяцев с возможностью его продления).
Решение ВАК об утверждении решения Научного совета о присуждении ученой степени доктора наук вступает в силу с момента его принятия, и в течение 20 дней (ранее – в течение 1 месяца) оформляется диплом доктора наук.
В новом Положении также прописаны основания и порядок лишения ученой степени, порядок ее восстановления, а также рассмотрения апелляций по решениям Научного совета о присуждении или отказе в присуждении, по вопросам признания и нострификации документов о присуждении ученой степени, выданных за рубежом.
Как и ранее, апелляции могут быть поданы в течение 2 месяцев со дня принятия соответствующего решения. Однако уточнено, что они рассматриваются в сроки, установленные Законом «Об обращениях граждан»*, и окончательное решение по апелляции направляется заинтересованным лицам в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Если претендент желает защитить диссертацию, подготовленную на основе выполненных в Узбекистане научно-исследовательских работ, в иностранном государстве, то ему необходимо получить разрешение и направление ВАК. Вместе с тем установлено, что документы о присуждении ученой степени, выданные гражданам Узбекистана, а также постоянно проживающим и работающим в республике иностранным гражданам высшими аттестационными органами зарубежных стран, нострифицируются ВАК в соответствии с Положением о порядке признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об ученых степенях, выданных в зарубежных странах (приложение N 3 к Постановлению КМ от 25.07.2000 г. N 283).
Положение утверждено на государственном языке. Авторский перевод документа на русский язык будет размещен в ИПС «Norma».
Сардор ДЖУМАШОВ,
наш эксперт-юрист.
*Согласно статье 18 Закона заявления или жалобы рассматриваются в срок до 1 месяца со дня их поступления в государственный орган, который обязан разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней. В случаях, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо провести проверки, истребовать дополнительные материалы либо принять другие меры, сроки их рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего госоргана, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом заявителю.
Мы сами в ближайшее время начнем реализовать Правительственные и ВАКовские нормативные документы, постараемся поделиться с первыми полученными результатами.
Ждем с нетерпением и реализацию документов, принятых на саммите руководителей внешнеполитических ведомств СНГ в Ташкенте.
Т.М. Туребеков, доцент ТГЮИ