Norma.uz
Газета НТВ / 2017 год / № 52 / Таможня

Изменения в таможенном регулировании

 

Осенью и в декабре текущего года принят ряд нормативно-правовых актов, внесших перемены в таможенную практику и ВЭД. Кардинальные изменения коснулись правил пересечения таможенной границы физическими лицами, декларирования ими товаров и наличной иностранной валюты. Таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт.

Большинство нововведений 2017 года в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в Узбекистане среды, привлекательной для инвестирования.

В последнем номере мы решили осветить наиболее значимые изменения, которые окажут влияние на бизнес и перемещение физлиц через таможенную границу РУз в 2018 году.

 

 

БИЗНЕС-СРЕДА

 

Ставки таможенных платежей

 

Значимым событием 2017 года стало введение 5 сентября свободной конвертации.

● В целях недопущения роста цен и стимулирования отечественных производителей постановлением Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешне­экономической деятельности Республики Узбекистан» (№ПП-3254 от 4.09.2017г.) с 10 сентября введены новые ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога по отдельным категориям товаров.

● По 42 товарным позициям установлена нулевая ставка таможенной пошлины.

● Освобождены от уплаты акцизного налога 8 наименований товаров.

● Обнулены таможенные пошлины на сырье и материалы для производства готовой продукции.

● С 15 сентября 2017 года на сахар тростниковый или свекловичный и химически чистую сахарозу в твердом состоянии установлена нулевая ставка импортной таможенной пошлины по коду ТН ВЭД 1701 и акцизного налога по кодам ТН ВЭД 1701 91 00 и 1701 99 (ПП-3269 от 12.09.2017г.).

● Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (№ПП-3303 от 29.09.2017г.) с 1 октября введены новые ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию РУз. Эти меры направлены на поддержку отечественных производителей при ввозе необходимого для производства импортного оборудования и комплектующих изделий к нему, сырья и материалов.  

● Обнулены ставки таможенной пошлины для 579 товарных позиций, снижены – для 575 товарных позиций. Это составляет порядка 33 и 32,8% от общего числа новых ставок соответственно.

Ранее действовавшие ставки уточнены по 44 товарным позициям (2,5%), и по ним установлены нижние пределы.

Появились новые ставки по 273 товарным позициям (15,5%). При этом существенная их часть – нулевая ставка.

И лишь по 7 позициям (0,4%) ставки незначительно повышены.

 

 

Либерализация ВЭД

 

Постановлением Президента «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства» (№ПП-3351 от 3.11.2017г.) с 1 декабря введен ряд мер, направленных на формирование благоприятных условий для предприятий-экспортеров, активное освоение ими новых, в том числе перспективных, зарубежных рынков сбыта.

● С 1 декабря 2017 года в целях развития внешней торговли и упрощения экспортных процедур субъектам предпринимательства предоставлено право экспортировать товары (за исключением сырьевых) без заключения экспортного контракта – по инвойсам, после 100-процентной предварительной оплаты на счета экспортеров в банках РУз.

● По экспортным контрактам предусмотрен единый срок образования просроченной дебиторской задолженности – 120 дней со дня оформления ГТД (прежде  60–90 дней).  При этом сроки поступления оплаты (180 дней) сохраняются по отгрузкам учредителей – резидентов РУз в адрес организаций за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также членов ТПП – в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты.

● Разрешено таможенное оформление на экспорт без представления справки о расчетах в ­ЕЭИСВО. За исключением экспорта сырьевых товаров, а также товаров, экспортируемых на основании инвойса. И при отсутствии у субъекта предпринимательства просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным операциям. При этом за экспортером сохраняется право экспортировать товары на условиях предварительной оплаты, открытия аккредитива, а также при наличии гарантии банков покупателя или полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков.

● В целях создания равных условий для всех участников ВЭД, недопущения необоснованного применения финансовых санкций предусматривается:

√ применение единого подхода в принятии мер ответственности за допущение образования просроченной дебиторской задолженности как в отношении экспортеров, так и импортеров;

√  продление срока поступления выручки в иностранной валюте на период длительности действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор);

√ уменьшение суммы дебиторской задолженности по экспортному контракту на сумму поступившего страхового возмещения на счет экспортера товаров.

 

Примечание. Постановлением КМ №984 от 14.12.2017 г. с 18 декабря 2017 года введены штрафы для импортеров, не обеспечивших ввоз в республику и оформление товаров в режим «Выпуск для свободного обращения» в течение 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней) (ПКМ №245 от 29.06.2000г.).

 

● Отменены требования:

√ по обязательному представлению импортерами экспортной ГТД для подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РУз с применением льгот по таможенным платежам;

√ по выдаче таможенными органами разрешения на реэкспорт товаров, находящихся под таможенным режимом «Временный ввоз».

 

 

Освобождение от уплаты таможенных платежей

(кроме сборов за таможенное оформление)

 

● С 25 сентября 2017-го до 1 января 2022 года – ввозимые по утвержденным перечням спецтехника, технологическое оборудование и комплектующие изделия, не производимые в стране, в рамках создания кластеров по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению бытовых отходов в городах (Р-5057 от 15.09.2017г.).

 

Примечание. Контролировать использование ввезенных по льготе объектов будет ГНК. В случае их нецелевого применения сумма таможенных платежей, не уплаченная в связи с предоставлением льготы, будет взыскана в бюджет с применением финансовых санкций.

 

● С 25 сентября 2017 года  товары (работы, услуги) и транспорт, приобретаемые за счет заемных и кредитных средств в рамках реализации проекта «Развитие сектора животноводства в Республике Узбекистан» (ПП-3283 от 16.09.2017г.).

Указанные льготы распространяются также на товары (работы, услуги), закупаемые фермерскими хозяйствами и сельхозорганизациями за счет рефинансируемых средств в рамках проекта.

● С 17 октября 2017 года до 1 января 2023 года – ввозимые организациями – членами Ассоциации «Узбекистон асаларичилари» племенной материал (продукция), предметы инвентаря и оборудование, используемые в области пчеловодства, специальные транспортные средства и прицепы для перевозки ульев, ветеринарные лекарственные средства и препараты, применяемые для предотвращения болезней пчел и борьбы с вредителями, необходимые лесоматериалы и древесина для производства ульев, пенополиуретан, вспомогательное оборудование, комплектующие изделия и запчасти к нему, вощины и восковая продукция (ПП-3327 от 16.10.2017г.).

● С 4 декабря 2017-го до 1 января 2022 года – национальные автотранспортные предприятия, осуществляющие международные автоперевозки, а также транспортно-логистические компании – за ввозимые складское оборудование, погрузочно-разгрузочную технику, агрегаты, запасные части и другие товары, не производимые в Узбекистане, предназначенные для оказания транспортно-логистических услуг (ПП-3422 от 2.12.2017г.).

● С 19 декабря 2017 года до 1 января 2019 года – металлургическое сырье (коды ТН ВЭД – 2619, 7203, 7204, 7207), ввозимое хозсубъектами в республику для производства проката черных металлов (ПП-3438 от 18.12.2017г.).

 

 

Экспорт плодоовощной продукции

 

Постановлением Президента №ПП-3377 от 6.11.2017 г. приняты дополнительные меры по поддержке отечественных экспортеров плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов.

● Хозсубъектам разрешено экспортировать плодоовощную продукцию без заключения экспортного контракта (договора) на основании инвойса при соблюдении следующих условий:

√ сумма поставки  не должна превышать в эквиваленте 20 тыс. долл. США на день оформления экспортной таможенной декларации;

√ нерезиденты производят 100-процентную предоплату в инвалюте на счета в уполномоченных коммерческих банках РУз. Допускаются банковские переводы, оплата международными банковскими картами либо внесение наличной национальной валюты, приобретенной в обменных пунктах;

√ данные об экспортной поставке должны быть внесены в ЕЭИСВО.

● С 15 ноября 2017 года ГТД на экспорт плодоовощной продукции оформляется после составления акта досмотра в срок не более 3 часов.

До 1 рабочего дня с момента представления экспортером документов сокращен срок выдачи уполномоченными органами сертификата, необходимого для экспорта плодоовощной и скоропортящейся продукции.

При наличии у экспортера просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным поставкам вывоз товаров не разрешается только в адрес того иностранного покупателя, у которого имеется просроченная дебиторская задолженность.

● Экспортеры могут корректировать фактурную стоимость экспортированной плодоовощной продукции в пределах установленных нормативов естественной убыли при ее хранении, транспортировке и реализации. Прежде из-за отсутствия  порядка учета таможенными органами естественной убыли экспортируемой плодоовощной продукции нередко возникала необоснованная дебиторская задолженность, которая, соответственно, влекла санкции в размере до 70% от суммы непоступивших валютных средств.

 

 

Лицензирование экспорта-импорта специфических товаров

 

Указом Президента №УП-5215 от 3.11.2017 г. предусматривается дальнейшее совершенствование порядка лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, регистрации экспортных контрактов, а также экспертизы импортных контрактов и оценки тендерной документации.

● В целях оптимизации экспортно-импортных процедур и консолидации функций по выдаче лицензий на экспорт и импорт специфических товаров в едином органе с 10 ноября 2017 года функции Министерства внешней торговли по лицензированию переданы Кабинету Министров.

При этом из перечня лицензируемых товаров исключены ювелирные изделия, изделия из драгметаллов, драгоценные камни и изделия из них.

● Отменена процедура экспертизы импортных контрактов, заключенных с суммой менее 100 тыс. долл. США.

Также отменена экспертиза импортных контрактов с суммой более 100 тыс. долл. США и заключенных по результатам тендерных торгов с одновременным введением порядка экспертизы тендерной (конкурсной) документации или оценки тендерных предложений в период проведения тендерных торгов. При этом такие импортные контракты будут ставиться на учет без их дополнительной экспертизы.

 

Примечание. В целях обеспечения экономических интересов страны сохранена процедура регистрации экспортных контрактов, заключенных на основании решений Правительства и межправительственных соглашений, а также на ограниченный перечень специфических и сырьевых товаров в Министерстве внешней торговли РУз.

Перемещение специфических товаров через таможенную границу Узбекистана без оформления лицензии не допускается, даже при наличии заключенного контракта.

 

Указом Президента №УП-5286 от 15.12.2017 г. утвержден Перечень предметов и продукции, экспорт которых осуществляется на основании решений Президента или Правительства РУз (прил. №1).

● Действующий для включенных в него товарных групп порядок экспорта не распространяется на мясо и пищевые мясные субпродукты кроликов или зайцев (код ТН ВЭД – 0208 10), муку из сушеных бобовых овощей товарной позиции 0713 (код ТН ВЭД – 1106 10 000 0). А это значит, что для их экспорта решение Президента или Правительства не требуется.

 

 

ПРАВИЛА ДЛЯ ФИЗЛИЦ

 

Перемещение наличной иностранной валюты

 

● С 1 января 2018 года отменяется обязательное письменное дек-ларирование физлицами наличной иностранной валюты при ее ввозе в Узбекистан и вывозе из нашей страны в пределах суммы, равной или не превышающей в эквиваленте 2 000 долл. США (УП-5276 от 6.12.2017г.).

Эту сумму можно будет не декларировать в пассажирской таможенной декларации. Однако при ввозе и вывозе наличной валюты сверх этой суммы придется задекларировать всю имеющуюся у физлица инвалюту.

 

Примечание. До 1 января 2018 года вся наличная иностранная валюта подлежит письменному декларированию.

 

● С 1 января 2018 года коммерческие банки не будут выдавать разрешения на вывоз наличной инвалюты из Узбекистана. Наличные до 5 000 долл. США в эквиваленте можно вывозить без каких-либо разрешений. Если сумма превысит этот лимит, надо будет оформить разрешение Центробанка. Для нерезидентов документом будет по-прежнему служить  пассажирская таможенная декларация, заполненная при въезде в Узбекистан.

 

Примечание. Нерезиденты – призеры или участники соревнований, конкурсов и олимпиад, организованных в республике, смогут вывозить наличную валюту сверх указанной в пассажирской декларации суммы при наличии  документа, подтверждающего законность ее получения. 

 

 

Упрощенный переход через границу

 

● Постановлением КМ №814 от 11.10.2017 г. утверждено Положение о порядке применения системы двойного коридора в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Узбекистан. Система предлагает следующему через таможенную границу физлицу возможность выбрать «зеленый» или «красный» коридор в качестве формы декларирования товаров для некоммерческих целей. Она начнет функционировать с 1 января 2018 года в международных аэропортах, с 1 января 2021-го – в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска через таможенную границу Узбекистана.

● Декларирование товаров в «зеленом» коридоре осуществляется в устной форме.

То есть из сопровождаемого багажа или личного автотранспорта должны быть исключены товары, запрещенные или ограниченные к ввозу или вывозу, стоимость и(или) количество которых превышает нормы беспошлинного ввоза и нормы ввоза товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом. А также превышающие лимит предельных норм сумм, разрешенных к ввозу и вывозу наличной национальной валюты Узбекистана и иностранной валюты, подлежащих декларированию в письменной форме.

● Лица, следующие по «красному» коридору, заполняют пассажирскую таможенную декларацию в установленном порядке.

 

 

Льготы ремесленникам

 

Указом Президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» (№УП-5242 от 17.11.2017г.) ремесленникам предоставляется право свободно распоряжаться иностранной валютой, поступающей от экспорта собственной продукции, в том числе снимать ее в наличной форме с банковских счетов.

● Реализация продукции ремесленничества на выставках, конкурсах, ярмарках, проводимых в зарубежных странах, может осуществляться без заключения экспортных договоров. Получаемый при этом доход не считается экспортной выручкой.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

Прочитано: 2549 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2018-01-11 08:42:00, Гость_:
Доброго времени суток. Ну статья конечно, очень полезная, но не могли бы написать более понятным языком (для простого народа) без иностранных терминов такого рода как инвойс и т.п.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика