Живу в Узбекистане 10 лет. Приехал с женой – гражданкой Узбекистана из Швейцарии. Имею вид на жительство для иностранца и зарегистрирован у жены в городе Самарканде. Недавно узнал о введении идентификационных карточек вместо вида на жительство для лиц без гражданства и иностранцев.
Каким образом это будет осуществляться и каков порядок выдачи карточек?
– ID-карта выдается пунктом сбора данных гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, постоянно зарегистрированным в Республике Узбекистан:
- новорожденным до 1 года – на 2 года (по усмотрению родителей, опекунов (попечителей);
- от 1 года до 16 лет – на 5 лет (по усмотрению родителей, опекунов (попечителей);
- от 16 до 60 лет – на 5 лет;
- старше 60 лет – на 10 лет (п. 3 Положения, прил. N 2 к УП-6065 от 22.09.2020 г.).
Иностранным гражданам, постоянно зарегистрированным в Республике Узбекистан, ID-карта выдается на срок, не превышающий срока действия их национальных паспортов.
Иностранным гражданам или лицам без гражданства, внесшим инвестиции в создание предприятий по производству товаров и оказанию услуг на территории Узбекистана в размере не менее 3 млн долл. США, – учредителям (участникам) предприятий с участием иностранных инвестиций и членам их семей (мужу, жене и несовершеннолетним детям) ID-карта выдается на срок 10 лет, не превышающий срока действия их национальных паспортов (пп. 4, 5 Положения).
Оформление и выдача ID-карты осуществляются в соответствии со схемой, приведенной в приложении к Положению:
а) иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно зарегистрированным на территории Республики Узбекистан:
- по усмотрению родителей, опекунов (попечителей) – начиная с рождения ребенка и до достижения им 16 лет;
- при достижении 16 лет;
- при изменении фамилии, имени, отчества, национальности, гражданства, даты рождения, пола лица;
б) в случае истечения срока действия ID-карты;
в) при обнаружении неточностей, ошибок и технических дефектов в сведениях, внесенных в ID-карту или чип;
г) если ID-карта или чип непригодны;
д) при изъятии ID-карты в качестве вещественного доказательства;
е) в случае утери ID-карты.
При обмене ID-карты в связи с изменением фамилии, имени, отчества, даты рождения, пола ее владельца либо с обнаружением неточностей во внесенных в нее сведениях иностранные граждане или лица без гражданства представляют в пункт сбора данных документы, подтверждающие указанные обстоятельства, и заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его поступления.
В случае утери ID-карты новая выдается в установленном порядке в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления об утере (п. 10 Положения).
Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие ID-карты, обязаны обратиться в пункт сбора данных для ее получения не позднее одного месяца после достижения ими 16 лет (п. 11 Положения).
Для получения ID-карты они представляют в пункт сбора данных:
- заявление-анкету установленной формы;
- национальный паспорт гражданина иностранного государства (при первичном оформлении ID-карты);
- ранее выданный вид на жительство или ID-карту;
- свидетельство о рождении (при первичном оформлении ID-карты);
- документ, выданный уполномоченными органами, подтверждающий прекращение гражданства заявителя (в случае выхода или утраты гражданства иностранного государства);
- квитанцию об уплате госпошлины (при уплате посредством систем электронных платежей квитанция не требуется) (п. 13 Положения).
ID-карта выдается пунктом сбора данных в течение 1 рабочего дня после полного принятия документов
(п. 14 Положения).
На основании представленных документов пункт сбора данных собирает биографические данные и отпечатки пальцев рук заявителя в электронном виде, фотографирует лицо в фас в цифровом формате и формирует требование для оформления ID-карты (п. 16 Положения).
В случаях неприсвоения ранее заявителю либо допущения ошибки при присвоении персонального идентификационного номера физлица (ПИНФЛ) пункт сбора данных направляет требование в Госцентр персонализации при Кабинете Министров для присвоения ID-карте ПИНФЛ.
Госцентр персонализации проверяет наличие и правильность указанного в требовании ПИНФЛ, в случаях его отсутствия формирует его в режиме реального времени и направляет сформированное требование в пункт сбора данных (п. 17 Положения).
В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства от процедуры снятия отпечатков пальцев рук и при настойчивом желании лица фотографироваться в очках либо в головном уборе пункт сбора данных отказывает ему в оформлении ID-карты (п. 18 Положения).
При обнаружении технических дефектов в процессе оформления и выдачи ID-карты, допущенных пунктом сбора данных, ее замена осуществляется бесплатно
(п. 19 Положения).
ID-карта иностранного гражданина и лица без гражданства аннулируется МВД РУз в случаях:
- выезда за рубеж на постоянное жительство в порядке, установленном законодательством;
- временного выезда иностранного гражданина за пределы Республики Узбекистан при невозвращении на свое постоянное место жительства в Узбекистане на протяжении более 3 лет без уважительных причин;
- невозвращения лица без гражданства, временно выехавшего за пределы Республики Узбекистан, на место своего постоянного проживания в Узбекистане без уважительных причин до истечения срока действия проездного документа, неосуществления обмена за рубежом либо отказа от обмена проездного документа без уважительных причин;
- непосредственного обращения, обращения другого лица в соответствии с нотариально заверенной доверенностью или на основании запроса соответствующих органов зарубежных государств об аннулировании;
- выдворения за пределы Республики Узбекистан;
- объявления лица безвестно отсутствующим на основании решения суда;
- смерти на основании свидетельства или справки о смерти органа ЗАГС;
- принятия гражданства Республики Узбекистан иностранным гражданином и лицом без гражданства;
- неосуществления обмена иностранным гражданином своего национального паспорта в течение 6 месяцев после истечения срока его действия либо непредставления справки о выходе из гражданства своей страны;
- получения иностранными гражданами и лицами без гражданства разрешения на постоянное проживание на основе ходатайства руководителей органов госуправления, хозобъединений, других госорганизаций республиканского значения на основании уведомления данных органов и организаций;
- представления лицом ложных сведений о себе или своих родственниках, а также сфальсифицированных и поддельных документов при получении или обмене ID-карты.
Аннулированная ID-карта должна быть сдана в пункт сбора данных по месту последнего проживания или дипломатическое представительство либо консульское учреждение Республики Узбекистан за рубежом по месту пребывания лица для уничтожения.
ID-карты, сданные в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан, направляются в МВД для уничтожения (п. 22 Положения).
ID-карта является документом, удостоверяющим личность и постоянную регистрацию его владельца, и используется на территории Республики Узбекистан
(п. 24 Положения).
В случае утери ID-карты необходимо обратиться в пункт сбора данных для оформления новой.
Найденная ID-карта подлежит сдаче в орган внутренних дел для возврата владельцу (пп. 25, 26 Положения).
При выдаче новой ID-карты ранее выданный вид на жительство или ID-карта изымаются пунктом сбора данных для уничтожения (п. 29 Положения).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, изменивший гражданство или изъявивший желание остаться на постоянное проживание в иностранном государстве, обязаны сдать ID-карту в пункт сбора данных по месту своего последнего проживания либо дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Узбекистан за рубежом по месту пребывания. Такие ID-карты направляются в МВД для уничтожения (п. 30 Положения).
В случаях несвоевременного обращения за получением или заменой, а также приведения в непригодное состояние или утери ID-карты новая оформляется на основе уплаты повышенного размера госпошлины без привлечения к административной ответственности.
За противоправное изъятие, использование в корыстных целях, уничтожение, приведение в непригодное состояние или сокрытие ID-карты, принадлежащей другому лицу, установлена ответственность в соответствии с законодательством РУз.
Лица, обратившиеся от имени несовершеннолетних, либо иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие совершеннолетия и впервые получающие ID-карту, несут персональную ответственность за достоверность сведений, внесенных в требование (пп. 31–33 Положения).