Налоговики пришли на предприятие с проверкой. Раньше были книги регистрации проверок, потом их должен был сменить специальный Интернет-ресурс, но он пока не работает.
Должны ли сейчас проверяющие регистрировать проверки на предприятии? В какой документ они должны вносить соответствующие записи?
Ситуацию разъяснила налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:
– Если налоговики пришли к вам с выездной налоговой проверкой или налоговым аудитом, то они в обязательном порядке должны внести запись о своих действиях в Книгу регистрации проверок (прил. N1, рег. МЮ N 2280 от 7.11.2011 г.). Она может быть электронной или бумажной.
Когда появится техническая возможность, в обязательном порядке будет заполняться электронная форма Книги регистрации проверок. При этом заполнение бумажной формы уже не потребуется (п.5-1 Положения, прил. N 2, рег. МЮ N 2280).
Но поскольку технической возможности еще нет, предназначенный для этого сайт etk.minjust.uz не работает, заполняться должна бумажная Книга регистрации проверок. Ее ведет сам хозсубъект (п. 5 Положения).
Книга регистрации проверок должна:
- · соответствовать установленному образцу, иметь переплет с твердой обложкой и быть пронумерованной, прошнурованной, скрепленной подписью и печатью руководителя хозсубъекта (при ее наличии), с указанием количества страниц и даты заведения Книги;
- · содержать сведения о полном наименовании хозсубъекта, его местонахождении (почтовом адресе)
и ИНН (пп. 3, 4 Положения).
Полагаю, что с 1 января 2022 года Книга регистрации проверок все-таки появится в электронном виде, так как именно с этой даты вступает в силу новый порядок, утвержденный Указом Президента «О мерах по дальнейшему снижению административной и налоговой нагрузки для субъектов предпринимательства, совершенствованию системы защиты законных интересов бизнеса» (N УП-6314 от 15.09.2021 г.). В нем предусмотрено, что учет Книги регистрации проверок ведет в электронном виде бизнес-омбудсман. До этого времени по идее должен быть утвержден новый порядок ведения и заполнения этого документа.
Кроме того, хочу напомнить, что уже сейчас налоговые проверки и налоговый аудит проводятся
с уведомлением бизнес-омбудсмана через Единую систему электронной регистрации проверок. В нее же заносятся результаты проверки. Исключение – проверки физлиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без госрегистрации. А номер регистрации проверки в Единой системе регистрации проверок должен быть в обязательном порядке указан в приказе о проведении выездной проверки или налогового аудита (пп. 9, 59, 127 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 7.01.2021 г.).
Подготовил Олег ГАЕВОЙ.