Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 24 / Контроль

Как наладить взаимодействие с инспекцией во время налогового мониторинга

 

Документы, изучаемые при налоговом мониторинге

Основное взаимодействие с вами при налоговом мониторинге происходит 2 путями:

  • вы представляете запрошенные налоговой службой документы и информацию о вашей бухгалтерской деятельности;
  • налоговая инспекция подключается к вашим программам по бухучету для отслеживания ваших действий в режиме реального времени.

Инспекторы наблюдают за вашей работой и корректируют, если считают, что вы допустили ошибку (описку, неточность) в расчете или уплате налогов.

Для информационного взаимодействия определен перечень основных документов, которые вы должны передать налоговому органу, а также сроки их представления (пп. 21, 28 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.):

Наименование документа

 

Срок представления

 

Учетная политика для целей бухгалтерского учета
с приложением рабочего плана счетов и учетная политика для целей налогового учета на календарный год, в котором проводится мониторинг,

 

До 1 апреля года, в котором проводится мониторинг

 

Оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухучета

 

Не позднее 1 месяца
со дня представления расчета налога на прибыль

 

Регистры бухгалтерского учета, включая расширенные выписки по счетам бухучета, с указанием наименования операций (документов), связанных с исчислением налогов и сборов

 

В течение 1 месяца со дня представления соответствующего отчета (расчета)

 

Данные аналитических регистров налогового учета

 

Не позднее 1 месяца
со дня представления расчета налога на прибыль

 

Расшифровка показателей строк налоговых отчетов (расчетов), формируемых на основании регистров налогового и бухгалтерского учета

 

В течение 1 месяца со дня представления налогового отчета (расчета)

 

Финансовая (в том числе консолидированная) отчетность, составляемая по требованиям МСФО,
если такое требование у вас имеется

 

В установленные сроки сдачи отчетности

 

Первичные учетные, а также иные документы (информация), связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов

 

В течение 5 дней со дня получения требования

 

Если вы представили налоговому инспектору доступ к своим информационным системам, где имеются указанные документы, то дополнительно их отправлять не надо. Налоговая самостоятельно ознакомится с нужными документами по мере необходимости. Но в данном случае вы обязаны обеспечивать постоянный доступ инспекторов к документам в течение всего периода мониторинга (п. 29 Положения).

Как реагировать на требования о представлении документов

На требование о представлении документов и информации, полученное в ходе мониторинга, вы должны отреагировать в течение 5 дней с момента получения (п. 28 Положения).

Документы вы можете представить в налоговую инспекцию лично (или через представителя), заказным письмом, в электронной форме по оговоренным каналам связи или через кабинет налогоплательщика. При этом, если вы направляете документы в электронной форме, нужно соблюдать форматы документов:

  • для регистров бухгалтерского учета и налогового учета – xls, xlsx, pdf;
  • для первичных учетных документов и иных документов – xls, xlsx, doc, docx, pdf, jpg, gif, jpeg, tif, tiff, xm(пп. 22, 23 Положения).

Направляемый документ должен содержать реквизиты полученного требования. Если вы передаете их на бумажном носителе, то вам также необходимо заверить копии подписью должностного лица (пп. 25, 26 Положения).

Налоговая служба не вправе требовать у вас нотариально удостоверенные копии документов, если это прямо не оговорено законодательством (п. 27 Положения).

Если инспектору необходимо ознакомиться с подлинником документа, то вы должны предоставить его в течение 10 дней с момента получения уведомления
(п. 30 Положения).

Особенности работы с требованиями в электронном виде

При взаимодействии с налоговой службой в электронном виде как направление, так и получение требования должны подтверждаться вашим ЭЦП и ЭЦП налогового органа. При получении требования вы должны в течение 1 рабочего дня ознакомиться с ним, создать подтверждение о приеме, подписать его ЭЦП и направить налоговому органу. Если вы не сделаете этого, то требование все равно считается принятым вами в течение 3 дней с даты его направления (пп. 32, 35, 41 Положения). И с этого момента начинается отсчет 5-дневного срока для ответа.

Требование не считается принятым вами, если:

  • вам его направили по ошибке;
  • оно не соответствует утвержденной форме (прил. N 9 к Положению);
  • в нем отсутствует (не соответствует) ЭЦП должностного лица, проводящего мониторинг (п. 37 Положения).

В таких случаях сформируйте электронное уведомление об отказе в приеме требования, подпишите его ЭЦП и направьте через свой персональный кабинет (п. 42 Положения).

Также налоговая инспекция не примет у вас запрашиваемый документ, если вы направили его ошибочно, он не соответствует утвержденному формату, вы не подтвердили или подтвердили не тем ЭЦП. В любом случае, после того как вы отправили запрошенные документы, не позднее следующего рабочего дня налоговая инспекция должна уведомить вас о принятии либо отказе в принятии документов (пп. 38, 44 Положения).

Если документ не принят, то вам необходимо устранить указанные в уведомлении ошибки и повторить процедуру (п. 47 Положения).

По разным причинам вы можете не успеть представить запрошенные документы в 5-дневный срок. Тогда вам необходимо не позднее следующего рабочего дня после получения требования уведомить об этом налоговую инспекцию. Форма уведомления зависит от причины, по которой вы не можете представить необходимые документы (п. 49 Положения):

  • необходимости продления сроков представления истребуемых документов (информации) (прил. N 10 к Положению);
  • отсутствия истребуемых документов (информации) (прил. N 11 к Положению);
  • представления истребуемых документов (информации) ранее (прил. N 12 к Положению).

В течение 2 дней руководитель налогового органа примет положительное
либо отрицательное решение по
вашему уведомлению, которое будет направлено вам (прил. NN 13, 14
к Положению)
.

 

Что делать, чтобы мониторинг не прекратился досрочно

Принимая решение о начале мониторинга, вам необходимо заранее проанализировать все условия, которые ставит Налоговый кодекс и Положение перед налогоплательщиком. Если вы не уверены, что сможете соблюдать регламент информационного взаимодействия с инспекцией, то не стоит и начинать. Информация, которую вы будете передавать онлайн, должна быть достоверной и подтверждаться документально. И еще один немаловажный момент – запрошенные документы должны представляться точно в срок и без задержек. Никакие отговорки не станут оправданием, если причина задержки документов не предусмотрена законодательно.

Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно по инициативе налоговых органов, если вы:

  • не соблюдаете регламент информационного взаимодействия, и это стало препятствием для проведения мониторинга;
  • представляете недостоверную информацию по запросам налоговых органов;
  • 2 раза и более не представили налоговому органу запрошенные документы, информацию или пояснения.

В течение 10 дней со дня вашего нарушения налоговый орган уведомит вас о досрочном прекращении мониторинга (ст. 172 НК).

Последствиями досрочного прекращения мониторинга могут стать другие виды налоговых проверок, которые инициируются налоговыми органами. Причем под проверку попадает и тот период, который был охвачен незавершенным мониторингом. И если за налоговый период, в рамках которого осуществлялся мониторинг, камеральные и выездные проверки, а также налоговый аудит не проводятся, то, как только на предприятии прекращается мониторинг, любая из перечисленных проверок может быть проведена.

 

Элеонора МАЗУРОВА,

эксперт ООО «Norma».

Прочитано: 1132 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика