Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 5 / Дом, в котором мы живем

И пусть законы сойдут с ума?

 

Членов товарищества хотят лишить права на управление общим имуществом?

 

Похоже, что в Мирзо-Улугбекском районе решили показать, как не надо работать ТЧСЖ. В начале января здесь началась кампания по принуждению товариществ срочно провести общие собрания. Ее инициировали начальники  округов. В чем срочность, если статьей 20 Закона «О товариществах частных собственников жилья» установлено, что общее собрание членов товарищества созывается не позднее 60 дней после окончания финансового года. Многие из них просто не были готовы к этому в начале года.

 

Чтобы ускорить процесс, окружные начальники раздали руководителям ТЧСЖ района одинаковые – слово в слово – протоколы общих собраний. Не образцы и не рекомендации, а документы к исполнению. Неважно было, пройдут общие собрания или нет. Руководителей товариществ заставляли расписаться в протоколе, ставить печать, собрать подписи жителей на отдельных от протокола листах, якобы «одобряющих» содержание, и дело с концом. На несогласных оказывали давление. Но это не что иное, как незаконное вмешательство в деятельность ТЧСЖ, что, к сожалению, обрело в жилищной сфере устойчивую тенденцию.

А ведь годовое общее собрание товарищества является главным событием года, к которому многие серьезно готовятся. На нем принимаются важные решения, определяющие его деятельность на предстоящий год. От того, как оно пройдет, зависит успешная работа ТЧСЖ. Наезды начокругов с требованием подписать такие протоколы – искажение роли общего собрания как важного инструмента самоуправления в товариществе.

Но внешняя сторона – это цветочки в сравнении с содержанием самого документа. Его авторы взяли на себя смелость противопоставить свое видение управления жилфондом действующим нормативно-правовым актам и курсу на реформирование жилищной сферы, принятому Правительством страны. Теряешься в предположениях, из чего исходили разработчики документа: из правовой безграмотности, самоуправства, интересов, идущих вразрез с требованиями НПА, если его принятие может перечерк­нуть право частной собственности и нормы законодательства? Да и о социальных последствиях этого изобретения авторы вряд ли задумывались. Конечно, протокол, составленный «под копирку» поголовно для всех товариществ как обязательная к исполнению директива, должен стать объектом изучения для прокуратуры на предмет соблюдения законности. Обратимся к его содержанию.

 

 

19 пунктов, по которым протокол общего собрания является незаконным

 

1. Протокол общего собрания не может быть одинаковым для всех ТЧСЖ района, поскольку техническое состояние многоэтажек разное. Соответственно, разными должны быть сметы доходов и расходов, взносы на содержание общего имущества.

2. Массовое принуждение ТЧСЖ к проведению общих собраний и подписанию одинаковых протоколов является самоуправством, нарушением законодательства и вмешательством в дела ТЧСЖ.

3. Требование провести годовое общее собрание в срочном порядке противоречит требованиям законодательства. Товарищество должно подготовиться к нему, заранее уведомить своих членов о дате, времени и месте его проведения (ст. 20 Закона о ТЧСЖ).

4. В протоколе указано, что «открыть собрание предложил председатель махалли». Это вмешательство в дела ТЧСЖ. Председатель махалли может присутствовать, выступать на общем собрании, но ведет его председатель собрания, избираемый из членов ТЧСЖ.

5. В протоколе отсутствует пункт, устанавливающий, что согласно законодательству к годовому общему собранию правление товарищества должно подготовить проекты:

а) плана работ по содержанию общего имущества и земельного участка, имущества товарищества и отчета о его исполнении за прошедший год;

б) сметы доходов и расходов товарищества и отчета о ее исполнении;

в) размеров обязательных взносов на содержание общего имущества для собственников жилых и нежилых помещений исходя из сметы.

Правление товарищества должно обеспечить возможность членам ТЧСЖ ознакомиться с проектами этих до­кументов до проведения годового общего собрания (ст. ст. 20, 25 Закона о ТЧСЖ).

6. В протоколе отсутствует пункт, устанавливающий, что если ТЧСЖ объединяет собственников нескольких домов, то проведению ежегодного общего собрания обязательно должно предшествовать проведение собраний собственников помещений каждого отдельного дома в ТЧСЖ (ст. 23 Закона о ТЧСЖ).

7. В протоколах, врученных руководителям ТЧСЖ, под каждым решением и предложением было указано «Принято единогласно». Это толкает председателей правления на должностной подлог. Сторонние лица не вправе диктовать членам ТЧСЖ, как голосовать и за какие решения.

8. В протоколе, навязанном ТЧСЖ, деятельность поголовно всех товариществ района признана неудовлетворительной. В нем указано на якобы «многочисленные заявления от населения на неудовлетворительное обслуживание товариществом общего имущества; несвоевременное и некачественное выполнение заявок жителей; большую просроченную дебиторскую задолженность из-за отсутствия контроля за своевременным внесением членами ТЧСЖ обязательных взносов; на непринятия мер по ликвидации задолженности». Но такая «уравниловка» необоснованно сводит все товарищества до одного уровня.

9. «План работ по содержанию общего имущества и смета доходов и расходов на 2018 год составляются в соответствии с требованиями постановления Президента N ПП-2922 от 24.04.2017 г., которым утверждена Программа по ремонту, благоустройству и улучшению условий эксплуатации многоквартирного жилищного фонда на 2017–2021 годы, включающая в том числе параметры благоустройства». Но ремонт по благоустройству территорий в рамках Программы выполняется за счет бюджета, а не за счет ТЧСЖ. И это должно отразиться в смете.

10. «Председатель правления ТЧСЖ уполномочен принимать решения о получении заемных средств, включая банковские кредиты, а также о заимствовании (перераспределении) средств собственников помещений одного дома на нужды другого». Принятие этих решений является исключительным правом не председателя правления, а общего собрания членов ТЧСЖ (ст. 19 Закона о ТЧСЖ). Иначе председатель становится представителем собственников жилья, которые в дальнейшем будут вынуждены нести ответственность по кредитному обязательству своими собственными средствами.

11. «Председатель правления ТЧСЖ принимает решение о вступлении и активном участии в деятельности Ассоциации ТЧСЖ Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента». Принятие решений о вступлении и выходе из ассоциаций (союзов) товариществ и других объединений принимает общее собрание членов ТЧСЖ (ст. 19 Закона о ТЧСЖ).

12. «Председатель правления ТЧСЖ наделен правом принятия решения о подключении членов ТЧСЖ к Интег­рированной системе учета оплаты обязательных взно­сов – электронная карта жителя Мирзо-Улугбекского района (www.oboduy.uz. Председатель не должен решать это за жителей. Принятие решения персонально каждым отдельным собственником является прерогативой собственников, их неотъемлемым гражданским правом и свободой.

13. «Установить обязательный взнос для собственников жилых помещений в размере 0,6 процента от уровня минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, за 1 м2. Для собственников нежилых помещений – в размере 1,5 процента от уровня минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, за 1 м2». Исходя из протокола размер обязательного взноса для собственников жилых помещений Мирзо-Улугбекского района составит 1 033,44 сум. (172 240 / 100 х 0,6) за 1 м2. Для собственников нежилых помещений – 2 583,6 сум. (172 240 / 100 х 1,5) за 1 м2.

Что получается? Жителям хотят установить взнос не от затрат, необходимых на содержание общего имущества, а от МРЗП, ломая тем самым основополагающий подход к управлению жилищным фондом, грубо нарушая права частной собственности. Тогда при «твердом»  взносе не будет необходимости в составлении плана работ, разработки сметы доходов и расходов, если взнос уже определен кем-то. Извините, но это профанация законодательства и подрыв права собственности.

Постановление N ПП-2922 обязало МинЖКО ежегодно утверждать минимальные размеры обязательных взносов исходя из технического состояния домов, конструктивных особенностей, реальных потребностей в ремонтах, других параметров. Авторы протокола подменяют собой уполномоченный постановлением Президента орган, намереваясь самовольно установить взнос для членов ТЧСЖ отдельно взятого района, необоснованно привязав его к МРЗП. И ведь он автоматом будет увеличиваться с каждым повышением «минималки».

14. «Предоставить председателю правления ТЧСЖ право в целях социальной защиты уязвимых слоев населения, стимулирования деятельности домкомов, а также защиты интересов бюджетных организаций устанавливать им меньший размер обязательного взноса, вплоть до нулевого». Решение о возможности уменьшения размера взноса уязвимым слоям населения может принимать общее собрание. Но из каких соображений члены ТЧСЖ должны защищать интересы бюджетных организаций, вешая на свою шею нахлебников в их лице, и нести за них расходы по содержанию общего имущества? Симулировать или нет работу домкомов тоже должны решать жители на общем собрании. Среди них хватает жильцов, от которых соседям нет никакой пользы.

15. «Установить заработную плату председателю правления в размере 2 процентов от уровня минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, на одного собственника». Но решение об установлении размера вознаграждения председателю, членам правления и ревизионной комиссии товарищества принимает общее собрание членов ТЧСЖ (ст. 19 Закона о ТЧСЖ).

16. «Установить размер отчислений в Ассоциацию товариществ Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента в размере 1,5 процента от уровня минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, на одного собственника». Получается, что каждый член товарищества должен перечислять в Ассоциацию: 172 240 / 100 х 1,5 = 2 583,6 сум. Если в Мирзо-Улугбекском районе в 2011 году насчитывалось порядка 61 949 квартир, то общий ежемесячный сбор в районную Ассоциацию ТЧСЖ составлял бы: 2 583,6 х 61 949 = 160 051 436,4 сум. Сейчас эта сумма будет гораздо выше. Очень хорошая «кормушка» для организации, не сумевшей за все эти годы доказать свою пользу и привлечь членов. Согласно законодательству членство в общественной организации является добровольным. В данном случае решение об этом принимается членами ТЧСЖ на общем собрании.

17. «Внести кандидатуру председателя правления ТЧСЖ на утверждение в отдел ЖКХ Мирзо-Улуг­бек­ского района г. Ташкента». Но согласно постановлению N ПП-2922 кандидатура председателя правления ТЧСЖ избирается на основе решения общего собрания, согласуется, а не утверждается с РайЖКО после обучения в ГУП «Учебно-методический центр «Коммуналукув» и получения сертификата.

18. «С 1 января 2018 года все взаимоотношения с собственниками жилых и нежилых помещений в части учета уплаты обязательных взносов…, произведенных расходов, остатков на расчетных счетах в коммерческих банках осуществляются исключительно через Интегрированную систему учета оплаты обязательных взнос­ов – электронная карта жителя Мирзо-Улугбекского района (www.oboduy.uz.  Вот где собака зарыта и чем объясняется срочность подписания этого документа с немыслимыми нарушениями законодательства. Все в «oboduy»! И пусть законы сойдут с ума от того, что ими пренебрегают.

19. В протоколе не указано, что это образец или рекомендация. Поэтому речь идет о принуждении к совершению действий не в интересах собственников жилья.

 

 

Автора!!!

 

Установить авторство этого документа сложно, поскольку речь идет о нарушениях, за которые предусмотрена серьезная ответственность. Судя по всему, он исходит из Ассоциации ТЧСЖ Мирзо-Улугбекского района и структур хокимията. Ведь его появление предваряли «рекомендации» в Фейсбуке об увеличении обязательного взноса. Возможно, это был своеобразный мониторинг общественного мнения. Продвигают документ начальники округов – рупоры и посланники органов госвласти. А расплачиваться за все придется жителям.

По числу прочтений и откликов в социальных сетях протокол мог бы стать бестселлером, лейтмотив которого – похороны права частной собственности. Исходя из содержания, квартировладельцев пытаются лишить права распоряжаться общим имуществом, всецело передав это право председателям ТЧСЖ. Подход старый как мир: одним человеком управлять и манипулировать гораздо легче, чем группой. Оперировать взносами жильцов тоже легче, если высшим органом в товариществе становится не общее собрание, а председатель правления. Тем более если он не так уж и редко зависим, труслив, нечист на руку, не владеет законодательством.

Жилищная сфера сегодня переживает сложное время. Идет ее реформирование, принимаются конкретные шаги по кардинальному совершенствованию управления. И здесь, безусловно, нужен жесткий подход. Но в рамках действующего законодательства. А пока им пренебрегают, нет гарантии, что и в других районах просвещенной столицы не начнут изобретать что-то подобное.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 3688 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика