Осенью и в декабре текущего года принят ряд нормативно-правовых актов, внесших перемены в таможенную практику и ВЭД. Кардинальные изменения коснулись правил пересечения таможенной границы физическими лицами, декларирования ими товаров и наличной иностранной валюты. Таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт.
Большинство нововведений 2017 года в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в Узбекистане среды, привлекательной для инвестирования.
В последнем номере мы решили осветить наиболее значимые изменения, которые окажут влияние на бизнес и перемещение физлиц через таможенную границу РУз в 2018 году.
БИЗНЕС-СРЕДА
Ставки таможенных платежей
Значимым событием 2017 года стало введение 5 сентября свободной конвертации.
● В целях недопущения роста цен и стимулирования отечественных производителей постановлением Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (№ПП-3254 от 4.09.2017г.) с 10 сентября введены новые ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога по отдельным категориям товаров.
● По 42 товарным позициям установлена нулевая ставка таможенной пошлины.
● Освобождены от уплаты акцизного налога 8 наименований товаров.
● Обнулены таможенные пошлины на сырье и материалы для производства готовой продукции.
● С 15 сентября 2017 года на сахар тростниковый или свекловичный и химически чистую сахарозу в твердом состоянии установлена нулевая ставка импортной таможенной пошлины по коду ТН ВЭД 1701 и акцизного налога по кодам ТН ВЭД 1701 91 00 и 1701 99 (ПП-3269 от 12.09.2017г.).
● Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (№ПП-3303 от 29.09.2017г.) с 1 октября введены новые ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию РУз. Эти меры направлены на поддержку отечественных производителей при ввозе необходимого для производства импортного оборудования и комплектующих изделий к нему, сырья и материалов.
● Обнулены ставки таможенной пошлины для 579 товарных позиций, снижены – для 575 товарных позиций. Это составляет порядка 33 и 32,8% от общего числа новых ставок соответственно.
Ранее действовавшие ставки уточнены по 44 товарным позициям (2,5%), и по ним установлены нижние пределы.
Появились новые ставки по 273 товарным позициям (15,5%). При этом существенная их часть – нулевая ставка.
И лишь по 7 позициям (0,4%) ставки незначительно повышены.
Либерализация ВЭД
Постановлением Президента «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства» (№ПП-3351 от 3.11.2017г.) с 1 декабря введен ряд мер, направленных на формирование благоприятных условий для предприятий-экспортеров, активное освоение ими новых, в том числе перспективных, зарубежных рынков сбыта.
● С 1 декабря 2017 года в целях развития внешней торговли и упрощения экспортных процедур субъектам предпринимательства предоставлено право экспортировать товары (за исключением сырьевых) без заключения экспортного контракта – по инвойсам, после 100-процентной предварительной оплаты на счета экспортеров в банках РУз.
● По экспортным контрактам предусмотрен единый срок образования просроченной дебиторской задолженности – 120 дней со дня оформления ГТД (прежде 60–90 дней). При этом сроки поступления оплаты (180 дней) сохраняются по отгрузкам учредителей – резидентов РУз в адрес организаций за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также членов ТПП – в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты.
● Разрешено таможенное оформление на экспорт без представления справки о расчетах в ЕЭИСВО. За исключением экспорта сырьевых товаров, а также товаров, экспортируемых на основании инвойса. И при отсутствии у субъекта предпринимательства просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным операциям. При этом за экспортером сохраняется право экспортировать товары на условиях предварительной оплаты, открытия аккредитива, а также при наличии гарантии банков покупателя или полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков.
● В целях создания равных условий для всех участников ВЭД, недопущения необоснованного применения финансовых санкций предусматривается:
√ применение единого подхода в принятии мер ответственности за допущение образования просроченной дебиторской задолженности как в отношении экспортеров, так и импортеров;
√ продление срока поступления выручки в иностранной валюте на период длительности действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор);
√ уменьшение суммы дебиторской задолженности по экспортному контракту на сумму поступившего страхового возмещения на счет экспортера товаров.
Примечание. Постановлением КМ №984 от 14.12.2017 г. с 18 декабря 2017 года введены штрафы для импортеров, не обеспечивших ввоз в республику и оформление товаров в режим «Выпуск для свободного обращения» в течение 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней) (ПКМ №245 от 29.06.2000г.).
● Отменены требования:
√ по обязательному представлению импортерами экспортной ГТД для подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РУз с применением льгот по таможенным платежам;
√ по выдаче таможенными органами разрешения на реэкспорт товаров, находящихся под таможенным режимом «Временный ввоз».
Освобождение от уплаты таможенных платежей
(кроме сборов за таможенное оформление)
● С 25 сентября 2017-го до 1 января 2022 года – ввозимые по утвержденным перечням спецтехника, технологическое оборудование и комплектующие изделия, не производимые в стране, в рамках создания кластеров по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению бытовых отходов в городах (Р-5057 от 15.09.2017г.).
Примечание. Контролировать использование ввезенных по льготе объектов будет ГНК. В случае их нецелевого применения сумма таможенных платежей, не уплаченная в связи с предоставлением льготы, будет взыскана в бюджет с применением финансовых санкций.
● С 25 сентября 2017 года – товары (работы, услуги) и транспорт, приобретаемые за счет заемных и кредитных средств в рамках реализации проекта «Развитие сектора животноводства в Республике Узбекистан» (ПП-3283 от 16.09.2017г.).
Указанные льготы распространяются также на товары (работы, услуги), закупаемые фермерскими хозяйствами и сельхозорганизациями за счет рефинансируемых средств в рамках проекта.
● С 17 октября 2017 года до 1 января 2023 года – ввозимые организациями – членами Ассоциации «Узбекистон асаларичилари» племенной материал (продукция), предметы инвентаря и оборудование, используемые в области пчеловодства, специальные транспортные средства и прицепы для перевозки ульев, ветеринарные лекарственные средства и препараты, применяемые для предотвращения болезней пчел и борьбы с вредителями, необходимые лесоматериалы и древесина для производства ульев, пенополиуретан, вспомогательное оборудование, комплектующие изделия и запчасти к нему, вощины и восковая продукция (ПП-3327 от 16.10.2017г.).
● С 4 декабря 2017-го до 1 января 2022 года – национальные автотранспортные предприятия, осуществляющие международные автоперевозки, а также транспортно-логистические компании – за ввозимые складское оборудование, погрузочно-разгрузочную технику, агрегаты, запасные части и другие товары, не производимые в Узбекистане, предназначенные для оказания транспортно-логистических услуг (ПП-3422 от 2.12.2017г.).
● С 19 декабря 2017 года до 1 января 2019 года – металлургическое сырье (коды ТН ВЭД – 2619, 7203, 7204, 7207), ввозимое хозсубъектами в республику для производства проката черных металлов (ПП-3438 от 18.12.2017г.).
Экспорт плодоовощной продукции
Постановлением Президента №ПП-3377 от 6.11.2017 г. приняты дополнительные меры по поддержке отечественных экспортеров плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов.
● Хозсубъектам разрешено экспортировать плодоовощную продукцию без заключения экспортного контракта (договора) на основании инвойса при соблюдении следующих условий:
√ сумма поставки не должна превышать в эквиваленте 20 тыс. долл. США на день оформления экспортной таможенной декларации;
√ нерезиденты производят 100-процентную предоплату в инвалюте на счета в уполномоченных коммерческих банках РУз. Допускаются банковские переводы, оплата международными банковскими картами либо внесение наличной национальной валюты, приобретенной в обменных пунктах;
√ данные об экспортной поставке должны быть внесены в ЕЭИСВО.
● С 15 ноября 2017 года ГТД на экспорт плодоовощной продукции оформляется после составления акта досмотра в срок не более 3 часов.
До 1 рабочего дня с момента представления экспортером документов сокращен срок выдачи уполномоченными органами сертификата, необходимого для экспорта плодоовощной и скоропортящейся продукции.
При наличии у экспортера просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным поставкам вывоз товаров не разрешается только в адрес того иностранного покупателя, у которого имеется просроченная дебиторская задолженность.
● Экспортеры могут корректировать фактурную стоимость экспортированной плодоовощной продукции в пределах установленных нормативов естественной убыли при ее хранении, транспортировке и реализации. Прежде из-за отсутствия порядка учета таможенными органами естественной убыли экспортируемой плодоовощной продукции нередко возникала необоснованная дебиторская задолженность, которая, соответственно, влекла санкции в размере до 70% от суммы непоступивших валютных средств.
Лицензирование экспорта-импорта специфических товаров
Указом Президента №УП-5215 от 3.11.2017 г. предусматривается дальнейшее совершенствование порядка лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, регистрации экспортных контрактов, а также экспертизы импортных контрактов и оценки тендерной документации.
● В целях оптимизации экспортно-импортных процедур и консолидации функций по выдаче лицензий на экспорт и импорт специфических товаров в едином органе с 10 ноября 2017 года функции Министерства внешней торговли по лицензированию переданы Кабинету Министров.
При этом из перечня лицензируемых товаров исключены ювелирные изделия, изделия из драгметаллов, драгоценные камни и изделия из них.
● Отменена процедура экспертизы импортных контрактов, заключенных с суммой менее 100 тыс. долл. США.
Также отменена экспертиза импортных контрактов с суммой более 100 тыс. долл. США и заключенных по результатам тендерных торгов с одновременным введением порядка экспертизы тендерной (конкурсной) документации или оценки тендерных предложений в период проведения тендерных торгов. При этом такие импортные контракты будут ставиться на учет без их дополнительной экспертизы.
Примечание. В целях обеспечения экономических интересов страны сохранена процедура регистрации экспортных контрактов, заключенных на основании решений Правительства и межправительственных соглашений, а также на ограниченный перечень специфических и сырьевых товаров в Министерстве внешней торговли РУз.
Перемещение специфических товаров через таможенную границу Узбекистана без оформления лицензии не допускается, даже при наличии заключенного контракта.
Указом Президента №УП-5286 от 15.12.2017 г. утвержден Перечень предметов и продукции, экспорт которых осуществляется на основании решений Президента или Правительства РУз (прил. №1).
● Действующий для включенных в него товарных групп порядок экспорта не распространяется на мясо и пищевые мясные субпродукты кроликов или зайцев (код ТН ВЭД – 0208 10), муку из сушеных бобовых овощей товарной позиции 0713 (код ТН ВЭД – 1106 10 000 0). А это значит, что для их экспорта решение Президента или Правительства не требуется.
ПРАВИЛА ДЛЯ ФИЗЛИЦ
Перемещение наличной иностранной валюты
● С 1 января 2018 года отменяется обязательное письменное дек-ларирование физлицами наличной иностранной валюты при ее ввозе в Узбекистан и вывозе из нашей страны в пределах суммы, равной или не превышающей в эквиваленте 2 000 долл. США (УП-5276 от 6.12.2017г.).
Эту сумму можно будет не декларировать в пассажирской таможенной декларации. Однако при ввозе и вывозе наличной валюты сверх этой суммы придется задекларировать всю имеющуюся у физлица инвалюту.
Примечание. До 1 января 2018 года вся наличная иностранная валюта подлежит письменному декларированию.
● С 1 января 2018 года коммерческие банки не будут выдавать разрешения на вывоз наличной инвалюты из Узбекистана. Наличные до 5 000 долл. США в эквиваленте можно вывозить без каких-либо разрешений. Если сумма превысит этот лимит, надо будет оформить разрешение Центробанка. Для нерезидентов документом будет по-прежнему служить пассажирская таможенная декларация, заполненная при въезде в Узбекистан.
Примечание. Нерезиденты – призеры или участники соревнований, конкурсов и олимпиад, организованных в республике, смогут вывозить наличную валюту сверх указанной в пассажирской декларации суммы при наличии документа, подтверждающего законность ее получения.
Упрощенный переход через границу
● Постановлением КМ №814 от 11.10.2017 г. утверждено Положение о порядке применения системы двойного коридора в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Узбекистан. Система предлагает следующему через таможенную границу физлицу возможность выбрать «зеленый» или «красный» коридор в качестве формы декларирования товаров для некоммерческих целей. Она начнет функционировать с 1 января 2018 года в международных аэропортах, с 1 января 2021-го – в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска через таможенную границу Узбекистана.
● Декларирование товаров в «зеленом» коридоре осуществляется в устной форме.
То есть из сопровождаемого багажа или личного автотранспорта должны быть исключены товары, запрещенные или ограниченные к ввозу или вывозу, стоимость и(или) количество которых превышает нормы беспошлинного ввоза и нормы ввоза товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом. А также превышающие лимит предельных норм сумм, разрешенных к ввозу и вывозу наличной национальной валюты Узбекистана и иностранной валюты, подлежащих декларированию в письменной форме.
● Лица, следующие по «красному» коридору, заполняют пассажирскую таможенную декларацию в установленном порядке.
Льготы ремесленникам
Указом Президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» (№УП-5242 от 17.11.2017г.) ремесленникам предоставляется право свободно распоряжаться иностранной валютой, поступающей от экспорта собственной продукции, в том числе снимать ее в наличной форме с банковских счетов.
● Реализация продукции ремесленничества на выставках, конкурсах, ярмарках, проводимых в зарубежных странах, может осуществляться без заключения экспортных договоров. Получаемый при этом доход не считается экспортной выручкой.
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.