Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 19 / Пенсионное дело

Социальная защита: нужна перезагрузка

 

На сайте Пенсионного фонда Узбекистана (pfru.uz) опубликован проект Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения. Новые нормы, представленные в документе, станут основой преобразований в системе социального страхования, повышения уровня обеспеченности пенсионеров*.

 

Система государственного пенсионного обеспечения охватывает более 3,3 млн граждан, или примерно 10 %, населения страны. Пенсии по возрасту получают 2 502,6 тыс. человек, по инвалидности – 360,3 тыс., по случаю потери кормильца – 168,5 тыс., социальные пособия – 294,1 тыс. человек.

За последнее время в этой сфере произошли изменения, связанные с введением общепринятых принципов пенсионного страхования. Сформирована единая база по составу заработка, из которого исчисляются страховые взносы, внедрен механизм осовременивания заработка, принимаемого для исчисления пенсий, установлена система индивидуального учета начисленных страховых взносов.

Однако все еще не определены реальные меры по достижению социально достойного уровня пенсий. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачиваются пенсии незастрахованного характера, до сих пор действуют неоправданные льготы пенсионного обеспечения, ослаблена связь между размером пенсии и страховым взносом.

В последние годы увеличивается нагрузка по пенсионным выплатам на экономически активное население страны. По данным демографического прогноза населения на период 2018–2025 годов, ожидается рост доли населения пенсионного возраста (на 1,2 млн человек), что, соответственно, влияет на адекватное увеличение расходов Пенсионного фонда.

Показатель демографического фактора старения населения страны показывает, что имеется тенденция роста лиц пенсионного возраста (с 5,9 % в 2010 году к общему количеству населения до 7,4 % в 2018 году). Согласно сведениям органов статистики, начиная с 2019 года число лиц пенсионного возраста превысит уровень 9 % и к 2025 году достигнет 11 % (против 6,2 % в 2011 году).

Согласно проведенному анализу средний пенсионный возраст в мире для мужчин и женщин составляет 62 года, тогда как в Узбекистане он равен 57,5 года (для женщин – 55 лет и 60 лет для мужчин). В странах Центральной Азии, например, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане право выхода на пенсию по возрасту для мужчин установлено в 63 года, а для женщин – в 58 лет. В Казахстане пенсионный возраст женщин будет доведен до 63 лет, с поэтапным его увеличением на 6 месяцев каждый год. В Туркменистане пенсионный возраст составляет 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

По данным Международной организации труда (МОТ), для устойчивого развития системы пенсионного обеспечения граждан соотношение количества плательщиков взносов к получателям пенсий должно быть на уровне 1:4. Однако сегодня в Узбекистане данный показатель равен в среднем 1:1,5. Соотношение числа пенсионеров к работающему населению возросло с 61 % в 2009 году до 66 % в 2017-м.

Значительные суммы расходуются на выплату льготных пенсий. Их доля составляет 592,4 тыс., или 19,5 %, всех видов пенсий и 23,7 % к числу пенсий по возрасту. Ежегодно в среднем назначается более 39,8 тыс. льготных пенсий.

Также ослаблена связь между размером пенсии и трудовым вкладом работника. Действующая система пенсионного обеспечения предусматривает назначение пенсии лицам, имеющим не менее 7 лет стажа работы.

Согласно Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту составляет 15 лет. Во многих странах мира, включая страны СНГ, минимальный требуемый стаж доведен до уровня 10–15 лет.

Наличие минимальных требований к стажу работы в размере 7 лет негативно отражается на участии граждан в системе госсоцстрахования. Например, в настоящее время при среднем уровне заработка разница в размере пенсии мужчины, имеющего 30-летний стаж работы (при требуемом стаже 25 лет), и мужчины, проработавшего 10 лет (при минимальном требуемом стаже – 7 лет), составляет всего лишь порядка 200 тыс. сум.

Слабые механизмы стимулирующего характера работников в длительном и беспрерывном участии в системе социального страхования вынуждают их к поиску новых способов уклонения от уплаты страховых взносов.

Все это требует пересмотра основных подходов системы соцзащиты населения в области пенсионного обеспечения.

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах одним из приоритетных направлений развития социальной сферы определены обеспечение обязательных социальных гарантий населению, усиление соцзащиты уязвимых слоев населения и господдержки пожилым людям и лицам с ограниченными возможностями.

В Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения представлен комплекс путей решения поставленных задач. Она определяет стратегию действий во всех сферах.

В сфере совершенствования нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения планируется разработать и утвердить Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции, предусмотрев в нем больше норм прямого действия, упрощенные и прозрачные механизмы исчисления пенсий с учетом использования современных ИКТ, а также конкретные стимулирующие механизмы, включая накопительные, прекращения практики предоставления не­обоснованных льгот и доплат.

Внедрение современных информационно-ком­муни­кационных технологий в систему пенсионного обеспечения предполагает модернизацию программного комплекса «Пенсия», позволяющего исключить стереотипы бумажного документооборота, приводящие к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. При расчете пенсии за базу будут принимать сведения персонифицированного учета начисления страховых взносов граждан, формируемых с 2015 года.

Повышения социальной справедливости и эффективности системы пенсионного обеспечения можно будет добиться, если:

► предоставить всем работающим пенсионерам право получать пенсии в полном размере;

► увеличить размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов;

► ввести пособия лицам с инвалидностью III группы в фиксированных размерах.

В сфере внедрения механизмов стимулирующего характера и увеличения связи между размером пенсии и трудовым вкладом работника намечено:

► предусмотреть увеличение размера пенсии за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на 2 % от среднемесячного заработка;

► установить надбавки к пенсиям женщин, имеющих право выходить на пенсию в 54 года, но оформивших пенсию позже общеустановленного возраста;

► увеличить размер среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, с 8 до 12 МРЗП, установленной законодательством на дату, с которой назначается пенсия.

Вышеуказанные меры направлены на стимулирование продолжения трудовой деятельности и получения более высокого заработка гражданами в период, в течение которого уплачиваются страховые взносы. Аналогичные нормы предусмотрены в законодательстве стран Евросоюза, США, Беларуси, Украины, Молдовы и т. д.

Применение стимулирующих мер, обеспечивающих добровольное участие в системе социального страхования, подразумевает предоставление права:

► гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого трудового стажа, уплачивать в разовом порядке суммы страховых взносов в Пенсионный фонд за каждый недостающий месяц стажа при расчете госпенсий (по состоянию на 1.04.2018 г. порядка 55 % новых назначений приходится на пенсии с неполным стажем работы);

► работающим супругам добровольно уплачивать из доходов в виде оплаты труда дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд за неработающих жен (мужей). (Система уплаты добровольных страховых взносов супругами за жен (мужей) предусмотрена во многих странах мира, например, в Японии данная система носит обязательный характер, аналогичная система предусмотрена в Швеции и Великобритании).

В сфере обеспечения эквивалентности финансового участия поколений планируется:

► увеличить минимальный требуемый стаж (7 лет) для назначения пенсии по возрасту (Конвенцией МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» установлен 15-летний минимальный стаж, требуемый для назначения пенсии по возрасту. Во многих странах мира, включая страны СНГ, он доведен до уровня 10–15 лет);

►   поэтапно повысить пенсионный возраст с доведением до среднемирового уровня.

 

Тематический выпуск ведет Алла Ромашко.

 

 


*С полным текстом проекта можно ознакомиться на сайте (pfru.uz). Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан просит выразить свое мнение в отношении разработанного проекта Концепции по реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан.

Прочитано: 1037 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика