Norma.uz
Газета Норма / 2024 год / № 22 / Дом, в котором мы живем

Приказ выше законов? Минюст должен дать правовую оценку

 

C 1 мая 2024 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  в республике введены  разработанные им же минимальные размеры обязательных взносов или платежей за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, а также благоустройство земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому.  Жители многоэтажек недовольны. Считают введение мини-тарифов нарушением действующего законодательства и прав собственников
жилых помещений в МКД.  Министерство возражает – оно исполнило поручение Постановления Президента «О мерах по дальнейшей эффективной организации управления многоквартирными домами»
(N ПП-278 от 15.08.2023 г.). Мини-взносы и платежи разработаны и введены в действие в соответствии с данным документом.

 

Мини-тарифы не решат проблему с дебиторской задолженностью

Министерство разъясняет, что введение мини-тарифов – вынужденная мера. Дебиторская задолженность по оплате взносов и платежей за содержание общего имущества собственников составляет 207 млрд сумов. Жители не хотят платить за выполнение необходимых для дома работ. Поэтому был разработан обязательный минимум, который покроет затраты для поддержания технического состояния многоэтажек. Но введение новых тарифов вряд ли будет способствовать сокращению задолженности. Те, кто платил, будут продолжать платить, платежная нагрузка на них возрастет. А кто не платил, по-прежнему будет жить за счет других. Для борьбы с неплательщиками нужны другие меры.

 

Правовая неурегулированность 

Недовольство квартировладельцев вызывает правовая неурегулированность приказа Министерства о введении мини-взносов и платежей с нормами действующих законов. Прежде всего ведомственный документ противоречит Жилищному кодексу (ЖК), Закону «Об управлении многоквартирными домами» (Закон), Закону «О нормативно-правовых актах». Приказ Министерства, как и Постановление Президента, поручившее Министерству разработку мини-взносов и платежей, по правовому статусу ниже ЖК и Закона, которые предусматривают иное.    

Cтатьей 4 Закона установлены основные принципы управления многоквартирным домом. Среди них – самоуправление и финансовая самостоятельность. Но введение в приказном порядке мини-тарифов   ставит под сомнение незыблемость гарантированных Законом основ управления МКД. Тогда на самоуправлении и финансовой самостоятельности можно в очередной раз поставить крест?    

Статьей 132 ЖК и статьей 16 Закона размер обязательных взносов или платежей собственников помещений на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества и благоустройство земельного участка, прилегающего к МКД, устанавливается решением общего собрания, то есть собственниками. Но с введением мини-взносов в ЖК и Закон не внесены изменения. В связи с этим правомерность вводимых Министерством мини-тарифов вызывает обоснованные законами возражения.

 

Государство вмешивается
в имущественные отношения собственников 

По сути, это является государственным регулированием расходов на содержание частной собственности квартировладельцев.  В данном случае– вмешательством государства в имущественные отношения между частными лицами. Государство диктует обязательный твердый минимум, нарушая тем самым право собственников самостоятельно утверждать размер взноса и платежа.

У государства есть право регулировать отношения в сфере управления МКД. Одно из направлений господдержки органов управления – совершенствование нормативно-правовых актов (ст. 9 Закона).  Но при этом НПА не должны противоречить действующему законодательству.

Еще один важный момент. Приказ Минстройжилкомхоза о введении мини-тарифов, похоже, носит общеобязательный характер, но он не прошел регистрацию в Министерстве юстиции. Значит фактически не имеет юридической силы? В прошлом тематическом выпуске «Нормы» мы отмечали, что 6 лет назад Министерством жилищно-коммунального обслуживания также были разработаны и введены минимальные взносы. Тоже без урегулирования с действующими НПА и без регистрации Минюста. Тогда ситуация в управлении многоквартирным жилфондом была сложнее. Тем не менее это вызвало широкий общественный резонанс и мини-тарифы были отменены. О чем это говорит? О том, что еще 6 лет назад исполнители считались с законами, о чем не скажешь сейчас.  Безусловно, вопрос с введением мини-тарифов требует правовой оценки Министерства юстиции.

 

Вначале рекомендательно, потом обязательно?

Конечно, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты – процесс очень сложный, требующий времени. Но это не повод для их нарушения. В обсуждениях этого вопроса звучат разные мнения, в некоторых из них есть рациональные зерна. Например, до правового урегулирования можно было ввести мини-тарифы в рекомендательном порядке. Пока НПА приводили бы в соответствие, собственникам могли разъяснять необходимость такого шага. Это позволило бы избежать противоречия сторон, укрепить доверие к новациям. Хотя, по большому счету, трудно представить, какие должны быть изменения, чтобы они не нарушили нормы действующего законодательства. Ведь не отменять же право частной собственности! Или другое мнение. В законодательство внести дополнение предоставить Министерству право при необходимости, временно (на определенный период), в рекомендательном порядке вводить мини-тарифы как вынужденную меру. 

 

Чтобы жители были в курсе

Закон «О нормативно-правовых актах» (Закон о НПА): 

Министерства и ведомства в течение десяти дней со дня принятия нормативно-правовых актов представляют их в Министерство юстиции Республики Узбекистан для государственной регистрации.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий.

Должностные лица министерств и ведомств за введение в действие нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, привлекаются к административной ответственности в установленном законом порядке (ст. 37 Закона о НПА). 

 

Напомним:

Нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в соответствии с законодательством, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний (ст. 3 Закона о НПА).

В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан (ст. 8 Закона о НПА).

Нормативно-правовой акт должен соответствовать другим НПА, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу. В случае расхождений между ними применяется НПА, обладающий более высокой юридической силой (ст. 18 Закона о НПА).

Все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека (ст. 18 Закона о НПА).

C 1 мая 2024 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства 
в республике введены  разработанные им же минимальные размеры обязательных взносов
или платежей за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, а также благоустройство земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому.  Жители многоэтажек недовольны.
Считают введение мини-тарифов нарушением действующего законодательства и прав собственников
жилых помещений в МКД.  Министерство возражает – оно исполнило поручение Постановления
Президента «О мерах по дальнейшей эффективной организации управления многоквартирными
домами»
(N ПП-278 от 15.08.2023 г.). Мини-взносы и платежи разработаны и введены в действие
в соответствии с данным документом.

Прочитано: 93 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика