Norma.uz
Газета НТВ / 2020 год / № 05 / Таможня

Таможенные платежи через призму Налогового кодекса

 

Недавно в Государственном таможенном комитете состоялся семинар, посвященный разъяснению положений Налогового кодекса в новой редакции. В мероприятии, организованном в форме видеоконференции, приняли участие личный состав центрального аппарата ГТК и сотрудники территориальных таможенных управлений.

Представители Государственного налогового комитета во главе с замес­тителем председателя ГНК Фазлиддином Умаровым подробно рассказали об особенностях нового Закона, норм, непосредственно касающихся таможенной сферы, в частности, налогообложения субъектов ВЭД.

 

На территории Республики Узбекистан в числе прочих установлены налог на добавленную стоимость и акцизный налог (ст. 17 НК), которые, в частности, взимаются с субъектов внешнеторговых операций.

Напомним, что в соответствии со статьей 289 ТамК при перемещении товаров через таможенную границу и в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, таможенные сборы.

В главе 4 НК даны основные понятия, применяемые в Кодексе. Так, товаром признается любой предмет природы или человеческой деятельности (в том числе интеллектуальной), имеющий стоимостную оценку и предназначенный для реализации, а также электроэнергия, база данных, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам может относиться иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством (ст. 45).

 

 

Права и обязанности таможенных органов

 

Статьей 25 НК определены уполномоченные органы, в их числе таможенные органы – Государственный таможенный комитет, управления ГТК по Республике Каракалпакстан, областям, Ташкенту, СТК «Ташкент–АЭРО» и таможенные посты. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров и автотранспортных средств через таможенную границу РУз в соответствии с таможенным законодательством, НК и иными актами законодательства. Они ведут учет поступлений в бюджет этих налогов и сборов, а также штрафов и пени.

Таможенные органы обязаны ежемесячно представлять налоговым органам информацию:

  • об экспортно-импортных операциях, а также о перемещении товаров, включая осуществленные в форме электронной коммерции, через таможенную границу Узбекистана;
  • о фактах хранения товаров нерезидентами РУз на таможенных складах республики (ч. 13 ст. 133 НК).

Также в целях налогового контроля они должны представлять налоговым органам сведения, необходимые для налогового учета налогоплательщиков (ч. 2 ст. 135 НК).

Налоговые, таможенные и иные уполномоченные органы, органы прокуратуры и следственные органы информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства, о проводимых ими налоговых проверках. Также они должны осуществлять обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Порядок такого информирования определяется соглашениями между указанными органами (ч. 4 ст. 135 НК). В  настоящее время для реализации этой нормы ведется работа над проектом соглашения об обмене информацией между ГТК и ГНК.

 

 

Налог на добавленную стоимость

 

Плательщиками НДС в числе прочих являются лица, перемещающие товары через таможенную границу РУз, которые признаются таковыми в соответствии с таможенным законодательством (п. 6 ч. 1 ст. 237 НК). Объектом налогообложения является ввоз товаров в Узбекистан (ст. 238 НК).

 

В соответствии со статьей 246 НК освобождается от налогообложения ввоз на территорию РУз:

1) товаров физлицами в пределах норм беспошлинного ввоза, утвержденных таможенным законодательством;

2) товаров в качестве гуманитарной помощи, в порядке, определяемом КМ РУз;

3) товаров в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия, по линии государств, правительств, международных организаций;

4) товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования их дипломатического и административно-технического персонала, включая членов семей, проживающих вместе с ними;

5) культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законодательством к особо ценным объектам культурного наследия, приобретенных госучреждениями культуры или полученных ими в дар. Освобождение от налогообложения применяется при наличии соответствующего подтверждения Министерства культуры РУз;

6) технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране, ввозимого на территорию республики по утвержденному перечню;

7) всех видов печатных изданий, получаемых государственными биб­лиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

8) национальной и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг;

9) товаров за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, если заемным соглашением предусмотрено их освобождение при ввозе;

10) технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемых операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации таких технических средств, при наличии письменного подтверждения уполномоченного госоргана;

11) лекарственных средств (в том числе ветеринарных), изделий медицинского и ветеринарного назначения, а также сырья, ввозимого по перечню, определяемому законодательством, для производства таких средств и изделий. Указанная норма не распространяется на ввозимые готовые лекарственные средства (в том числе ветеринарные), изделия медицинского и ветеринарного назначения, которые также производятся в Узбекистане, по перечню, утверждаемому КМ РУз.

 

При ввозе товаров налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная сложением:

1) таможенной стоимости товаров, определяемой в соответствии с таможенным законодательством;

2) акцизного налога и таможенной пошлины, подлежащих уплате при ввозе товаров.

При ввозе продуктов переработки товаров, ранее вывезенных из страны в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

Налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров одного наименования, вида и марки. Если в составе одной партии товаров присутствуют одновременно как подакцизные, так и непод­акцизные товары, она определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

В аналогичном порядке налоговая база определяется, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РУз товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с ее территории в соответствии с таможенной про­цедурой переработки вне таможенной территории (ст. 254 НК).

Налоговая ставка устанавливается в размере 15 %, кроме случаев, предусмотренных главой 36 НК (ст. 258 НК). Налогообложение производится по нулевой ставке при реализации:

1) товаров, вывезенных с территории РУз в таможенной процедуре экспорта;

2) товаров, вывезенных с территории республики, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории РУз, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате их переработки;

3) припасов, вывезенных с территории РУз (припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных судов);

4) услуг, непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию РУз до таможенного органа в месте убытия с ее территории;

5) услуг, непосредственно связанных с международными перевозками.

 

 

Особенности налогообложения при ввозе-вывозе товаров

 

При ввозе товаров в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

1) при помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорта) налог начисляется в полном объеме;

2) при помещении под таможенный режим реимпорта налогоплательщик уплачивает суммы налога, от уплаты которых он был освобожден при их экспорте, либо суммы, которые ему были возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК. Уплата перечисленных сумм производится в порядке, предусмотренном таможенным законодательством;

3) при помещении под таможенный режим транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, уничтожения, отказа в пользу государства, а также при таможенном декларировании припасов налог не уплачивается;

4) при помещении под таможенный режим переработки на таможенной территории РУз налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с ее таможенной территории в определенный срок;

5) при помещении под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством;

6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, уплата налога осуществляется в порядке, предусмотренном таможенным законодательством;

7) при помещении под таможенный режим переработки для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме.

При вывозе товаров налого­обложение производится следующим образом:

1) при вывозе в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается. Это правило применяется также при помещении товаров под таможенную процедуру склада для их последующего вывоза в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

2) при вывозе в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию РУз суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством. Это правило применяется также при помещении под таможенную процедуру таможенного склада с целью последующего вывоза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта;

3) при вывозе с территории РУз припасов, а также товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры налог не уплачивается;

4) при вывозе в соответствии с иными, не упомянутыми выше таможенными процедурами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производятся, если иное не предусмотрено таможенным законодательством.

При перемещении физлицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты налога в связи с их перемещением через таможенную границу РУз определяется таможенным законодательством (ст. 277 НК).

 

 

Акцизный налог

 

Лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу Узбекистана, признаются налогоплательщиками в соответствии с таможенным законодательством (п. 5 ч. 1 ст. 283 НК).

Объектом налогообложения являются:

  • ввоз подакцизных товаров;
  • передача на переработку на давальческой основе, а также передача производителем подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья и материалов, в том числе подакцизных, собственнику давальческого сырья и материалов;
  • порча, утрата подакцизных товаров, импортируемых на таможенную территорию РУз, за исключением случаев, возникших в результате чрезвычайных ситуаций. В случае страхового покрытия или возмещения стоимости товара виновником акцизный налог уплачивается в доле страхового покрытия (возмещения).

