Несколько лет назад в жилищной сфере возникло новое явление под названием «начальник округа», а вместе с ним, целая иерархия – «помощник начальника округа», «заместитель начальника округа». Некоторые из них очень быстро «вырастают» из одежки окружных начальников и ни много ни мало начинают называть себя «мини-хокимами». Они говорят, что действуют от имени органа государственной власти на местах, что им поручено содействовать работе ТЧСЖ. Но на практике – как это следует из постов в социальных сетях – часто происходит наоборот. Окружные кураторы вмешиваются в дела товариществ, оказывают на них давление, «прессуют» с кредитами, практикуют жесткое администрирование, нарушают законодательство, прикрываясь при этом «указаниями хокимиятов». Это подрывает авторитет органов местной госвласти, искажает государственную политику, направленную на расширение и укрепление прав самоуправления и частной собственности. Конечно, есть окружные начальники, которые реально помогают товариществам. Хотелось бы, чтобы их было больше.
Кто такие и откуда взялись «начальники округов»? Территориально районы разделены у нас на округа. В целях оказания содействия в содержании многоквартирных домов и прилегающих территорий каждый округ «курируют» руководители различных структур. У них хватает своей работы, некогда заниматься вопросами текущих труб, грязных подъездов, неухоженных территорий. Очень часто они назначают «бегунков», которые постоянно находятся на территории округа, взаимодействуют с товариществами. Но с ними быстро происходят метаморфозы. Они начинают мнить себя хозяевами территории. Часто из-за их некомпетентности и правовой безграмотности, нежелания вникать в проблемы ТЧСЖ происходит как в поговорке, когда просят принести тюбетейку, а ее несут вместе с головой. Многие окружные «боссы» позиционируют себя даже помощниками хокимов и замхокимов. Кто же они на самом деле?
В Классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих (утв. ПКМ №164 от 19.06.2015г.) отсутствуют должности «руководитель округа», «помощник руководителя округа» и уж тем более «мини-хоким». Если нет таких должностей, значит, нет законных должностных прав и обязанностей. Такое лицо не имеет никаких административных прав и должностных полномочий. Его вмешательство в дела ТЧСЖ незаконно.
Теперь что касается осознания себя «помощником хокима» или «помощником заместителя хокима». Постановлением Президента «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти на местах» (№ПП-2691 от 22.12.2016 г.) предусмотрена Типовая структура аппарата управления хокимиятов районов города Ташкента (прил. №2г).
Согласно ей у хокима района г.Ташкента может быть только один помощник. У заместителя хокима района по вопросам развития промышленности, капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства помощники не предусмотрены – только один главный специалист. Получается, что деятельность «начальников округов» и иже с ними не что иное, как нездоровые амбиции, желание придать себе значимость, выдать желаемое за действительное? Другими словами, ярмарка тщеславия?..
Должность «начальника округа» не предусмотрена нормативно-правовыми актами. Хоким может направлять на какие-то участки отдельных работников хокимията для изучения обстановки на местах, выяснения обстоятельств, исполнения его решений, вынесенных согласно законодательству в письменной форме. Только такие решения обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами. При этом направленный на место работник должен уведомить, какой пункт, какого конкретно письменного решения требуется исполнить.
Но на деле происходит нарушение законодательства, поскольку статья 4 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» устанавливает, что вмешательство госорганов и их должностных лиц в деятельность негосударственной некоммерческой организации не допускается.
Что думают по этому поводу органы госвласти на местах? Вот выдержка из письма замхокима Мирзо-Улугбекского района Ташкента на эту тему. Его предоставил нам администратор группы «ТЧСЖ и как с ним жить» в Фейсбуке Максим Черников. Он обратился на ЕПИГУ с вопросами: на основании какого НПА введена должность «руководителя округа» и в структуру какого госоргана она входит; какие полномочия возложены на «руководителя округа»?
Заместитель хокима ответил, что «руководитель округа» – это общественная нагрузка на сотрудников из числа структур, подведомственных районным хокимиятам, не закрепленная НПА. В обязанность «руководителей округов» входит содействие улучшению мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду с представителями махаллинских комитетов и ТЧСЖ».
Так что «руководитель округа» – это не должностное лицо с какими-то административно-распорядительными полномочиями, а общественная нагрузка. А это две большие разницы. И если он выходит за рамки общественной нагрузки, то это уже смахивает на самоуправство, за что законодательством предусмотрена ответственность.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.