Вернуться к почти забытому старому – домовым книгам предложило жителям многоквартирных домов (МКД) управление миграции и оформления гражданства ГУВД Ташкента. На сайте управления сообщалось, что это сделано для удобства жителей столицы. Домовые книги должны заменить поквартирные учетные карточки форм NN 4 и 5, заведенные по старой системе для МКД.
Инициатива нацелена на облегчение процедур, связанных с решением вопросов прописки-выписки, представления документов в службы газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, органы нотариата и т. д.
Сегодня практика такова, что для получения выписки с форм NN 4 и 5 (поквартирных карточек) жители МКД обращаются в группы внутренней миграции и оформления гражданства территориального отдела внутренних дел. Это занимает много времени, создает жителям неудобства, бюрократические проволочки. Считают, если на руках у собственника квартиры будет домовая книга, этого делать не придется – в нее будут внесены сведения о прописанных, – говорится в сообщении ГУВД. – Вопросы, возникающие при представлении их в нотариальные органы, согласованы с органами юстиции.
Купить их можно в книжном магазине либо в газетном киоске. Затем обратиться в махаллинский комитет. Там квартировладельцу впишут адрес проживания, заверят сведения печатью. После этого в группу внутренней миграции и оформления гражданства районного ОВД надо представить паспорта и свидетельства о рождении всех членов семьи, прописанных по данному адресу, где эти сведения внесут в домовую книгу.
Она остается на хранении у собственника квартиры. Ее достаточно будет представить при обращении в органы нотариата, жилищно-коммунальные службы. В сообщении ГУВД отмечается, что замена поквартирных карточек на домовые книги носит рекомендательный характер. Квартировладелец вправе сам решать, заводить ее или нет.
Напомним, что прежде домовые книги в МКД уже были в ходу. Затем где-то их отменили, где-то ими пользуются по сей день. В 2015 году хоким Ташкента принял решение о введении их для всех объектов жилой недвижимости столицы. Предполагалось, что это позволит уточнить число всех прописанных и фактически проживающих в МКД. Для этой «обязаловки» намечалось задействовать административный ресурс, начиная с ГУВД, городского и районных хокимиятов до Фонда «Махалла» и прочих. Дело до конца не довели. Сейчас у собственников жилья есть право выбора.
Почему не глиняные таблички?
Отношение к повторению пройденного далеко неоднозначное. Особенно в социальных сетях. Здесь есть вполне конструктивные предложения, к которым стоит прислушаться инициаторам введения домовых книг.
Одни вопрошают: «А почему не глиняные таблички? На дворе XXI век, какие домовые книги? До сих пор адресные данные в паспортном отделе хранятся на бумажных носителях: карточках, листочках, в журналах, тетрадках. Да и в других учреждениях тоже никак не могут отойти от бумажек, заставляя народ ходить по кабинетам, собирать подписи в разных отделах. Где же хваленные компьютерные технологии, электронный документооборот, которые могли бы упростить всю эту бумажную канитель?».
Кто-то хочет, чтобы домовая книга была под рукой. Немало прецедентов, когда квартирные карточки теряются, восстановить их непросто. Были случаи, когда без ведома домовладельцев по адресу их проживания временно прописывали посторонних граждан. Исходя из горького опыта квартировладельцы считают, если домовая книга будет под рукой, такого не произойдет.
Да и сбой в любой компьютерной программе может привести к потере данных или подвисанию системы.
Есть предложение, чтобы были и карточки, и домовые книги, и электронная система учета прописанных граждан. «Пусть каждый выбирает, что ему удобно».
А вот мнение паспортистки: «В отличие от карточек, домовые книги удобнее. Вся информация о прописанных у тебя в книге. Я сама работала в этой системе, знаю, что творилось с карточками учета».
Ну и резюме: «Давно пора переходить на современные технологии. Это удобно и населению, и уполномоченным контролирующим органам, которые будут иметь оперативную и достоверную информацию. Если уж вновь и вводить домовые книги, они должны быть электронными. Информацию в них вводить автоматически после регистрации или прописки. Она имеется в базах данных разных структур, на ее основе и может формироваться электронная «домовая». Это исключит хождения граждан по учреждениям, прописку без ведома домовладельцев, потерю карточек».
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.