Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 24 / Таможня

В контексте текущих реалий

 

В конце первой декады июня состоялась очередная конференция глав таможенных служб Европейского региона Всемирной таможенной организации, которая, учитывая ситуацию с пандемией, прошла в видеоформате. В ней приняли участие генеральный секретарь ВТамО Кунио Микурия, его заместитель Рикардо Тревино Чапа, председатель Совета ВТамО Ахмед Аль Халифа, а также руководители таможенных ведомств 53 стран – членов Европейского региона ВТамО. В их числе и Республика Узбекистан.

 

Конференция проводится ежегодно в целях предварительного обсуждения вопросов развития организации и выработки стратегических планов деятельности, что в последующем является основой для принятия решений в ходе главного мероприятия ВТамО – заседаний сессий Совета с участием руководителей таможенных служб всех стран – членов организации, которые, как правило, проходят в середине лета.

На конференции обсуждались вопросы, имеющие важное значение для региона, были приняты решения по укреплению международного сотрудничества и дальнейшего развития мирового таможенного сообщества. В их числе ряд организационных, касающихся сферы финансирования, совершенствования процедур управления и международно-правовой базы, результатов и перспектив деятельности ВТамО.

В ходе обсуждения отмечалось, что пандемия коронавируса оказала негативное влияние на мировую экономику, снизив объемы мировой торговли и частично нарушив глобальные производственные цепочки и торговые связи. Таможенные службы сыграли важную роль в сохранении международных цепочек поставок. Участники обменялись опытом практической работы в условиях нынешних реалий, сакцентировав внимание на необходимости оперативного внедрения таможенными службами цифровых технологий на границах. Также было отмечено, что пандемия Covid-19 создала новые предпосылки для роста электронной торговли. Увеличены объемы онлайн-продаж товаров первой необходимости, продуктов питания и медикаментов, а также финансовых операций.

Узбекистан принимает самое активное участие в совершенствовании норм и правил международной торговли, уделяя большое внимание реализации Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли ВТамО. В своем выступлении заместитель председателя ГТК Уткиржон Кодиров отметил, что узбекистанская таможня полностью поддерживает лозунг 2021 года, инициированный Секретариатом ВТамО: «Таможня, способствующая восстановлению, обновлению и сопротивляемости внешнему воздействию для устойчивой цепочки поставок» (Customs bolstering Recovery, Renewal and Resilience for a sustainable supply chain). Он проинформировал участников конференции о деятельности таможенной службы Узбекистана в условиях пандемии. В период ее обострения сотрудники таможенных органов оказались буквально на передовой – именно на них пришелся первый удар коронавируса.

Через пункты пропуска на границе возвращались наши граждане со всего мира, нескончаемым потоком шли грузы, автомобили, поезда. Для ввоза товаров первой необходимос-
ти – продуктов питания, медицинских изделий и лекарственных средств – был организован «зеленый» коридор, их оформляли в первую очередь.

С 1 апреля 2020 года внедрен механизм таможенного оформления импортируемых продовольственных товаров в ускоренном порядке, в том числе выдача документов разрешительного характера до прибытия товаров на территорию Республики Узбекистан (п. 12 УП-5969 от 19.03.2020 г.).

В настоящее время ведется большая работа по дальнейшему упрощению таможенных процедур, снижению человеческого фактора за счет широкого использования цифровых технологий в таможенной системе, совершенствованию и повышению эффективности деятельности таможенных органов, формированию «цифровой таможни», являющейся логическим продолжением и развитием «безбумажной и электронной таможни», а также ускорению имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела.

На сегодняшний день в деятельность таможенных органов внедрены 56 информационных систем и
30 интерактивных услуг (в том числе 6 систем и 13 услуг в 2020 году). Реализованы комплексные меры по внедрению новых автоматизированных информационных систем, в частности, системы управления рисками, системы автоматической регистрации и распределения грузовых таможенных деклараций, системы контроля таможенной стоимости и др. Кроме того, продолжается работа по оснащению приграничных таможенных постов современным крупногабаритным сканирующим оборудованием.

Внедрение системы управления рисками позволило снизить административные барьеры в отношении участников внешнеэкономической деятельности, не допустить неоправданных издержек, а также сэкономить время и ускорить таможенную очистку товаров. За счет ее совершенствования с 1 июня 2020 года система управления рисками ГТК внедрена и на автодорожных приграничных таможенных постах. Это позволяет значительно сократить очереди на приграничных таможенных постах.

В результате дифференциации участников ВЭД по уровню риска количество таможенных проверок сократилось в 1,4 раза, а эффективность таможенного контроля повысилась в 1,5 раза.

Время, затрачиваемое на таможенное оформление, сократилось в 1,7 раза по экспорту и в 1,4 раза по импорту. В настоящее время 62 % товаров от общего количества подлежат упрощенному таможенному оформлению.

Учитывая важную роль информационных систем в упрощении таможенных процедур, многие процессы полностью автоматизированы. Внедрение системы автоматической регистрации и распределения ГТД стало существенным шагом в деле предотвращения случаев коррупции (раньше процесс занимал 2–3 часа, велось несколько служебных книжек, а сейчас тратится всего 1–2 минуты).

Руководством ГТК была представлена информация о будущих мерах по оцифровке таможенной сферы. В частности, в текущем и следующем годах будут внедрены в практику несколько автоматизированных информационных систем, таких как «Автоматизированный выпуск», «Таможенный аудит», «Электронный транзит (E-tranzit)».

Одним из аспектов реформирования таможенного администрирования и формирования «цифровой таможни» является дальнейшее совершенствование таможенной экспертизы. В центральной таможенной экспертной лаборатории (ЦТЭЛ) проведены масштабные реформы по ее доведению до уровня мировых стандартов. ЦТЭЛ оснащена самым современным высокотехнологичным оборудованием ведущих фирм-производителей, оно обладает высокой точностью и значительно увеличивает производительность процессов экспертизы. Исследованиями занимаются высококвалифицированные специалисты в области химии, физики и биологии, некоторые из них имеют степень PhD. Кроме того, сотрудники ЦТЭЛ проходили практику во Всемирной таможенной организации, таможенных лабораториях Японии, Турции, России. В лаборатории проводятся комплексная экспертиза, товароведческие исследования и оценочные работы в таможенных целях. Уровень материально-технического оснащения, научного, кадрового, методического потенциала ЦТЭЛ позволяет выполнять задачи региональной таможенной лаборатории ВТамО.

В ходе конференции была рассмотрена инициатива ГТК о присвоении ЦТЭЛ статуса региональной таможенной лаборатории Всемирной таможенной организации с целью укрепления связей между лабораториями в Центральноазиатском регионе, а также для увеличения потенциала ВТамО
в Центральной Азии. Участникам был продемонстрирован специальный видеоролик о возможностях ЦТЭЛ.
Инициатива ГТК РУз была поддержана участниками конференции.

 

Азиза ЗАИРОВА,

старший инспектор
пресс-службы ГТК.

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

Прочитано: 132 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика