Norma.uz
Газета Норма / 2023 год / № 18 / Пенсионное дело

Как помочь бывшему сотруднику получить пенсию

 

С 1 января 2023 года при назначении государственных пенсий от граждан больше не требуют представлять документы о трудовом стаже и заработной плате (подп. «б» п. 1 N ПП-5102 от 04.05.2021 г.). Но при этом в персональных кабинетах работодателей на my.mehnat.uz появилась кнопка «Подтверждение». 

Для чего нужен этот функционал и как с ним работать, по просьбе «Нормы» и kadrovik.uz рассказала начальник отдела Дирекции по управлению МАПК «ЕНСТ» Зарнигор Абдурахманова.

 

– Функционал кнопки «Подтверждение» в персональном кабинете работодателя на my.mehnat.uz связан с назначением государственных пенсий. В соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан» за основу исчисления пенсии берется заработная плата за любые 5 лет подряд в течение последних 10 лет трудовой деятельности.

Раньше выходящие на пенсию должны были представить в Пенсионный фонд справки, подтверждающие стаж и заработную плату. С 1 января 2023 года эта практика отменена, но необходимость получения этих данных осталась.

Сегодня Пенсионный фонд всю необходимую информацию получает из базы данных накопительной пенсионной системы АК «Халк банк» и Налогового комитета. Но среди обратившихся за назначением государственной пенсии есть люди, у которых необходимый для расчетов 10-летний период включает работу до 2005 года. А в то время, как известно, не велся централизованный автоматизированный учет социальных страховых отчислений. В этом случае получить необходимую информацию Пенсионному фонду поможет ЕНСТ.

Например, у выходящего на пенсию есть трудовой стаж с 1990 года по 2010 год. После 2010 года он нигде не работал. Все записи о трудовом стаже внесены в ЕНСТ.

 

Кто для таких граждан вводит в ЕНСТ информацию о стаже?

– Выходящий на пенсию это может сделать самостоятельно или обратиться за помощью в Центр содействия занятости. Данные также могут внести и работодатели, в том числе – по просьбе выходящего на пенсию.

 

Как эти данные дополняются сведениями о заработной плате за период до 2005 года?

– Для этого система ЕНСТ автоматически отправляет запрос на подтверждение:

•     если организация ликвидирована – в агентство «Узархив»;

•     если организация продолжает функционировать – в персональный кабинет организации на my.mehnat.uz.

Где можно увидеть такие запросы и как
на них реагировать?

– Запросы к работодателю аккумулируются в функционале кнопки «Подтверждение» персонального кабинета на my.mehnat.uz.

Ответственный сотрудник организации должен проделать определенную работу, чтобы предоставить исчерпывающую информацию по данному запросу.

 

Если у кадровика возникают трудности
с поиском нужной информации?

– Обратите внимание: запрос направляется не лично кадровику, а в организацию. У организации есть руководитель, который и должен организовать работу по предоставлению информации по запросу.

Если кадровик по каким-то причинам не может найти информацию самостоятельно, он должен обратиться за помощью к руководителю. А тот в свою очередь обязан создать все необходимые условия, в частности,– подключить другие подразделения организации, располагающие необходимой информацией.

Бывают, что сам запрос содержит ошибки. Например, неверно указаны периоды работы или такой человек вообще никогда не работал в организации. Также может случиться, что по тем или иным причинам у организации нет информации за данный период по данному человеку и т. п. В этом случае ничего придумывать не нужно, все данные нужно вносить на основании документов.

Если вы столкнулись с отсутствием данных, то прямо так и укажите. В формах для отражения выплаченной заработной платы есть красная кнопка «Сведения о заработной плате отсутствуют». Нажмите ее, и система предложит вам указать причину отсутствия запрашиваемых сведений. Вы можете описать фактическую причину словами, если нужного не будет в предложенных готовых формах ответа, там их три:

•     гражданин(ка) не работал(а) в нашей организации;

•     организация не имеет необходимых данных;

•     периоды трудового стажа введены неверно.

 

Можно ли оставить запрос без ответа?

– Нельзя. Все данные автоматически передаются в Пенсионный фонд, и его сотрудники будут предпринимать меры, предусмотренные законодательством.

Учитывая важность оперативного реагирования на такие запросы, есть пожелание к работодателям– обяжите сотрудника ответственного за работу на my.mehnat.uz проверять наличие запросов как можно чаще и не затягивать с ответом. В идеале, если это будет происходить ежедневно.

 

Подготовил Олег Гаевой.

Прочитано: 368 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2025 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика