Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 09 / Дом, в котором мы живем

Ну, должники, держитесь!..

 

Похоже, 1 марта 2018 года станет днем солидарности потребителей коммунальных услуг. Указом Президента N УП-5343 от 15.02.2018 г. с этого дня вводится солидарная ответственность совершеннолетних физических лиц, прописанных в одном доме, по обязательствам по оплате энергоресурсов (газа, электроэнергии), водоснабжения и водоотведения. Это означает, что теперь задолженность будут взыскивать не только с владельца квартиры, а со всех прописанных в ней граждан.

 

Документ наделил Бюро принудительного исполнения правом ежемесячно списывать в бесспорном порядке задолженности за поставленные потребителям энергоресурсы с банковских счетов, по которым обслуживаются пластиковые карты потребителей. Максимальная сумма списания утверждена в размере 2 МРЗП.

Кроме того, с 1 мая 2018 года начнет работать общедоступная база данных должников, в том числе за потребленные энергоресурсы, услуги водоснабжения и водоотведения, а также по исполнительным документам. Включенным в нее должникам – физическим и юридическим лицам наложат запрет на совершение крупных сделок, получение отдельных видов финансово-кредитных услуг, услуг международных пассажирских перевозок, а также госуслуг.

Довольно жесткие меры, вызвавшие горячие отклики и комментарии. Меры вынужденные, оправданные необходимостью ликвидации дебиторской задолженности за потребленные энергоресурсы. Безусловно, платить за коммунальные продукты должен каждый, а неплательщики – отвечать за неуплату по всей строгости. Неплатежи – огромные потери для отраслей ЖКХ, которые рикошетом бьют по каждому из нас. Как следствие – повышение тарифов, когда мы вынуждены платить за себя и за неплательщиков. Новый документ своевременен, но вызывает много вопросов, требующих разъяснения и дальнейшей правовой проработки.

 

Начислил мнимый долг?

Заплати столько же

Дело в том, что проблема с начислением необоснованных задолженностей продолжает оставаться актуальной и по сей день. Потребителям часто не могут даже объяснить, откуда взялся мнимый долг. В результате добросовестным плательщикам приходится доказывать, что у них его нет, тратить время, нервы из-за чьей-то халатности. Наверное, введению нового механизма все же должны соответствовать достоверная абонентская база, совершенная программа учета потребления энергоресурсов, работающая четко, без сбоев и ошибок. Управлять элект­ронной системой учета должны грамотные, добросовестные, прошедшие специальное обучение работники. Чтобы не получалось, что сняли не те показания счетчика, вбили не ту цифру, не в ту строку вписали данные, система дала сбой и так далее, и вот: «Вам к оплате миллион» – мнимая, необоснованная задолженность. За халатность инспекторов, заставляющих потребителей расплачиваться за чужие ошибки, должна быть жесткая ответственность.

Радикальные меры воздействия к неплательщикам необходимы, но при наличии реальных, но не мнимых долгов. Установленный документом механизм должен лечь на основу, не вызывающую сомнений в достоверности. Другими словами, нужно отделить зерна от плевел. Иначе при солидарной ответственности за оплату энергоресурсов и обозначенных документом ограничениях в действиях должников могут возникнуть нескончаемые разборки и споры.

Напомним, что одна из причин формирования не соответствующих действительности задолженностей – дела давно минувших лет. Это вмешательство в базу данных бывших работников энергоснабжающих предприятий, приписки несуществующих долгов. Этому дана должная оценка, нарушители понесли наказание. А вот базу, похоже, до сих пор приводят в порядок. Сделать это можно только путем сверки. Потребителей должны были по-человечески попросить потерпеть, извиниться перед ними за неудобства и предусмотреть механизм сверки, не напрягающий их так, как это происходит сегодня. Граждане не должны страдать из-за дел бывших коммунальщиков и безответственность нынешних.

Несуществующие долги могут возникать из-за несвое­временного снятия показаний счетчика контролерами. Контролем за показаниями приборов учета сейчас занимаются работники Бюро. Периодичность обходов в Правилах пользования электрической энергией (прил. N 1 к ПКМ N 22 от 12.01.2018 г.) не установлена. Если контролер своевременно не снял и не внес показания счетчика в базу, программа сама производит начисления по среднему уровню потребления электроэнергии.

Часть вопросов c несуществующими задолженностями можно было бы решать на месте. Например, при вручении потребителю предписания о необходимости оплаты обязательно указывать, за какой период она начислена. Согласно статье 6 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им услугах. Если это мнимый долг, работники Бюро должны тут же на месте составить акт, подтверждающий, что задолженности нет, и исправить несоответствие в учетных данных электронной базы, и, разумеется, нести ответственность, если этого не сделано. Тем более что инспекторы Бюро оснащены сегодня платежными терминалами.

Сегодня доступ к абонентской базе данных по учету энергоресурсов имеется одновременно у поставщика и Бюро. Потребитель может обращаться и туда, и туда. В спорных вопросах совместно проводят инвентаризацию задолженности. Без подписи и присутствия работников Бюро поставщик не может вносить изменения в базу. То есть смотрят в четыре глаза. Но почему мы имеем то, что имеем? В большей степени работает человеческий фактор. Но если он работает против другого человека с такими негативными последствиями, надо установить жесткий контроль за этим человеческим фактором, ввести строгую ответственность за необоснованные начисления. Почему бы в случае ошибочного начисления долга не взыскивать эту же сумму с допустившего нарушение работника. Причем в размере этой задолженности. Вот тогда можно было бы очень быстро навести порядок в учете.

 

Круги на воде

Новый механизм вызывает много вопросов, следующих один из другого. Они охватывают спектр прав и интересов граждан. Это – как круги на воде, когда волна вызывает другую, третью. Один из вопросов связан с бесспорным взысканием задолженности. Бесспорное взыскание в соответствии с законодательством – это взыскание при отсутствии спора между сторонами. Если одна из сторон считает, что предъявленное ей требование незаконно, это означает наличие спора. В таком случае спор решается либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке. Но прежде чем списать задолженность, потребителя будут предупреждать о ее наличии и необходимости погашения, как это и делается в настоящее время: Бюро направляет абоненту предписание с указанием срока для добровольного исполнения требования (сейчас на это дают 5 дней). Если потребитель не оспаривает его, тогда задолженность взыскивается в принудительном порядке.

Тревогу потребителей вызывает право Бюро ежемесячно взыскивать в бесспорном порядке задолженность за энергоресурсы с банковских счетов, по которым обслуживаются пластиковые карты потребителей. Их волнует, законно ли это, каким будет механизм возврата снятых с пластика средств при необоснованной задолженности. Они считают, что, скорее всего, будет так: «Извините, ошибочка вышла» – и деньги зачтут в счет будущей оплаты.

Статья 46 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» устанавливает, что мерами принудительного исполнения являются в том числе обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника; иные меры, предпринимаемые в соответствии с законодательными актами, обеспечивающими исполнение. Указом Президента от 15 февраля 2018 года установлены эти «иные меры». Списание задолженности с банковских счетов, по которым обслуживаются пластиковые карты потребителей, не нарушает норм указанного Закона. Ранее он предусматривал списание задолженнос­ти со счетов юридических лиц. Теперь этот порядок взыскания распространили и на физических лиц (в отношении них применяются и такие меры принудительного исполнения, как удержание из зарплаты задолженнос­ти за поставленные энергоресурсы, наложение ареста на имущество, прочие). То есть подход такой: есть долги – обязан заплатить. Если этого не сделать, применяются жесткие меры принудительного исполнения.

Ряд вопросов связан с солидарной ответственностью, когда долги будут списывать не с владельца жилого помещения, а со всех прописанных по данному адресу. Преж­де при непроживании в квартире прописанных граждан поставщики производили перерасчет, если им представляли подтверждающие документы. Надо ли полагать, что теперь такая практика будет исключена, хотя это приведет к нарушению права гражданина не оплачивать не потребленную им услугу (энергоресурсы)?

Принципиальный момент: кто конкретно из проживающих имеется в виду под несущими солидарную ответственность. Вот несколько ситуаций, связанных с временно прописанными. Например, не проживающий, но прописанный в квартире имеет временную прописку и проживает в другом месте (городе). Могут ли его привлечь к солидарной ответственности по оплате задолженности в двух местах: по месту постоянной и временной пропис­ки? Еще один ракурс. Владелец квартиры сдал ее внаем, временно прописав в ней несколько человек. Должны ли временно прописанные нести солидарную ответственность по оплате энергоресурсов, если в договоре найма хозяин не передал им обязанность оплаты коммунальных услуг? Или хозяин уехал за границу, а тут временно прописанному предъявляют долг, который был сформирован задолго до того, как он снял это помещение, – должен ли он платить за владельца квартиры?

Еще один важный вопрос. Договор поставщика энергоресурсов с собственником жилого помещения. То есть ответственность за оплату коммунальных услуг несет тот, с кем подписан договор. Нет договора – нет ответственнос­ти. Если вводится солидарная ответственность, тогда договор надо заключать со всеми прописанными? А если это временно прописанные либо лица, не состоящие в родстве с владельцем квартиры? Можно ли создавать обязательства в плане солидарной ответственности для сторонних лиц? Документом предусмотрено внесение изменений в договоры оказания услуг электро- , газо-, водоснабжения и водоотведения. Надо полагать, эти вопросы будут урегулированы.

Конечно, потребителей волнует и наложение запретов на ряд действий должников. Все в той же проекции несуществующей задолженности. Например, гражданина «тормознули» с билетом на руках в аэропорту из-за мнимого долга. Он несет материальный ущерб, потому что не попал на деловую встречу, подписание контракта. Кто за это будет отвечать, возмещать ущерб, денежную потерю при возврате билета из-за отложенного вылета, компенсировать моральный вред? А для тех, у кого действительно есть долги, может быть, стоит предусмотреть возможность погашения задолженности в аэропортах, на железнодорожных вокзалах?

Есть еще вопросы. На совершение каких крупных сделок, получение финансово-кредитных и государственных услуг будет наложено вето для должников? Каким будет механизм реализации этого порядка? Здесь нужны не только разъяснения для граждан, но и разработка инструкций для инспекторов.

Документ предусматривает, что эти вопросы должны быть урегулированы в течение 2 месяцев. Их правовой проработкой поручено заняться руководителям ряда государственных органов. С 1 мая начнет действовать общедоступная база данных должников. Надо полагать, что информация о наличии или отсутствии задолженности станет открытой и для граждан. Хочется надеяться, что это будут достоверные данные, а не повторение пройденного.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 2717 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2018-03-01 12:47:31, Гость_Рузметов Ш.:
Да человек берет на душу большой грех если имеет возможность и не своевременно погашает свой долг независимо перед кем будь юридическое или физическое лицо. Но юридическое или физическое лицо должно предъявить и доказать кредитору сумму долга.
Однако настоящая система выбивания долгов работает в одностороннем порядке, то есть поставщик передает информацию в БПИ, а БПИ выбивает долги по представленной информации от коммунальных и др.служб.
На секунду представьте, эту систему работы у налоговых органов, без акта, без протокола, без уведомления налоговики незаконно будут взыскивать мнимую задолженность у хоз.субъектов. Я не могу представить потому, что работник налогового органа является должностным лицом и его могут привлечь к ответственности и он это знает. Так как есть Закон О гос.налоговой службе, может следует разработать такой Закон по комслужбам
 
Давайте разберем, что же не так у поставщиков коммунальных служб и с чего следует начинать проверки, этих служб, работниками проверяющих органов (для профилактики пусть знают и руководители ком.служб)
 
По г.Ташкенту
Анализ полученного объёма питьевой воды и реализованного потребителям ТашГорводоканал
Анализ полученного объема природного  газа и реализованного потребителям Ташгаз
Анализ полученного ГКкал теплоэнергии (горячей воды) и реализованной теплоэнергии и горячей воды потребителям Ташиссиккувват, и так же по электроэнергии.
Далее согласно статьи 222 Налогового Кодекса поставщик обязан представить счет-фактуру покупателю или квитанцию на оплату за оказанную услугу.
Да в положении указано, что потребитель обязан ежемесячно до 10 числа оплатить предоплату, но поставщик обязан представить счет-фактуру или квитанцию на оплату, но почему то заполнение квитанции поставщик обязывает потребителя.
По юридическим лицам -потребителям комуслуг установлена система, то есть потребитель ежемесячно представляет расчет по счетчику и поставщик по данным расчета предъявляет счет-фактуру потребителю. Однако по физическим лицам был проект, что он обязан по онлайн представить показания счетчика, но это не сработало почему то.
Так что до сих пор по физическим лицам на основании каких документов поставщик в лицевой карточке начисляет и выявляет задолженность не известно.
Бюро принудительного исполнения обязано реагировать на факты представленной им  недостоверной информации, с привлечением должностных лиц направивших им эту информацию. Тогда только работники комслужб будут ответственнее относится к своей работе.    
  Списание денежных средств без акцепта с пласткарточки без согласия владельца карточки, может быть это является нарушением прав, особенно при недостоверной информации, за это должен понести ответственность

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика