Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 38 / Дом, в котором мы живем

Всеобщая «ободизация» жилья

 

Определение «обод» (благоустроенный) в названии ряда социальных проектов, к сожалению, все чаще обретает у нас противоположное значение. Объясняется это тем, что «ободизация» нередко сопровождается нарушением прав и интересов граждан. И вот, похоже, грядет еще одна новация из этой серии.

 

Системой «Obod Uy» намечается охватить весь многоквартирный жилой фонд республики. Об этом говорится в проекте постановления Президента о совершенствовании системы эксплуатации жилищного фонда в Узбекистане, размещенного для обсуждения на портале СОВАЗ. Разработчик проекта – МинЖКО предлагает обязательное подключение каждого многоквартирного дома в Узбекистане к интегрированной системе учета оплаты за эксплуатационные расходы «Электронная карта жителя» «Obod Uy» (www.oboduy.uz) (далее – система, сайт, электронная карта).

У многих жилищников, а также потенциальных пользователей предлагаемое нововведение не вызывает положительных эмоций. В проекте документа говорится, что «Obod Uy» успешно реализует хокимият Мирзо-Улугбекского района столицы и Мининфоком в рамках постановления КМ N 400 от 12.12.2016 г. Но в редакцию «Нормы», а также на социальные сайты поступали обращения граждан о недоработках пилотного проекта, необходимости его корректив. Мы изучили ситуацию на месте, после чего в тематическом выпуске «Нормы» N 31 (680) от 31.07.2018 г. подготовили разъяснения, что такое «Obod Uy», для чего она создана, ее плюсы-минусы, причины недоверия к ней пользователей с предложениями устранения недочетов.

По сути, «Obod Uy» – это сайт с полезной для жителей информацией о работе ТЧСЖ и жилом доме. Его главная цель – обеспечить прозрачность работы товарищества: показать жильцам структуру взноса, текущий баланс, наличие задолженности. Здесь должны быть протоколы общих собраний, сметы доходов и расходов, заявки в ТЧСЖ, учредительные документы, отчеты председателя, прочая информация, которая часто бывает закрыта от жителей. Все это можно не торопясь изучить дома, войти на сайт с мобильного телефона, смартфона, компьютера, уплатить взносы в режиме онлайн. Удобно, доступно, безусловное благо. В перспективе планируются опросы жильцов, оценка деятельности ТЧСЖ и даже возможность онлайн-голосования по важным вопросам содержания дома. Полезный ресурс может развиваться дальше, трансформироваться в продукт, позволяющий собственникам жилья участвовать в управлении своим домом, обеспечить реальные предпосылки для общественного контроля за работой ТЧСЖ. Исходя из практики других стран такие сайты, обеспечив прозрачность информации, повышают доверие жильцов к управляющим общим имуществом, платежную дисциплину, активность, заинтересованность в содержании дома.

 

 

«Obod Uy» не сумела обеспечить прозрачность

 

Практика показывает, что рекомендованная версия «Obod Uy» далека от обещанных благ. Распространять этот опыт преждевременно, на что следует обратить внимание разработчикам проекта.

 

1.  «Obod Uy» должна опираться на достоверную базу данных о работе ТЧСЖ. Иначе она не достигнет цели, потеряет смысл, не принесет пользы. Для этого руководители товариществ должны предоставлять реальную, не вызывающую сомнений информацию о содержании дома, работать добросовестно, соблюдать законы и отвечать за их нарушение. В противном случае проект будет преждевременным.

 

2.  В Мирзо-Улугбекском варианте система не сумела обеспечить прозрачность работы ТЧСЖ. На сайте отсутствуют важные документы о работе товарищества: отчеты председателей, протоколы общих собраний, сметы, планы работ и т. д. Нет обоснования формирования обязательного взноса. Многие руководители ТЧСЖ не заинтересованы выставлять эту информацию, потому что не в порядке «товарищеская» документация (собрания не проводятся, кредиты берутся без информирования жильцов, размер взноса повышается «с потолка» и т. д.). Другие размещали «липовые» протоколы с подложными подписями. Будет ли от такой информации, да и самого сайта польза? Должна быть реальная ответственность председателей ТЧСЖ за достоверность, размещаемых на сайте данных.

 

3.  Отсутствует механизм обновления сайта на постоянной основе. Информация о содержании дома постоянно меняется. Это должно отражаться на сайте. В Мирзо-Улугбекской практике не было должного взаимодействия администраторов «Obod Uy» (жилищников) с программистами, которые должны идти рядом, выявлять слабые места, корректировать их, улучшать и совершенствовать систему в ходе реализации проекта.

 

4.  Для оперативного обновления информации о работе ТЧСЖ надо предоставить техническую возможность входа на сайт председателям товарищества.

 

5.  Необходима широкая информационная кампания о целях и задачах «Obod Uy» среди потенциальных пользователей.

 

6.  «Obod Uy» не интегрирована с клиринговой системой расчетов Центробанка, отображающей платежи в режиме онлайн. В результате платежи пользователей не появляются в личном кабинете, пока те не подтвердят оплату. Это вызывает недовольство и нарекания жильцов.

 

7.  В системе не отражены собственники нежилых помещений, которые, как и члены ТЧСЖ, вносят взносы на содержание общего имущества, формируют бюджет товарищества.

 

8.  Отсутствует обратная связь пользователей «Obod Uy» с ТЧСЖ. Не работает сервис «Мои заявки».

 

9.  Отсутствует важнейший блок, на котором основывается вся работа товарищества – смета доходов и расходов. В личном кабинете размещен некий «тарифный план» ТЧСЖ, куда программисты вбили взятые «с потолка» одинаковые для всех товариществ данные. То есть это просто заставка, место, где должна размещаться смета, которую далекие от жилищной сферы программисты назвали «тарифным планом». Жители не знают, что это шаблон. Возникают противоречия, жалобы на ТЧСЖ, что оно размещает недостоверную информацию. За 9 месяцев реализации системы «Obod Uy» этот ключевой для пользователей блок так и не был откорректирован. Похоже, отработав проект, его разработчики потеряли к нему интерес. В сыром, недоработанном виде он был передан в МинЖКО.

 

 

Семь миллионов – чужому дяде

 

Серьезным возражением в адрес обсуждаемого проекта документа является то, что нас могут обязать платить частному оператору 2 % от размера обязательных взносов за информацию о работе товарищества. «За внедрение, обслуживание и предоставление услуг в рамках системы учета». Вопрос: каких услуг и где договор на эти услуги? Если речь идет о получении информации по содержанию общего имущества в доме, то это не услуга, а наше законное право, гарантированное действующим законодательством. Право владеть, пользоваться, распоряжаться своей частной собственностью, выбирать способ управления, получать об этом бесплатную информацию. Нам же хотят продавать наше право на эту информацию, предлагают за деньги получать данные, которые мы можем найти бесплатно другим способом. Очень опрометчивое пренебрежение законодательством. Абсурд, если только не схема отъема денег у населения, как сделать их практически из ничего.

 

Немного арифметики

В моем ТЧСЖ 15 домов. Ежемесячные начисления взносов на содержание общего имущества одной 4-этажки составляют порядка 2 млн сум. В 15 домах – примерно 30 млн сум. Предполагаемые 2 %, которые, согласно проекту, мы должны отдать частному оператору, составят около 600 тыс. сум. в месяц. В год – около 7 200 тыс. сум.!!! Огромные деньги в масштабах только одного товарищества. А всей страны (если учесть, что в республике более 32 тыс. многоквартирных жилых домов)? Получается, что мы будем кому-то платить эти деньги за право узнать информацию (дай Бог, чтобы она была достоверной) о своем товариществе, расположенном в соседнем доме? А за что будут платить не владеющие Интернетом и не имеющие доступа к нему тысячи квартировладельцев в регионах? Дотошный Максим Черников, администратор группы «ТЧСЖ и как с ним жить» на Фейсбуке, подсчитал, что только в Ташкенте отчисления товариществ оператору составят ежегодно более 3 500 млн сум. Колоссальная сумма практически из ничего, которая должна идти на содержание домов.

 

Кроме того, навязанные нам 2 % лягут в затраты ТЧСЖ, отразятся (пусть не намного) на размере взноса. Но эти вопросы должно решать общее собрание членов товарищества. Возможно, эти отчисления пойдут в счет погашения кредита, который предлагается выделить частному оператору на 3 года.

Все это попытки незаконного вмешательства в дела ТЧСЖ, нарушение целого ряда законодательных актов, в том числе Закона «О защите прав потребителей», запрещающего навязывать нам какие-либо услуги.

Предлагаемое принудительное подключение каждого квартировладельца страны к продукту, апробация которого в «пилоте» не оправдала ожиданий (да еще с платой за него), может вызвать волну недовольства, неприятия и недоверия к проходящей реформе ЖКХ. Здесь нужен взвешенный, продуманный подход, а не скоропалительные, сырые решения, противоречащие законодательству. Чтобы избежать повторения пройденного, как это было недавно с введением, а затем приостановкой мини-взносов из-за отсутствия правового обоснования.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

 

Прочитано: 1612 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика