За оказание некачественных коммунальных услуг законодательством предусмотрена ответственность поставщиков этих услуг. Обязанности сторон установлены договором и потребитель вправе требовать его надлежащее исполнение. Что касается поставки тепла, газа, электро- и водоснабжения, граждане, пусть не очень активно, но защищают свои права при некачественном предоставлении услуг. Если они докажут нарушение установленных нормативов коммунального продукта, поставщик обязан произвести перерасчет платежа. А если это касается вывоза мусора? Например, оператор не вывозит мусор неделю. К бакам не подберешься – переполнены, вокруг все завалено, запах, мухи, крысы, антисанитария. Могут ли потребители требовать в таком случае от оператора по вывозу ТБО перерасчет за неисполнение своих обязанностей?
Какими документами руководствоваться?
– В таком случае потребитель может руководствоваться Законом «О защите прав потребителей» (N ЗРУ-221-I от 26.04.1996 г., далее – Закон) и Правилами оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов (прил. N 1 к ПКМ N 95 от 06.02.2019 г., далее – Правила).
Право на получение потребителем услуги надлежащего качества установлено статьей 8 Закона. Если исполнитель допустил существенное отступление от условий договора, ухудшившее работу (услугу), либо допустил иные существенные недостатки в работе (услуге), потребитель вправе по своему выбору требовать, в том числе, соответственного уменьшения цены выполненной работы (услуги) (ст. 19 Закона).
Как это действует конкретно, если мусор регулярно не вывозится? Порядок действий потребителя установлен Правилами. Общий подход в таких случаях следующий: при предоставлении услуг ненадлежащего качества или непредоставлении услуг по сбору и вывозу ТБО потребитель освобождается от уплаты за услуги на соответствующий период (п. 33 Правил).
Действия потребителя
• В случае выявления таких случаев составляется акт, подтверждающий факт непредоставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества. Акт подписывают потребитель, представитель обслуживающей организации, а также представитель органа самоуправления граждан и органа управления МКД.
• Акт является основанием для перерасчета размера платежа за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов.
• Акт является действительным при наличии подписи потребителя, представителя обслуживающей организации и органа самоуправления граждан или управления МКД.
• В случае неявки представителя обслуживающей организации достаточно подписи представителя органа самоуправления граждан или управления МКД.
• В случае отказа представителем обслуживающей организации подписать акт, он обязан в день составления акта письменно мотивировать причины отказа.
В противном случае потребитель вправе прекратить оплату обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу ТБО до принятия судебного решения (п. 34 Правил).
Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов с мусоросборочных пунктов составляет один раз в день, при «сигнальном» методе в индивидуальном жилом секторе – один раз в три дня (п. 16 Правил).
График вывоза ТБО согласуется с органами самоуправления граждан и не должен превышать предельных сроков хранения бытовых отходов, согласно СанПиН и гигиеническим нормативам (п. 17 Правил).
В случае несоблюдения графика вывоза ТБО потребитель, орган самоуправления граждан, орган управления МКД либо иное лицо вправе подать заявку в диспетчерскую службу обслуживающей организации, а также обратиться в Центры по организации услуг санитарной очистки при территориальных органах Госкомэкологии для принятия оперативных мер по вывозу ТБО (п. 18 Правил).
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.