Norma.uz
Газета Норма / 2023 год / № 17 / Дом, в котором мы живем

Защита прав потребителей в жилищной сфере

 

При обслуживании многоквартирных домов управляющей организацией между собственниками жилых помещений и УК возникают совершенно иные правоотношения, чем в ТСЖ. Они строятся на основе договора об управлении многоквартирным домом, согласно которому УК является исполнителем услуг (работ), а собственники – заказчиками (потребителями). Помимо жилищного законодательства на них распространяются также нормы Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон), о чем многие собственники помещений МКД, да и работники УК, либо не знают, либо забывают. Какими нормами этого документа могут оперировать граждане, если при оказании услуг по содержанию и ремонтам общедомового имущества управляющая организация нарушает их интересы? Какими правами они наделены и как ими пользоваться, опираясь на Закон?

 

Собственники и управляющие организации подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей»

Потребитель – гражданин (физическое лицо), приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товар, работу или услугу в целях личного потребления или иных целях, не связанных с извлечением прибыли.

Исполнитель – предприятие, организация, учреждение или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю по договору в бытовой, жилищно-коммунальной, ремонтно-строительной, транспортной и других сферах обслуживания.

(ст. 1 Закона)

 

 Основные права потребителей

Потребители имеют право на:

•  получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце);

•  свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги);

•  безопасность товара (работы, услуги);

•  возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных товаром (работой, услугой) с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерным действием (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца);

•  обращение в суд, другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов;

•  создание общественных объединений потребителей.

(ст. 4 Закона)

 

Право на получение услуги надлежащего качества

Потребитель имеет право на свободное приобретение товара (работы, услуги) путем заключения договора, по которому продавец (изготовитель, исполнитель) обязуется …оказать услугу в определенном количестве и надлежащего качества, а потребитель обязуется уплатить оговоренную денежную сумму.

(ст. 8 Закона)

Гарантия безопасности

Потребитель имеет право на гарантию, что приобретенный им товар (работа, услуга) выполнен с соблюдением требований санитарно-гигиенических, в том числе радиологических, противоэпидемических и других действующих норм и правил, и был без­опасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вреда его имуществу.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы, услуги) в течение установленного срока его службы или срока годности, а если он не установлен – в течение десяти лет со дня продажи товара (работы) потребителю.

За оказание услуги, представляющей опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, в соответствии с законодательством несут ответственность:

•  изготовитель (исполнитель);

•  орган, утвердивший нормативную документацию;

•  орган, выдавший сертификат соответствия;

•  органы здравоохранения, по экологии и охране окружающей среды, ветеринарной службы или другие органы, разрешившие выпуск или реализацию опасной услуги.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы, услуги), подлежит возмещению.

(ст. 12 Закона)

 

Услуга должна быть выполнена в срок

Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, в объеме и качестве, установленными правилами оказания отдельных видов услуг или договором. Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом времени), к которой работа (услуга) должна быть выполнена (оказана), а также датой (периодом времени), когда исполнитель должен приступить к ее выполнению (оказанию). В случае если работа (услуга) выполняется (оказывается) по частям в течение срока действия договора, должны предусматриваться поэтапные сроки (периоды времени) выполнения работ (оказания услуг). Потребитель вправе отказаться от договора о выполнении работы, оказании услуги и потребовать возмещения убытков, если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или станет очевидным, что она не будет выполнена в срок.

(ст. 19 Закона)

Условия договора нарушены:
права потребителя

Если исполнитель допустил существенное отступление от условий договора, ухудшившее работу (услугу), либо допустил иные существенные недостатки в работе (услуге), потребитель вправе по своему выбору требовать:

•  безвозмездного устранения недостатков;

•  соответственного уменьшения цены выполненной работы (услуги);

•  безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, или расторжения договора о полном возмещении понесенных убытков.

(ст. 19 Закона)

 

В течение какого времени можно требовать устранения недостатков некачественно выполненной услуги? 

Указанные выше права потребитель может реализовать:

•  при обнаружении недостатков во время принятия  работы (услуги) или в ходе ее выполнения;

•  в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в течение шести месяцев со дня принятия работы (услуги);

•  в течение двух лет со дня обнаружения недостатков в строении или ином недвижимом имуществе.

(ст. 19 Закона)

 

Сроки устранения недостатков

Сроки устранения недостатков, обнаруженных в ходе выполнения работы (оказания услуги) устанавливаются договором. Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены исполнителем в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем, если более короткий срок не установлен договором. В случае неустранения в установленный срок недостатков, а также просрочки начала и окончания выполнения работы (услуги) исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента от стоимости работы (услуги) или стоимости заказа (если стоимость работы (услуги) отдельно не определена) за каждый день просрочки. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа.

(ст. 19 Закона)

 

За просрочку устранения недостатков– пеня. Засчитывается
ли она в счет возмещения убытков?

Уплата исполнителем неустойки (пени) за просрочку устранения недостатков в выполненной работе не засчитывается в счет подлежащих возмещению убытков. А уплата неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства и возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательств в натуре.

В случае утраты, порчи, повреждения принятой у потребителя вещи (материала) или исполнения работ из материала потребителя с существенными недостатками или отступлениями исполнитель обязан возвратить потребителю вещь аналогичного качества (выполнить работу или оказать услугу из аналогичного по качеству материала), а при невозможности – возместить ему двухкратную стоимость вещи (материала) на момент предъявления требования.

Стоимость вещи (материала), принимаемой исполнителем для выполнения работ и оказания услуг, определяется по согласованию сторон при заключении договора. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный потребителю недоброкачественной работой (услугой) в соответствии со статьями 20, 22, 27, 29 Закона.

(ст. 19 Закона) 

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 388 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика