Отношения между собственниками помещений в многоквартирных домах с управляющими компаниями
и поставщиками коммунальных услуг строятся по схеме «потребитель – исполнитель услуг». Поэтому помимо жилищного законодательства и НПА, регулирующих оказание коммунальных услуг, эти отношения подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей» (ЗРУ N 221-I от 26.04.1996 г., далее – Закон). Рассмотрим его применительно к выполнению работ и услуг в жилищно-коммунальной сфере.
1. Понятия потребителя и исполнителя услуг
Потребитель – гражданин (физическое лицо), приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать работу (услугу) в целях личного потребления или иных целях, не связанных с извлечением прибыли.
Исполнитель – предприятие, организация, учреждение, индивидуальный предприниматель или самозанятые лица, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю по договору в жилищно-коммунальной, ремонтно-строительной и других сферах обслуживания.
(ст. 1 Закона)
2. Основа взаимоотношений – договор
Договор – устное или письменное соглашение между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) о качестве, количестве, сроках, цене и других условиях, согласно которым выполняется работа (оказывается услуга).
(ст. 1 Закона)
3. Услуга должна быть безопасной
Безопасность работы (услуги) – это отсутствие риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу потребителя и окружающей среде при обычных условиях использования работы или услуги.
(ст. 1 Закона)
4. Услуга с недостатками
Недостаток работы (услуги) – несоответствие их обязательным требованиям нормативной документации, условиям договора либо обычно предъявляемым требованиям к качеству работы (услуги).
Существенный недостаток работы (услуги) – недостаток, который делает невозможным использование работы (услуги) по целевому назначению либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени.
(ст. 1 Закона)
5. Основные права потребителей
Потребители имеют право на:
• получение достоверной и полной информации о работе (услуге), а также исполнителе;
• свободный выбор работы (услуги) и требование их надлежащего качества;
• требование безопасности работы (услуги);
• требование возмещения в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных работой (услугой) с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерным действием (бездействием) исполнителя.
(ст. 4 Закона)
6. Недостоверная информация об услуге причинила вред потребителю
Исполнитель услуги обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых услугах.
Потребитель вправе требовать возмещения убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о работе или услуге либо расторжения договора. В частности, если услуга или работа выполнены некачественно или это повлекло причинение вреда жизни, здоровью либо имуществу потребителя.
(ст.ст. 6–7 Закона)
7. Договор: исполнитель обязуется выполнить работу (услугу), а потребитель ее оплатить
Потребитель имеет право на свободное приобретение услуги путем заключения договора, по которому исполнитель обязуется выполнить работу (услугу) в определенном количестве и надлежащего качества, а потребитель обязуется уплатить оговоренную денежную сумму.
(cт. 8 Закона)
8. Право потребителя на безопасность услуги
Потребитель имеет право на гарантию, что работа (услуга) выполнена с соблюдением требований санитарно-гигиенических, в том числе радиологических, противоэпидемических и других действующих норм и правил и безопасна для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинит вреда его имуществу. Эти требования определяются законодательством. Исполнитель обязан обеспечить безопасность работы (услуги) в установленные сроки.
(ст. 12 Закона)
9. Исполнитель не обеспечил безопасность услуги и нанес вред потребителю
Если установлено, что выполненная работа (услуга) может причинить или причиняет вред жизни, здоровью, имуществу потребителя или окружающей среде, то исполнитель обязан незамедлительно устранить причины. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.
(ст. 12 Закона)
10. Работа (услуга) должна быть выполнена в установленный срок
Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, в объеме и качестве, которые установлены правилами выполнения отдельных видов работ (услуг) или договором.
Срок ее выполнения может определяться датой (периодом времени), к которой она должна быть выполнена,
а также датой, когда исполнитель должен приступить
к ее выполнению. Если она выполняется по частям в течение срока действия договора, то должны предусматриваться поэтапные сроки выполнения работ (услуг).
(ст. 19 Закона)
11. Когда потребитель вправе отказаться
от договора оказания услуги?
Потребитель вправе отказаться от договора о выполнении работы, оказании услуги и потребовать возмещения убытков, если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или станет очевидным, что она не будет выполнена в срок.
Если исполнитель допустил существенное отступление от условий договора, ухудшившее работу (услугу), либо допустил иные существенные недостатки, потребитель вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков, либо соответственного уменьшения цены выполненной работы (услуги), либо повторного выполнения или расторжения договора.
(ст. 19 Закона)
12. В течение какого времени потребитель может реализовать вышеуказанные права при их нарушении?
Потребитель имеет право заявить о нарушении вышеуказанных прав:
• при обнаружении недостатков во время принятия работы (услуги) или в ходе ее выполнения;
• в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в течение шести месяцев со дня принятия работы (услуги);
• в течение двух лет со дня обнаружения недостатков в строении или ином недвижимом имуществе.
(ст. 19 Закона)
13. Некачественная услуга причинила вред потребителю
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных и иных недостатков работы (услуги), а также применения материалов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений или иных средств, не обеспечивающих безопасность жизни, здоровья или имущества потребителя, подлежит возмещению исполнителем (изготовителем).
(ст. 20 Закона)
14. Когда потребителю могут отказать
в возмещении вреда из-за недостатков
в работе или услуге?
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он наступил в течение предусмотренного нормативной документацией срока. Если он не установлен – в течение десяти лет с момента принятия работы (услуги).
Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил.
(ст. 20 Закона)
15. Кто компенсирует расходы потребителя, связанные с подтверждением недостатков
в работе (услуге)?
При подтверждении недостатков в работе (услуге) и его несоответствия требованиям нормативных документов, изготовитель (исполнитель) должен полностью покрыть расходы, связанные с проверкой (тестированием, экспертизой) работ (услуг) потребителю или государственным уполномоченным органам по защите прав потребителей ее проводившим.
(ст. 20 Закона)
16. Исполнитель не вправе взимать плату
за неоказанные услуги
Условия договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие законодательству, признаются недействительными. Если в результате их применения потребителю нанесены убытки, они подлежат возмещению исполнителем.
Исполнитель не вправе взимать плату за неоказанные услуги. Запрещается включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, предусмотренных законодательством, а также непредоставление им льгот и преимуществ, установленных законодательством.
(ст. 21 Закона)
17. Может ли потребитель требовать компенсацию морального вреда, если исполнитель возместил имущественный вред и убытки?
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
(ст. 22 Закона)
18. Какие органы обеспечивают защиту прав потребителей?
Защиту прав потребителей обеспечивают органы государственной власти и управления, а также суды. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о ЗПП, являются Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при КМ РУз, Министерство здравоохранения, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, другие органы. В целях защиты своих прав и интересов потребители могут создавать на добровольной основе объединения потребителей.
(ст.ст. 23, 30 Закона)
19. Потребительские иски освобождаются от уплаты госпошлины
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также государственные органы, осуществляющие контроль за безопасностью и качеством работ (услуг), общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителей (неопределенного круга потребителей), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
(ст. 29 Закона)