Не являются объектом налого­обложения:

  • реализация на экспорт (в таможенной процедуре экспорта), за исключением отдельных видов подакцизных товаров;
  • передача подакцизных товаров – продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, при условии их последующего вывоза;
  • ввоз подакцизных товаров физлицами в пределах норм ввоза товаров, не подлежащих обложению налогом;
  • ввоз технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемых операторами телекоммуникаций и специальным органом по их сертификации, при наличии письменного подтверждения уполномоченного госоргана;
  • ввоз в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Кабинетом Министров; в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия, по линии государств, правительств, международных организаций; за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, если заемным соглашением предусмотрено их освобождение при ввозе (ст. 284 НК).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара в зависимости от установленных налоговых ставок.

По ввозимым подакцизным товарам, в отношении которых налоговые ставки установлены в процентах (адвалорные), – на основании таможенной стоимости.

По ввозимым подакцизным товарам, в отношении которых установлены фиксированные налоговые ставки, – исходя из объема импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении.

По ввозимым подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из фиксированной и адвалорной налоговых ставок, – исходя из объема подакцизных товаров и (или) их таможенной стоимости.

По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья и материалов, налоговая база включает стоимость работ по их производству и стоимость давальческого сырья и материалов (ст. 285 НК).

 

К сведению. Документами, подтверждающими экспорт подакцизных товаров, являются контракт на поставку экспортируемых подакцизных товаров (копия контракта, заверенная в установленном порядке); ГТД с отметкой таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта; товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе РУз, подтверждающие отправку товаров в страну назначения; выписка банка, подтверждающая оплату иностранным покупателем (плательщиком) экспортируемых товаров (ст. 288 НК).

 

В случае непоступления доходов от экспорта товаров в иностранной валюте в течение 180 календарных дней со дня выпуска товаров в режиме экспорта реализация товаров на экспорт признается объектом налогообложения.

При реализации товаров на экспорт через комиссионера (поверенного) по договору комиссии (поручения) для подтверждения экспорта комитентом (доверителем) дополнительно представляется договор комиссии или договор поручения (копия договора) налогоплательщика с комиссионером или поверенным.

Перечень подакцизных товаров и налоговые ставки по ним утверждаются Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан (ст. 289 НК).

Ставки таможенной пошлины и акцизного налога, применяемые при ввозе товаров на территорию Узбекистана, утверждаются решением Президента.

 

 

Автотранспортные сборы

 

В соответствии с главой 65 НК к автотранспортным относятся сборы за временный ввоз автотранспорта, за въезд и транзит по территории РУз автомашин иностранных государств (ст. 455 НК).

Плательщиками сборов признаются резиденты и нерезиденты РУз, осуществляющие временный ввоз автомашин, и владельцы или пользователи автотранспортных средств, въехавшие в республику, осуществляющие  транзит по ее территории (ст. 456 НК).

Объектом налогообложения являются временный ввоз автотранспорта, въезд на территорию РУз и транзит по ее территории автотранспортных средств иностранных государств (ст. 457 НК).

Налоговой базой является мощность двигателя временно ввозимых автомашин в лошадиных силах или их стоимость; при въезде и транзите – автотранспортные средства иностранных государств (ст. 458 НК).

Сбор за временный ввоз авто взимается при их госрегистрации, перерегистрации в органах МВД. За въезд на территорию Узбекистана и транзит – при въезде автотранспорта иностранного государства (ст. 460 НК).

 

К сведению. Срок действия льгот по налогам и другим обязательным платежам, а также пониженных ставок по налогам, предоставленных:

Налоговым кодексом, – до 1 апреля 2020 года;

решениями Президента и Кабинета Министров, принятыми до 1 января 2020 года, – до истечения срока действия льгот и пониженных ставок (ст. 4 ЗРУ-599 от 31.12.2019 г.).

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спецкор.

 

Прочитано: 815 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика