Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 09 / Актуально!

«Газуем» по-новому

 

Более 20 лет Правила пользования природным газом практически не обновлялись. Поэтому утверждение постановлением Кабинета Министров N 22 от 12 января 2018 года новых Правил стало событием долгожданным. В них отражены перемены в области коммунальной сферы, предпринимательства и информационно-коммуникационных технологий. Они также включают типовые договоры для разных групп потребителей. В этой публикации мы остановились на вопросах, которые могут возникнуть у бытовых потребителей уже сегодня.

 

Вредная формальность

Среди бытовых пользователей природным газом немало тех, у кого на руках нет письменно заключенного договора с газоснабжающей организацией. Законодатель решил изменить ситуацию.

Согласно пункту 49 Правил при отсутствии до­гово­ра он считается заключенным с момента первого фактического подключения к газовой сети. Здесь же говорится, что газоснабжающая организация обязана принять меры по заключению договора с этим потребителем.

Впредь они должны заключаться и перезаключаться со всеми потребителями своевременно. Для этого Госкомитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальные подразделения обязали в 3-дневный срок после госрегистрации прав на недвижимость направлять в газоснабжающую организацию информацию о собственниках недвижимого имущества.

Однако Правила не регламентируют участия потребителей в оформлении и переоформлении до­говоров. Значит ли это, что теперь обо всем побеспокоится газоснабжающая организация? Или пользователю самому придется собирать все необходимые справки? Насколько ответственно поставщик отнесется к реализации этой нормы на практике? – Время покажет…

Справедливости ради надо сказать, что новые типовые договоры отличаются от предыдущих деталь­ностью и конкретикой. В них четко прописаны порядок использования счетчиков, проведения технической ревизии и (или) профилактического обслуживания газоиспользующего оборудования, взаимоотношения с Бюро принудительного исполнения. К договору прилагаются Инструктаж и памятка по безопасной эксплуа­тации установленных газовых приборов.

 

Чтобы чайник закипал быстро

С понижением температуры воздуха, наступлением заморозков появляются потребители, не довольные уровнем подачи газа. Поставщик обычно объяснял ситуацию снижением давления в трубопроводе из-за увеличения потребления газа для отопления в жилом секторе.

По новым Правилам и Типовому договору газо­снабжающая организация должна обеспечить бесперебойную подачу природного газа в объемах и качестве, предусмотренных нормативными документами по стандартизации.

Это важно не только для контроля качества оказываемых услуг, но и для взаиморасчетов. Так, в пункте 6.3 Типового договора на поставку природного газа для бытовых потребителей сказано: «в случае непоставки газа в необходимом количестве поставщик уплачивает пеню в размере 0,4 % невыполненной части договорных обязательств за каждый день просрочки, но не более 50 % стоимости непоставленного газа» .

Однако ни в Правилах, ни в типовых договорах нет конкретных величин установленных норм. Думается, газовики могли бы последовать опыту Таштеплоэнерго и других коммунальных служб, которые внесли аналогичные данные в правила оказания своих услуг и в типовые договоры с потребителями.

Ведь в Правилах детально прописано, как газо­снабжающая организация должна обеспечивать подачу газа – в соответствии с требованиями установленных норм. Осталось эти нормы указать…

 

Ждите звонка в дверь

Контрольные обходы потребителей всегда входили в обязанность поставщиков коммунальных ресурсов. С созданием Бюро принудительного исполнения к потребителям вместе с работником газо­снабжающей организации может прийти и представитель этой новой структуры. Кого, когда и с какими вопросами ждать?

Чтобы провести техническую ревизию или профилактическое обслуживание вашего газоиспользующего оборудования, представитель поставщика может прийти к вам по утвержденному графику либо по вашей внеочередной заявке (п. 4.1 Типового договора).

Техревизия и профилактическое обслуживание газовых плит в многоквартирных и жилых домах (при отсутствии других газовых приборов) проводятся 1 раз в 2 года. Техническую ревизию газовых плит, отопительных, водогрейных приборов в жилых домах проводят 1 раз в год, а их профилактическое обслуживание – перед каждым отопительным сезоном.

Все эти работы поставщик проводит в присутствии потребителя с оформлением акта и несет ответственность за качество выполненных работ. А потребитель оплачивает оказанные услуги по утвержденным тарифам (пп. 4.2–4.4 Типового договора).

Из текста Правил и Типового договора следует, что сотрудники Бюро тоже должны посещать потребителей. Цель этих визитов – снятие и проверка показаний счетчиков, визуальный осмотр исправности приборов учета и целостности пломб. Однако четкой периодичности этих визитов не установлено. Ясно одно: потребителям со счетчиками, не подключенными к автоматизированной системе контроля и учета потребления газа, таких визитеров можно ждать ежемесячно (п. 87 Правил).

А в какие сроки сотрудники Бюро должны проводить обходы потребителей со счетчиками, подключенными к АСКУГ, или не имеющих счетчиков? Из документов понятно, что такие обходы должны быть. Только вот их периодичность не указана. Во избежание недоразумений целесообразно устранить этот пробел в нормативно-правовой базе ЖКХ.

Потребителям важно знать периодичность обходов, чтобы не стать жертвами злоумышленников. Ведь потребитель обязан обеспечить уполномоченным работникам Бюро беспрепятственный доступ и возможность осмотра газовых счетчиков в любое время суток. Как правило, их осмотр проводится с 8.00 до 20.00 (п. 85 Правил). К тому же Правилами предусмотрены достаточно жесткие меры воздействия на потребителя за недопущение представителя Бюро к счетчикам, вплоть до отключения его от газовых сетей (п. 86 Правил).

С другой стороны, нужно обеспечить обход всех потребителей с установленной периодичностью. Это вопрос расчетов. Правилами установлено, что в случае обнаружения факта умышленной порчи счетчика, срыва пломб, незаконного учета природного газа перерасчеты будут производиться с момента последнего обхода уполномоченного Бюро или газоснабжающей организации (п. 123 Правил).

Правилами также предусмотрен случай, когда представители поставщика и Бюро могут постучаться в дверь вместе. Цель их совместного визита – снятие счетчика на поверку (п. 81 Правил). Гости должны появиться на пороге не позднее чем за 1 день до окончания межповерочного интервала (пп.2.12–2.14 Типового договора). Совместный визит должен состояться и после установки счетчика для его опломбировки.

 

Убрать ли газовую плиту с балкона?

Перепланировка квартир и жилых домов – причина многих споров, возникающих между потребителями и газовиками. Что по этому поводу говорится в новых Правилах?

Пункт 143 Правил не допускает самовольной газификации, перестановки, замены и ремонта газоиспользующего оборудования. Также под запретом не соответствующая нормативным требованиям перепланировка помещений, где используются эти приборы. Запрещено самостоятельно вносить изменения в конструкцию газоиспользующего оборудования, устройств дымовых и вентиляционных систем, заклеивать вентиляционные каналы, замуровывать «карманы»  и люки, предназначенные для чистки дымоходов.

Любые работы, связанные с газовыми приборами и помещениями, где они используются, нужно начинать с посещения райгаза и надлежащего оформления всех предстоящих изменений, составления и утверждения соответствующих проектов. При этом нужно быть готовым услышать «нельзя»  или перечень рекомендаций, не совпадающих с вашими желаниями. Все ради безопасности. Специалисты помогут вам соблюсти все нормы, чтобы обезопасить не только вас, но и ваших соседей.

Однако есть немало вопросов, требующих пересмотра и доработки. В последнее время причиной претензий газовиков к потребителю нередко становится использование металлических шлангов для соединения газовой сети с плитой. Зачастую газовики стараются доказать, что использовать такие шланги нельзя. Хотя их использование регламентировано пунктом 6.2 ШНК 2.04.08-13 «Газоснабжение. Нормы проектирования». Согласно ШНК «гибкие рукава, используемые для присоединения бытового газоиспользуемого оборудования, должны иметь маркировку «газ», внутренний диаметр – не менее 10 mm» . То есть решение вопроса отдано на откуп и ответственность производителя, а он, как правило, зарубежный. А кто подтвердит, что этот шланг можно безопасно использовать в техничес­ких условиях, принятых в стране?

Поэтому возникает необходимость четко прописать, как обеспечить и контролировать соответствие используемого оборудования принятым в республике техрегламентам. И эта система нуждается в детальной проработке. Учитывая всю опасность ситуации и возможные трагические последствия, нужно рассмот­реть возможность введения системы обязательной проверки газового оборудования национальными органами сертификации.

 

Что нового в проведении поверок

Потребители должны рассчитываться с газоснабжающей организацией по показаниям счетчиков. Скоро на рынке появятся новые модели приборов учета газа, совместимые с создаваемой автоматизированной системой контроля и учета его потребления. Со временем их установят всем потребителям. Правилами уже сейчас введена новая норма. Потребители должны использовать счетчики, типы которых внесены в Государственный реестр средств измерений (п. 70 Правил).

Правилами установлены и новые нормы взаиморасчетов в период проведения поверки используемых счетчиков. Так, до установки современных электронных приборов учета ответственность за организацию своевременного проведения периодической госповерки имеющихся счетчиков возлагается на газоснабжающую организацию (п. 73 Правил). Однако четко не регламентировано выполнение этой нормы.

В Правилах сказано, что расходы на ремонт и проведение госповерки приборов учета потребления природного газа покрываются их собственником. Значит, если гражданин оплатил стоимость установленного ему прибора учета, он становится его собственником и обязан сам оплачивать работы по его периодической поверке. А если счетчик установлен за счет газоснабжающей организации и потребитель не оплачивал его стоимость, то и периодическая поверка для него должна проводиться бесплатно.

Под вопросом и реализация пункта 81 Правил. В нем говорится, что в случае снятия счетчика для замены, ремонта, обслуживания, государственной поверки и мониторинга его исправности незамедлительно должен устанавливаться другой поверенный прибор учета за счет средств газоснабжающей организации. Готов ли поставщик газа к выполнению этой установки? А если не готов, то как будут осуществляться взаиморасчеты в такой ситуации? Ответа в Правилах также нет.

Кроме того, Правила усиливают ответственность потребителей за неплатежи. Процесс описан в пунк­тах 95–97. Газоснабжающая организация не позднее 11 числа каждого месяца будет формировать списки потребителей, имеющих задолженность, и передавать их в Бюро. На следующий день после представления этой информации Бюро должно известить потребителей о необходимости погасить задолженность в 5-дневный срок. Если потребитель не уложится в эти сроки, Бюро предпримет меры по принудительному взысканию задолженности, в том числе посредством отключения от сетей. Не мало ли этих 5 дней, особенно в случаях, когда потребителю придется доказывать неправомерность предъявляемых претензий?..

 

Как быть с необоснованными начислениями?

В Правилах предусмотрены меры борьбы с необоснованными начислениями. Согласно пункту 100 Правил в случаях выявления неучтенных документов по ранее произведенным оплатам потребителя до повышения установленных тарифов в базе данных газо­снабжающих организаций перерасчет за потребленный природный газ этому потребителю осуществляется по установленным тарифам, действовавшим на дату оплаты, с последующей корректировкой показателей лицевого счета в биллинговой системе. А в пункте 101 Правил говорится, что при изменении тарифов ранее начисленная сумма, по которой не произведена оплата до изменения тарифов, считается образовавшейся задолженностью, не подлежащей переоценке. Это означает, что взаиморасчеты будут произведены по тарифам, действовавшим на момент образования задолженности.

Также установлено, что теперь в случае умышленной порчи счетчика, срыва пломб, незаконного учета природного газа перерасчет будет производиться по фактическим показателям со дня последнего обхода (п. 123 Правил). Только из Правил не ясно, как будет устанавливаться его дата. Чтобы эта норма работала, по итогам каждого обхода потребителю и представителю Бюро нужно составлять соответствующий акт или же вести журнал, где потребитель своей подписью будет подтверждать факт посещения.

И еще один момент. В пункте 124 Правил есть понятие «искажение исходных данных (отопительной площади, количества газоиспользующих приборов и числа проживающих)». Оно очень важно не только при взаиморасчетах в случае нарушений эксплуатации счетчика и другого газового оборудования, но и тогда, когда потребитель не имеет счетчика. Однако в документе не прописан механизм установки и способ подтверждения этих данных.

При этом за поставщиком сохраняется право отключать потребителя от сети газоснабжения. Согласно пункту 3.4 Типового договора это возможно при:

√ невыполнении договорных обязательств;

√ наличии задолженности за потребленный газ из-за несвоевременных расчетов;

√ неисполнении предписаний Бюро, в том числе недопущении его представителей к приборам учета для снятия показаний;

√ умышленной порче приборов учета, вмешательстве в них извне с целью изменения показателей;

√ выявлении фактов хищения, незаконного подключения к газовым сетям или иных нарушений Правил пользования газом.

 

Олег Гаевой.

Прочитано: 1876 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика