Общество с ограниченной ответственностью (малое предприятие) занимается оптовой торговлей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. ООО заключило контракт с иностранной фармацевтической компанией в целях продвижения ее продукции на рынке Узбекистана, в предмет которого входят:
проведение маркетинговых исследований рынка;
проведение опросов среди специалистов, работающих в сфере здравоохранения;
разработка политики продажи продукции иностранной компании;
осуществление подбора организаций, которые будут разрабатывать рекламно-информационные материалы (буклеты и пр.), размещение у них заказов на разработку оригинал-макетов и их изготовление, распространение среди потенциальных покупателей;
согласование в Министерстве здравоохранения рекламной продукции, а также рекламных материалов с последующей организацией их размещения в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в печатных изданиях);
организация и проведение семинаров и конференций для работников здравоохранения в целях информирования о свойствах продукции иностранной фармкомпании.
Вышеуказанную работу ведут штатные маркетологи и привлеченные на основе договоров гражданско-правового характера отдельные ведущие специалисты Минздрава (последние привлекаются только для чтения лекций на организованных семинарах и конференциях).
Оплату за услуги ООО иностранная компания осуществляет ежеквартально в СКВ по результатам их оказания. Сумма определяется в контракте за весь выполненный в указанный отчетный период объем.
Относятся ли вышеуказанные услуги к категории оказываемых собственными силами ООО и вправе ли ООО использовать льготу в виде освобождения от обязательной продажи 50% валютной выручки?
Представитель ООО.
– В данном случае под категорию «услуги собственного производства» согласно абзацу пятому пункта 5 Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту1 (далее – Правила) подпадают:
проведение маркетинговых исследований;
проведение опросов;
разработка политики продажи;
распространение рекламно-информационных материалов представителями ООО среди потенциальных покупателей;
согласование в Министерстве здравоохранения рекламной продукции и рекламных материалов;
организация и проведение семинаров и конференций.
Изготовление оригинал-макетов рекламы и распространение ее средствами массовой информации не являются услугами собственного производства ООО, поскольку осуществляются не им, а другими организациями по его заказу.
Согласно абзацу одиннадцатому статьи 22 Налогового кодекса и части пятой статьи 11 Закона «О внешнеэкономической деятельности» (в редакции, утвержденной Законом от 26.05.2000 г. N 77-II) экспортом услуг является оказание услуг юридическим лицом Узбекистана юридическому лицу иностранного государства независимо от места их оказания.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте2 (далее – Порядок) малые предприятия освобождаются от обязательной продажи валютной выручки, поступающей от экспорта услуг собственного производства.
Ни Порядок, ни Правила не регламентируют требований к «вычленению» отдельных действий, выполняемых в рамках единого предмета договора, для определения объема услуг, оказанных собственными силами, и правил расчета части приходящейся на него выручки. В связи с этим думается, что ООО в силу преобладания услуг, оказываемых собственными силами, а также на основании части первой статьи 24 Закона «О нормативно-правовых актах»3 (в редакции, утвержденной Законом от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342) и статьи 11 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»4 (в редакции, утвержденной Законом от 2.05.2012 г. N ЗРУ-328) вправе претендовать на применение льготы, установленной подпунктом «е» пункта 3 Порядка.
Артем МОКШИН, руководитель экспертной юридической службы «Norma».
---------------------------------------
1Утверждены постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 16.02.2011 г. N 2195.
2Утверждено Постановлением КМ от 29.06.2000 г. N 245.
3«Текст нормативно-правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком. Используемые в нормативно-правовом акте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования».
4«Во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности».