Большую роль в гармонизации процедур таможенного оформления временно ввозимых товаров сыграла так называемая Стамбульская конвенция – Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990 г.). Она считается наиболее универсальной с позиции охвата круга стран-участниц и объектов временного ввоза и, кроме того, «покрывающей» ряд ранее принятых международных целевых, но в то же время узконаправленных конвенций.
Республика Узбекистан более года назад присоединилась к Стамбульской конвенции. В ее рамках компетентным органом назначен Государственный таможенный комитет. О значении этого международного соглашения, нюансах применения его положений, что такое карнет АТА и многом другом рассказал нашему специальному корреспонденту заместитель начальника управления по организации таможенного контроля ГТК Дмитрий ЩЕРБИНИН:
– Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции о временном ввозе в соответствии с постановлением Президента РУз N ПП-4694 от 24.04.2020 г. Она принята под эгидой Всемирной таможенной организации (ВТамО) в целях унификации всех существующих международных документов о временном ввозе (15 соглашений) и развития международной торговли. Конвенция состоит из 34 статей и 13 приложений (A, B.1–B.9, C, D, E), устанавливает базовые принципы таможенных процедур, применяемых для временного беспошлинного ввоза определенных товаров и транзита на территории стран – участниц Конвенции по единому международному таможенному документу – карнету АТА.
– Пожалуйста, поподробнее об этом документе. В чем преимущества применения карнета АТА?
– Карнет АТА – это международный таможенный документ, который заменяет таможенные декларации и позволяет осуществлять упрощенное и ускоренное оформление товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, оборудования и др.
Аббревиатура ATA представляет собой комбинацию французского и английского терминов «Admission Temporaire». Карнет АТА является наиболее широко используемым бизнес-сообществом для международных операций, связанных с временным ввозом товаров. Использование карнета АТА дает следующие преимущества:
1) он выдается определенным уполномоченным органом в стране происхождения товара (как правило, национальными торгово-промышленными палатами), который выступает гарантом уплаты таможенных пошлин и налогов в случае нарушения режима временного ввоза с использованием карнета АТА;
К сведению. В РУз в рамках Стамбульской конвенции гарантийным объединением назначена Торгово-промышленная палата.
2) не требуется заполнять национальные таможенные документы непосредственно в каждом пункте пропуска через таможенную границу, поскольку он заменяет таможенные декларации (временного ввоза, реэкспорта, временного вывоза, реимпорта и транзита). Также он освобождает участника от необходимости каждый раз подавать таможенному органу страны ввоза такие декларации, что в свою очередь сокращает временные и финансовые затраты субъекта предпринимательства;
3) отсутствует необходимость представлять залог, депозиты, банковские гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, поскольку сам карнет АТА является такой международной гарантией;
4) одним карнетом АТА груз может быть оформлен для временного ввоза (транзита) в несколько стран – участниц Конвенции;
5) товары, охваченные карнетом АТА, могут вывозиться и возвращаться одной или несколькими партиями;
6) улучшение рейтингов в ежегодном отчете Всемирного банка «Doing Business», а также в международных оценочных индексах по транспорту и логистике (LPI);
7) является эффективным инструментом при осваивании международных рынков. Так, при его использовании предприниматели освобождаются от решения проблемы, как пересечь границу с образцами своего товара, и с таможенными формальностями, с которыми придется столкнуться;
8) позволит местным предпринимателям беспрепятственно и без лишних бюрократических процедур не только ввозить на территории стран-участниц свои товары для презентаций и рекламы, но и существенно увеличить количество иностранных экспозиций на проводимых в нашей стране ярмарках и выставках.
– Каков порядок применения Стамбульской конвенции при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров на таможенной границе Узбекистана?
– В целях регламентации работы с Конвенцией постановлением Государственного таможенного комитета было утверждено Положение о порядке применения Конвенции о временном ввозе (рег. МЮ N 3264 от 30.06.2020 г.).
Так, таможенные операции по отношению к товарам на основе применения карнета АТА осуществляются при выполнении условий приложения А «О документах временного ввоза» к Конвенции с одновременным соблюдением требований одного из следующих приложений:
- В.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;
- В.2 «О профессиональном оборудовании»;
- В.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;
- В.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей»;
- В.6 «Приложение, касающееся личных вещей путешественников и грузов, ввезенных в спортивных целях».
В частности, в Положении перечислены случаи, когда таможенный орган может принять карнет АТА в качестве гарантии международного уровня таможенной декларации и уплаты таможенных платежей, а также в качестве документа, гарантирующего выполнение обязательств перед таможенными органами.
– Скажите, пожалуйста, сколько карнетов АТА было оформлено с момента присоединения РУз к Конвенции.
– С момента присоединения Республики Узбекистан к Конвенции карнет АТА для таможенного оформления участниками ВЭД не представлялся, поскольку механизм применения карнет АТА носит добровольный характер.
– На какие нюансы следует обратить внимание в случаях, когда таможенный орган принимает карнеты АТА в качестве гарантии международного уровня таможенной декларации и уплаты таможенных платежей, а также в качестве документа, гарантирующего выполнение обязательств перед таможенными органами?
– Несомненно, необходимо обращать внимание на правильность заполнения карнета АТА и других необходимых документов.
Также необходимо правильно заполнять графы, отведенные для таможенного оформления временного ввоза.
Участник ВЭД не должен входить в группу риска. К примеру, не иметь ранее не устраненные нарушения таможенного законодательства, связанные с недоставкой, утерей или подменой товаров в пути следования.
– Каким образом производится декларирование товаров, ввозимых и вывозимых с применением карнета АТА? А также каков порядок декларирования при обратном ввозе или вывозе (реэкспорте) из Узбекистана товаров, ранее временно ввезенных с применением карнета АТА?
– Порядок декларирования товаров с применением карнета АТА регламентируется главами 2 и 4 Положения.
К слову, статьей 10 приложения А к Стамбульской конвенции вопрос обратного вывоза товаров, ввезенных с применением карнета АТА, оговорен достаточно подробно. Так, доказательством обратного вывоза товаров (включая транспортные средства), ввезенных с применением документа о временном ввозе, является надлежащим образом заполненный вывозной корешок этого документа, заверенный печатью таможенных органов территории временного ввоза.
Если обратный вывоз не был заверен таким образом, то таможня территории временного ввоза может принять в качестве доказательства обратного вывоза, причем даже по истечении срока действия документа о временном ввозе:
а) записи, внесенные в документ о временном ввозе таможенными органами какой-либо договаривающейся стороны во время ввоза или обратного ввоза, или свидетельство, выданное этими органами на основании записей, сделанных в отрывном листке документа во время ввоза или обратного ввоза на их территорию, при условии, что эти записи касаются ввоза или обратного ввоза и свидетельствуют, что этот ввоз или обратный ввоз имел место после обратного вывоза, факт которого требуется установить;
b) любое другое документальное доказательство того, что эти товары (включая транспортные средства) находятся за пределами этой территории.
В этих случаях таможенные органы оставляют за собой право взимать сбор за такое урегулирование.
При этом, если таможенные органы какой-либо договаривающейся стороны освобождают от обязательства обратного вывоза определенные товары (включая транспортные средства), допущенные на их территорию с применением документа о временном ввозе, гарантирующая ассоциация освобождается от своих обязательств лишь тогда, когда таможенные органы сделали отметку на документе, что в отношении таких товаров (включая транспортные средства) положение было урегулировано.
– Предусмотрено ли продление сроков временного ввоза товаров, временно ввезенных в Узбекистан с применением карнета АТА?
– Да, такое продление предусматривается статьей 7 Конвенции, в которой указано, что:
1) товары (включая транспортные средства), ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения цели их временного ввоза. Этот срок оговаривается отдельно в каждом приложении;
2) таможенные органы могут либо устанавливать более поздний срок вывоза, чем срок, предусмотренный в каждом приложении, либо продлевать первоначальный срок;
3) когда товары (включая транспортные средства), ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, не могут быть обратно вывезены вследствие наложения на них ареста и этот арест не был наложен по требованию частных лиц, действие обязательства об их обратном вывозе приостанавливается на срок этого ареста.
– Каким образом осуществляются гарантии уплаты таможенных платежей по товарам, временно ввезенным на территорию Узбекистана, с применением карнета АТА?
– Каждая гарантирующая ассоциация гарантирует таможенным органам договаривающейся стороны, на территории которой она находится, уплату ввозных пошлин и сборов и других сумм, подлежащих уплате, за исключением сумм, указанных в пункте 4 статьи 4 Конвенции, в случае несоблюдения условий временного ввоза или таможенного транзита товаров (включая транспортные средства), ввезенных на эту территорию в соответствии с документом о временном ввозе, выданным выдающей ассоциацией-корреспондентом.
Гарантирующая ассоциация несет солидарную ответственность совместно с должниками за уплату выше-упомянутых сумм. Гарантирующая ассоциация не обязана уплачивать сумму, превышающую сумму ввозных пошлин и сборов более чем на 10 процентов (в случаях с документом карнет АТА) (гл. IV приложения А к Конвенции).
– Что необходимо учесть участникам ВЭД при применении положений приложения В (1, 2, 3, 5, 6) Конвенции?
– Есть много факторов, которые необходимо учитывать при применении положений приложений В к Конвенции. Среди них необходимо отметить правильность указания сведений о товарах, которые должны предоставлять возможность их идентификации после таможенного оформления.
Также необходимо учитывать, в какую категорию входят товары, попадающие под юрисдикцию Конвенции и приложений В.1, В.2, В.3, В.5, В.6.
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.