В связи с имеющимися проблемами в деятельности предприятия мы предполагаем инициировать процедуру банкротства и обратиться с соответствующим заявлением в хозяйственный суд. У нашего предприятия нет государственной доли в уставном фонде, имеется задолженность перед разными кредиторами, в том числе по налогам и обязательным платежам – более 500 миллионов сумов. При этом имеется просроченная валютная дебиторская задолженность контрагентов из разных стран, а также собственного торгового дома по договорам комиссии за отгруженную им продукцию. А так как у предприятия есть активы в виде недвижимости и действующего оборудования, новые инвесторы заинтересованы в продолжении его деятельности и развитии. Существуют ли процедуры банкротства, направленные на возобновление финансово-хозяйственной деятельности обанкротившегося предприятия, и в чем их особенности?
ПРОЦЕДУРЫ НА ВЫБОР
– Из вашего вопроса усматриваются следующие признаки банкротства, предусмотренные Законом «О банкротстве»1:
неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанности по обязательным платежам, не исполненные в течение 3 месяцев со дня их наступления;
наличие требований кредиторов, в совокупности составляющих не менее 500 МРЗП, в настоящее время – не менее 39 795 000 сумов.
В вашей ситуации упрощенные процедуры банкротства (банкротство ликвидируемого юридического лица, банкротство отсутствующего должника) неприменимы. В связи с отсутствием госдоли в уставном капитале не потребуется дополнительных согласований с государственными уполномоченными органами.
Хозяйственный суд своим решением о признании юридического лица банкротом может инициировать одну из следующих процедур банкротства:
ликвидационное производство;
судебную санацию;
внешнее управление;
мировое соглашение.
Все они осуществляются судебным управляющим (временным, санирующим, внешним, ликвидационным), назначаемым хозяйственным судом. Обращаем ваше внимание на то, что кандидатура судебного управляющего может быть представлена должником с последующим утверждением судом.
СТО РАЗ ПРОАНАЛИЗИРУЙ
Правоприменительная практика показывает, что при рассмотрении дел о банкротстве хозяйственные суды часто выносят частные определения о проведении проверки Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генпрокуратуре на предмет наличия в действиях руководителей и(или) собственников юридического лица противоправных деяний (действий, бездействия), повлекших банкротство предприятия. Поэтому рекомендуем серьезно подходить к этому вопросу: внимательно изучить и проанализировать состояние предприятия, операции и сделки, которые проводились за несколько последних лет, четко определить иные факторы, которые могли стать причиной негативных явлений.
Одним из таких факторов является просроченная дебиторская валютная задолженность. Обращаем ваше внимание на то, что ее наличие, помимо фактических финансовых потерь, чревато возможным инициированием контролирующими и иными органами уголовного преследования руководителей предприятия по статье 175 «Заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан» Уголовного кодекса.
ПОПАЛ ПОД НАБЛЮДЕНИЕ
С момента возбуждения хозсудом дела о банкротстве (до принятия им решения о признании должника банкротом) вводится процедура наблюдения. При ее проведении деятельность предприятия отличают следующие особенности:
приостанавливается реализация исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением тех из них, что выданы на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и компенсации морального вреда, вступивших в законную силу до принятия хозсудом заявления о признании должника банкротом к производству;
обратите внимание, что запрещается удовлетворять требования учредителей (участников) должника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);
запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Важным элементом процедуры наблюдения является созыв первого собрания кредиторов, которое принимает одно из следующих решений об обращении в хозяйственный суд с ходатайством:
о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства;
о введении судебной санации либо внешнего управления.
ВЫ БАНКРОТ. И ЭТО НАВСЕГДА
Что происходит в случае обращения с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства и принятия хозяйственным судом данного решения? Прекращается финансово-хозяйственная деятельность хозсубъекта, производится инвентаризация его активов и обязательств, проводится оценка имущества, осуществляется взыскание дебиторской задолженности, реализуется имущество и происходит расчет с кредиторами (в порядке очередности), а также осуществляются иные мероприятия, предусмотренные главой VII Закона «О банкротстве».
При данной процедуре возобновление предпринимательской деятельности и финансовое оздоровление предприятия представляется невозможным, за исключением заключения мирового соглашения, которое рассмотрим позже.
САНАЦИЯ, ОСТАВЛЯЮЩАЯ НАДЕЖДЫ
В случае обращения в суд с ходатайством о введении судебной санации отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Кроме того:
- не применяются арест имущества должника и иные ограничения его полномочий по распоряжению принадлежащим ему имуществом – они могут быть наложены только в рамках процедуры банкротства;
- не начисляются неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, в том числе по обязательным платежам, возникшим на момент судебной санации, а также подлежащие уплате проценты;
- возобновляется предпринимательская деятельность предприятия, за исключением сделок, связанных: с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, его внесением в качестве вклада в уставный фонд (уставный капитал) хозяйственных товариществ и обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью или распоряжением им иным способом; с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника; с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с заключением договора доверительного управления имуществом должника.
Регулирование процесса санации осуществляется в соответствии со статьями 76–90 Закона «О банкротстве».
САМИ НЕ МОЖЕМ, ПРИШЛИТЕ УПРАВИТЕЛЯ
Одним из вариантов может быть обращение в суд с ходатайством о введении внешнего управления. При его удовлетворении:
- руководитель должника отстраняется от исполнения своих обязанностей, управление делами возлагается на внешнего управляющего. Он обязан издать приказ о прекращении трудового договора с руководителем должника или о переводе его на другую работу;
- прекращаются полномочия органов управления должника. Полномочия их и руководителя переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Законом «О банкротстве» к другим лицам (органам). Органы управления в течение 3 рабочих дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить ему передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аналогично санации арест имущества должника и иные ограничения его полномочий по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процедуры банкротства;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и(или) обязательным платежам должника.
Механизм реализации внешнего управления регулируется статьями 91–123 Закона «О банкротстве».
ИДЕМ НА МИРОВУЮ
На любой стадии рассмотрения хозяйственным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить письменное мировое соглашение (при процедурах наблюдения, судебной санации, внешнего управления и ликвидационного производства).
Решение о его заключении от имени кредиторов принимает собрание кредиторов большинством голосов от общего числа кредиторов. Оно считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Решение о заключении мирового соглашения от имени должника принимается при процедурах наблюдения и судебной санации его руководителем, а в случае отстранения его от исполнения своих обязанностей – судебным внешним управляющим или ликвидационным управляющим.
Мировое соглашение утверждается определением хозяйственного суда, в котором указывается прекращение производства по делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в процессе ликвидационного производства, хозсуд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается, что решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства не подлежит исполнению.
С момента утверждения мирового соглашения хозсудом прекращаются полномочия судебных управляющих – внешнего или ликвидационного. Они продолжают исполнять свои полномочия до момента избрания (назначения) руководителя должника.
В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением, в порядке, установленном законодательством. В случае возбуждения нового дела о банкротстве объем их требований определяется условиями, предусмотренными мировым соглашением.
Форма, содержание и другие аспекты мирового соглашения регулируются статьями 145–155 Закона «О банкротстве».
Гузаль ИСЛАМОВА,
аудитор
ООО «BAKER TILLY Tashkent»,
Андрей ЛУБЕНЕЦ,
адвокат АФ «ANCORA Consulting & Legal Service».
P.S. Следует обратить внимание, что, несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов в процессе исследования заданного вопроса, настоящий ответ не является профессиональной консультацией. Он выражает мнение лиц, его изучивших, исходя из их понимания описанной в вопросе ситуации. Мнение, изложенное в данном материале, не исключает возможности дополнительного изучения вопроса и последующего обсуждения.
--------------------------
1От 5.05.1994 г. N 1054-XII (в редакции Закона от 24.04.2003 г. N 474-II).