Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 13 / Отдел кадров

Алло, Вам звонит менеджер…

Я работаю менеджером по продажам. Мои должностные обязанности предусматривают консультирование покупателей по всем возникающим у них вопросам и поиск новых клиентов. Поэтому мне очень часто приходится как принимать звонки на свой сотовый телефон, так и звонить по нему потенциальным клиентам. Услуги сотовой связи я оплачиваю сам. Вправе ли я требовать у руководства возмещать мне расходы на эти услуги и амортизацию собственного телефона?

 

Осман Т., менеджер.


– Согласно статье 173 Трудового кодекса (ТК) при использовании работником принадлежащего ему имущества с согласия работодателя и в его интересах возмещению за счет работодателя подлежат амортизация транспортных средств и расходы на их эксплуатацию, а также амортизация инструмента, других технических средств либо иного имущества. Размеры и порядок возмещения этих расходов определяются коллективным договором, а если он не заключен, – по соглашению между работником и работодателем.

Таким образом, вы вправе требовать возмещения за использование собственного мобильного телефона в служебных целях, если оно осуществлялось с согласия работодателя, в порядке и размерах, определенных коллективным договором или, что в вашем случае более вероятно, соглашением сторон.

Если такое согласие не было получено либо соглашением сторон не определен порядок и размер возмещения амортизации мобильного телефона и оплаты услуг сотовой связи, то вы вправе обратиться к работодателю с заявлением о рассмотрении данных вопросов.

Однако следует учитывать, что, согласно части первой статьи 37 Конституции и части первой статьи 16 ТК, каждый имеет право на труд, свободный выбор работы, на справедливые условия труда и защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Кроме того, зачастую в трудовых договорах или локальных нормативно-правовых актах закреплена обязанность работодателя обеспечивать работника техническими средствами, необходимыми для выполнения его прямых должностных обязанностей.

Поэтому вам следует внимательно ознакомиться с локальными правовыми актами, действующими на вашем предприятии, изучить условия трудового договора и обратиться к работодателю с требованием об обеспечении вас телефонным устройством, если оно необходимо для выполнения ваших должностных обязанностей. Работодатель может как приобрести мобильный телефон и оплачивать услуги связи, так и установить стационарный телефон, подключенный к городской сети АТС. В ином случае он не вправе обязать вас пользоваться личным телефоном в служебных целях.

 

Алексей НИЯЗМЕТОВ,

юрист.

Прочитано: 7571 раз(а)

Комментарии к статье (6)

2013-04-04 15:26:13, Гость_А. Муминов, заведующий кафедрой УМЭД:
Хорошая тема открывается:
часто бывает, что используются и транспортные средства, компьютеры и оргтехника, т.к. в условиях малого и частного бизнеса целесообразнее не приобретать вышеупомянутые технические средства;
но не всегда это должным оформляется, почему и возник вопрос менеджера;
другой вопрос, чтобы все это компенсировалось и в нужном объеме;
а полет фантазии и возможности руководителя должны в рамках разумного!
2013-04-05 02:06:04, Гость_юрисконсульт:
А почему бы не рассмотреть и другие варианты. На мой взгляд, в такой ситуации правоотношения между работником и работодателем могут быть оформлены одним из следующих способов:
— путем заключения договора аренды сотового телефона;
— внесения в трудовой договор условия о том, что работник пользуется личным мобильным телефоном;
— подписания договора безвозмездного пользования сотовым телефоном.
В соответствии со статьей 535 ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Следовательно, отношения между сторонами данного договора возникают в связи с передачей в пользование имущества (сотового телефона). В этом случае организация должна выплатить работнику арендную плату, размер которой устанавливается в договоре аренды.
Использование работником личного сотового телефона в служебных целях может быть предусмотрено в трудовом договоре. Тогда договор аренды с работником не заключается, а у организации возникает обязанность выплатить ему компенсацию и возместить понесенные расходы.
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 617 ГК). Организация, заключив с работником договор безвозмездного пользования сотовым телефоном, по сути, получает не сам телефон (его она должна вернуть по окончании действия договора), а услугу.
2013-04-05 02:13:13, Гость_Мариша-юрист:
Размер компенсации и сумму возмещаемых расходов стороны закрепляют в письменном соглашении либо в трудовом договоре. Главное, чтобы это было соглашение обеих сторон, а не односторонний распорядительный документ (приказ или распоряжение руководителя).
 
Как правило, в подобном соглашении указывается определенная сумма компенсации за использование сотового телефона сотрудника в месяц, а в отношении возмещаемых расходов говорится, что их сумма рассчитывается ежемесячно на основании детализированного счета, выставляемого оператором сотовой связи. Тем не менее стороны могут предусмотреть, что сотруднику выплачивается лишь возмещение его расходов на переговоры по мобильному телефону, подтверждаемых счетами оператора связи.
 
Размер денежной компенсации должен соответствовать экономически оправданным затратам по использованию мобильного телефона. Необходимость сотовой связи для конкретного работника фиксируется в должностной инструкции, трудовом (коллективном) договоре или ином аналогичном документе.
 
Кроме того, организации нужно иметь документы, подтверждающие затраты, произведенные сотрудником в служебных целях. От работника необходим договор между сотрудником и оператором сотовой связи и ежемесячные детализированные счета, выставляемые на имя физического лица. В счетах приводится расшифровка всех номеров телефонов абонентов, кодов городов и стран, дат и времени переговоров, продолжительности и стоимости разговоров. Если получить оригиналы перечисленных документов невозможно, достаточно их копий.
 
На основании детализированного счета сотрудник дает пояснения по номерам телефонов абонентов, связь с которыми осуществлялась в рамках производственной деятельности. Размер компенсации определяется как сумма стоимости всех служебных звонков с личного мобильного телефона работника. Остальные звонки признаются переговорами частного характера. Их стоимость не включается в сумму компенсации и оплачивается самим работником.
 
Организация может также установить лимит расходов (стоимостный или временной) за использование сотовой связи, закрепив его в приказе, распоряжении руководителя или соглашении, заключенном с работником. Суммы затрат, превышающие данный лимит, работнику не возмещаются. Допустим, была ограничена не стоимость, а время служебных звонков с личного сотового телефона сотрудника (временной лимит), например не более десяти часов разговоров в месяц. Тогда переговоры сверх десяти часов, даже осуществленные в производственных целях, работнику не компенсируются, а компания не вправе включать их стоимость в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
2013-04-05 02:17:53, Гость_Миклуха:
Итак, составить соглашение об использовании имущества сотрудника в целях работодателя или договор аренды? Какой из них лучше заключать с той или иной точки зрения?
 
Соглашение оставляет право на владение и распоряжение  имуществом за сотрудником. Другими словами, он продолжает свободно распоряжаться, допустим, мобильным телефоном, только деловые звонки оплачивает уже организация. Заметим, что кроме владельца никто другой не может использовать имущество в трудовой деятельности.
 
При договоре аренды объект переходит во владение и в пользование работодателю. Например, сданный в аренду телефон будет задействован только на работе. К тому же к нему смогут иметь доступ и другие работники организации.
2013-04-05 11:46:19, Гость_Алексей Ниязметов, юрист:
Отвечая на все предыдущие комментарии: вариантов заключения различных договоров и соглашений между работником и работодателем может быть великое множество. Главное, что хотелось отметить - данные соглашения должны заключаться с обоюдного согласия, дабы исключить возможные злоупотребления с обоих сторон, чтобы работодатель не принуждал работников использовать их имущество, а работники не использовали свое имущество в рабочих целях без соответствующего согласия работодателя и не выставляли ему потом астрономические счета.
Все остальные варианты имеют место быть и было бы хорошо, если бы юристы предложили их как можно больше, с целью гибкого регулирования вопроса использования имущества в рабочих целях.
2013-04-11 14:38:28, Гость_Ахтам Хикматов – адвокат:
Отвечая на вопрос менеджера Османа Т., хочу сказать, что требовать у руководства возместить ему расходы за исходящие звонки с его телефона и амортизацию собственного телефона он, конечно, может. Но работодатель вправе ему отказать.
Как было правильно указано выше вы вправе требовать возмещения за использование телефона в служебных целях, только если оно осуществлялось с согласия работодателя.
А вообще еще при заключении трудового договора работник должен потребовать включения в трудовой договор условия о том, что работодатель обязан создать материально-технические условия для трудовой деятельности работника, оговоренной договором, и обеспечить работника всеми техническими средствами и принадлежностями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика