Norma.uz
Газета Норма / 2024 год / № 22 / Дом, в котором мы живем

Чиновники нарушают законы и призывают к этому граждан?

 

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства не дает ответа на ряд серьезных вопросов, связанных с введением мини-тарифов. Обсуждение в социальных сетях демонстрирует возросшую правовую грамотность граждан. Сегодня им далеко небезразлично, когда в очередной раз их пытаются принудить к исполнению документов, нарушающих действующие законы.  Жители многоэтажек справедливо указывают на это в комментариях. Возможно, некоторые из них излишне эмоциональны, но в них есть доля здравого смысла и чиновникам хорошо бы дать разъяснения по этим вопросам. Обобщим некоторые из них.   

 

Верховенство законов или актов исполнительной власти?

– Приказ о введении в действие мини-тарифов противоречит статье 132 Жилищного кодекса и статье 16  Закона «Об управлении многоквартирными домами». Они предусматривают, что размер взноса и платежа за содержание общего имущества в МКД устанавливают собственники на общем собрании. Есть ли Закон, упраздняющий эти нормы и передающий Министерству право устанавливать иной порядок? Приказ о введении мини-тарифов не прошел государственную регистрацию в Минюсте. Ведомственные нормативно-правовые акты общеобязательные к исполнению должны проходить эту процедуру. В противном случае это означает, что они не имеют юридической силы. Тогда получается, что приказ необязателен к исполнению? Для чего принимаются законы, если исполнительная власть в лице Минстройжилкомхоза и других госструктур безнаказанно их нарушает? Получается верховенство исполнительной власти, а не законов?   

 

Параметры домов разные, а тариф один

– Исходя из приказа о введении мини-тарифов, можно сделать вывод, что они разработаны с учетом административных районов, этажности и наличия лифтов в МКД. При этом не учитывается год постройки, техническое состояние домов. Можно сколько угодно говорить о вдумчивом подходе к их разработке, но нельзя сравнивать вторичку, построенную более полувека назад, с новостройкой без учета этих параметров. Возьмем, к примеру, две пятиэтажки в Мирзо-Улугбекском районе столицы. Тариф для них установлен одинаковый. Один дом на массиве Ц-1, другой на краю города. Один построен в пятидесятые годы, другой в девяностые. Изношенность у них разная. В одном доме жили дружные соседи, следили за домом, вкладывали в его содержание. В другом – больше половины квартирантов, которым все равно. Один дом спроектирован с повышенной комфортностью: с широкими и теплыми подъездами, толстыми кирпичными стенами, высокими подвалами и чердаком. А другой без подвала, лестничные пролеты узенькие, подъезды холодные. В одном по проекту предусмотрены нежилые помещения. В другом – жилые помещения переделаны в нежилые с нарушением строительных норм и правил, без учета интересов соседей. Так на основании каких исследований и расчетов был установлен одинаковый тариф для домов с абсолютно разными параметрами, хотя и одной этаж-
ности?

 

 Нет конкретных расчетов  

– Тарифы должны быть реально обоснованы и подтверждены расчетами. Почему Министерство не представило их в развернутом виде хотя бы на примере одной четырехэтажки? В результате нет ясности ни у работников органов управления, ни у собственников как и на основе чего разработан тариф? 

 

Тарифом по неплательщикам?

– Я не против минимального тарифа. Содержание жилых помещений в санитарно-техническом состоянии – это наша обязанность. Одной из причин введения мини-взносов и платежей Министерство называет высокую дебиторскую задолженность. Но тогда при чем здесь добросовестные плательщики? Повышение тарифа не прибавит ответственности ни злостным должникам, ни безответственным работникам УК или ТСЖ.  Мини-взносы и платежи, взятые с потолка, только усилят недоверие населения к Министерству, да и в целом к власти, а число неплательщиков возрастет еще больше. Надо, наконец, принять жесткие меры в отношении тех, кто годами не платит, подумать о совершенствовании механизма взыскания задолженности. Тогда и мини-тарифы не надо будет вводить.  

***

– Мини-тарифы ввели накануне разморозки кредитов, когда надо будет возвращать бюджетные деньги. После этого, похоже, опять не останется денег на обслуживание домов. Может это и есть основная причина их введения? Поэтому техническое состояние не является определяющим критерием при разработке «минималки».

 

Как орган управления будет отвечать за нарушения?

Положение о разработке мини-взносов и платежей предусматривает минимальный перечень работ и услуг, необходимых для поддержания дома в надлежащем санитарно-техническом состоянии.  Кто и каким образом будет контролировать выполнение этих работ и услуг?  

 

–  С введением новых тарифов устанавливается ответственность собственников по их оплате.  Но должна быть ответственность и второй стороны (органа управления) за некачественное выполнение работ и услуг, которые покрывает мини-тариф.  Конкретно об этом в приказе Министерства не говорится, только общие слова. Предположим, в доме по вине УК или ТСЖ неделю не будет работать лифт или не будет отопления и т. д. Будут ли собственникам производить перерасчет за некачественную работу органов управления? Как его добиться, каков его механизм? Все это Министерство должно было разъяснить гражданам до введения мини-
тарифа. 

 

Надо ли вносить изменения в Договор и Устав?

Неурегулированность законодательства при введении мини-тарифов влечет за собой целый клубок других нарушений. Возникает вопрос: надо ли вносить изменения в Устав ТСЖ, Договор управления между собственниками и УК? Но каким образом? Внесешь – нарушаешь Закон и ЖК, не внесешь – тоже нарушаешь.
В Уставе и Договоре прописаны принципы управления общедомовым имуществом, основанные на ЖК и Законе. Один из главных – размер взноса или платежа утверждается на общем собрании собственниками помещений. То есть подход такой: квартиры наши, общее имущество наше, мы сами должны решать, как им управлять и за какие деньги. Все остальное – нарушение права собственности. С введением мини-тарифов, как ни крути, этот принцип трещит по швам.

И что теперь делать квартировладельцам? Исполнять приказ, дожидаясь урегулирования законодательства, с горечью констатируя, что в очередной раз их обводят вокруг пальца?  Как видится Министерству его урегулирование  с НПА? Да и вообще рассматривается ли этот вопрос ведомством? Чиновники сами нарушают законы, призывая к тому же граждан, делая вид, что ничего страшного: заставим, надавим, принудим – не впервой.

Прочитано: 26 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика