В газете «Норма» N 23 от 5.06.2012 г. ваш эксперт-юрист Абдусалам Рискуллаев дал ответ на следующее письмо: «Работник работает на трех предприятиях. Его работодатели заинтересованы, чтобы он работал у всех. Все согласны. Но при работе даже по 4 часа нарушается нормальная продолжительность времени. Хотя работник вполне успевает выполнять необходимые объемы.
Какой режим рабочего времени будет законным и удобным как для работодателей, так и для работника-совместителя, и как его учитывать?»
«По факту посещения и работы в табеле учета проставляется отработанное время работника-совместителя, – ответил эксперт. – Размер оплаты труда лиц, работающих по совместительству, устанавливается по соглашению между работником и работодателем за фактически выполненную работу (статья 160 ТК). Следовательно, в табеле учета может быть проставлено фактически отработанное время, потраченное на выполнение определенного объема работы».
После этой публикации было принято Постановление Кабинета Министров от 18.10.2012 г. N 297. Изменило ли оно что-нибудь в регулировании данного вопроса? Если «да», то каким образом?
Татьяна Александровна,
г.Ташкент.
– Да, изменило.
Как вам известно, в соответствии с частью первой статьи 1 Трудового кодекса (ТК) трудовые отношения в Узбекистане регулируются не только Трудовым кодексом, но и коллективными соглашениями, договорами и иными локальными нормативными актами.
На день выпуска указанного в вашем письме разъяснения «Табельный учет – по факту» («Норма» N 23 от 5.06.2012 г.) действовала статья 160 ТК. Впоследствии было принято Положение о порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей1 (далее – Положение N 297), которое определяет порядок регулирования трудовых отношений физических лиц, работающих по совместительству, и при совмещении ими профессий и должностей в соответствии с трудовым договором на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности.
Согласно ему работник имеет право заключать трудовые договоры на выполнение, помимо своей основной работы, другой оплачиваемой работы на условиях трудового договора, в свободное от основной работы время (пункт 2 Положения N 297).
Работа по совместительству допускается по основному месту работы (внутреннее совместительство) либо в другой организации (внешнее совместительство), если иное не предусмотрено Положением N 297.
Необходимо подчеркнуть, что теперь продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников. Если в организации для совместителей не может быть соблюдена ежедневная половинная норма продолжительности рабочего времени, то допускается ведение суммарного учета рабочего времени. При нем общая продолжительность работы по совместительству не должна превышать половины нормы рабочего времени по совмещаемой должности за учетный период. При этом учетный период не должен быть более 1 месяца, а продолжительность ежедневной работы – свыше 12 часов (пункт 7 Положения N 297).
В трудовом договоре, заключаемом с работником на работу по совместительству, наряду с требованиями, установленными Трудовым кодексом, обязательно указывается продолжительность рабочего времени (пункт 8 Положения N 297). Кроме того, необходимо заполнить на него личную карточку (форма N Т-2), а также присвоить ему табельный номер.
Если работник, помимо основной должности, работает по совместительству в той же организации (внутреннее совместительство), то при заполнении табеля его фамилия будет указана 2 раза. В одной строке будет учтено время основной работы, а во второй – по совместительству.
Оплата труда совместителей производится в соответствии с трудовым договором:
за фактически выполненную работу – при сдельной форме оплаты труда;
пропорционально отработанному времени – при повременной форме оплаты труда (пункт 11 Положения N 297).
Если при повременной оплате совместителю устанавливается нормированное задание, то оплата производится по конечному результату работы за фактически выполненную им работу (пункт 12 Положения N 297).
Совместителям, работающим в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с их учетом.
Минимальная оплата за работу по совместительству не может быть ниже размера, рассчитанного на основе тарифного коэффициента первого разряда по Единой тарифной сетке по оплате труда2, установленного законодательством, пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки или иных условий, предусмотренных трудовым договором (пункт 13 Положения N 297).
При исчислении среднего заработка работника зарплата по основному месту работы и по совместительству рассчитывается раздельно (пункт 14 Положения N 297).
Если иное не предусмотрено во внутреннем трудовом распорядке или коллективном договоре организации, поощрение за труд совместителей осуществляется в порядке, установленном для всех работников организации (пункт 15 Положения N 297).
Совместители имеют право получать на работе по совместительству пособие по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, и пособие по беременности и родам (пункт 18 Положения N 297).
Таким образом, совместитель является работником, работающим по трудовому договору в свободное от основной работы время и получающим зарплату пропорционально отработанному времени – при повременной форме оплаты труда (если совместителю устанавливается нормированное задание) или по конечному результату – за фактически выполненную им работу. Теоретически он, конечно, может работать и в трех, и в четырех местах, но суммарное рабочее время в них не может превышать 12 часов в день.
----------------------------------------
1Утверждено Постановлением КМ от 18.10.2012 г. N 297.
2Утверждена Постановлением КМ от 21.07.2009 г. N 206.
Я знаю много талантливых преподавателей, которые проводят занятия в нескольких ВУЗах, консультируют и выполняют другую работу, связанную с их профессиональной деятельностью.Но несовременные нормы трудового законодательства будут тянуть эту деятельность в "тень", лишая возможности действительно энергичных и инициативных людей в формировании пенсионных накоплений, прочих социальных преференций.
На страницах ваших газет и других специализированных изданий авторы и читатели ясно говорят: нужно пересматривать Трудовой кодекс Республики Узбекистан в сторону либерализации в духе времени!
...А я знаю массу абсолютно бездарных сотрудников охранных предприятий, и ночных сторожей, и диспетчеров и т.д. до бесконечности, осуществляющих трудовую деятельность по совместительству в двух или более организациях посменно. Каким образом предлагаете оценивать их труд, кроме как пропорционально отработанному времени? Если внимательно прочесть комментируемый нормативно-правовой акт, можно отметить в нем норму:"Если при повременной оплате совместителю устанавливается нормированное задание, то оплата производится по конечному результату работы за фактически выполненную им работу (пункт 12 Положения N 297).", что и так, на мой взгляд, подразумевалось априори. Это применительно талантливых преподавателей, юрисконсультов, аудиторов, налоговых консультантов и проч. представителей интеллектуального труда. Если научится мыслить диалектически, нормы действующего законодательства перестают оттенять кого бы то ни было.
Тогда почему представителей интеллектуального труда вынудили уйти на 0.5 ставки с обязательным указанием по 4 часа ежедневно в табеле? Если они работают хотя бы в трех организациях и справляются со своим объемом работ, то почему нельзя им указывать фактически затраченное на работу время ? Ведь 8+4+4=16часов является явным нарушением законодательства, да и не надо хорошим спец-ам, затрачивать столько своего времени. А ночным сторожам и т.п. идет оплата за время и с этим никто и не спорит .
Значит, объясняю последний раз! Не хотите "повременно совместительствовать" заключаете с работодателем договор(контракт) в порядке ст.ст 703-708 ГК Республики Узбекистан, и работайте хоть дома, в джакузи, попивая лате. Главное результат предоставьте в срок!
Тогда почему в бюджетных организациях, в частности в поликлиниках, финансовые органы запрещают заключать такие договора с юристами, экономистами и т.д., мотивируя это тем, что в бюджетных организациях такие договора заключать нельзя, ссылаясь на Положения N 297?