Похоже, что в Кибрайском районе каждый собственник, проживающий в частном домовладении или многоквартирном доме, оказался должником за потребленный газ. Иначе как объяснить, что очереди в райгаз для выяснения неизвестно откуда взявшихся начислений напоминали Вавилонское столпотворение. Жители занимали ее в 4 утра, записывались для порядка в тетрадь.
– В 9 утра, когда мы приехали в офис Кибрайского райгаза со специалистом территориального управления Госкомконкуренции по Ташкентской области Акмалем Абдуразаковым, записался потребитель под №101. А накануне, в 8 утра, очередь зашкаливала уже за 157 человек. В течение дня она заметно подрастала. Такая масса народа, конечно, не могла пройти до вечера. Разбирался с жителями всего 1 работник райгаза. Да и тот… монтер. Люди обивали пороги газоснабжающей организации не первый день, бросив работу, дела. Тем, кто не прошел накануне, приходилось снова записываться утром. А среди них много пожилых.
В чем проблема нештатной ситуации? Райгаз ежемесячно передает в районное отделение Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре информацию о должниках. Оно в свою очередь направляет потребителям предупреждения о наличии у них задолженности и необходимости ее погашения в течение 5 дней. В противном случае – отключение от сети газоснабжения, а за повторное подключение придется заплатить 2 минимальные зарплаты*.
На момент нашего пребывания в райгазе его руководство отсутствовало. Люди, изнывающие в очереди, показывали квитанции об оплате. Практически у всех были предоплата, справки об отсутствии задолженности, выданные газовиками. Откуда взялись начисления в 1,5, 2, 3, 4 млн сум.?
Неразбериха в базе данных
Ввиду полного отсутствия присутствия ответственных работников в расчетном отделе райгаза с задолженностями потребителей разбирался монтер Мирсултан Ахмедов. Пробелы в знании законодательства, регулирующего отношения сторон, компенсировал всепобеждающим: поставщик всегда прав.
В абонентской базе полная неразбериха в учете. Начисления в большинстве своем мнимые, едва ли не со времен царя Гороха – 8- и даже 10-летней давности. И нестыковка размеров задолженности, указанных в предупреждении Бюро и в базе данных поставщика.
«Разбор полетов» в Кибрайском райгазе.
Например, у Н.Юлдашевой отсутствие долга подтверждено квитанциями об оплате. В предписании Бюро значится, что она должна 1 300 тыс. сум., а в базе газовиков долг составляет 300 тыс. сум. У поставщиков не зафиксирована оплата за какой-то период 2008 года, в то время как по квитанции все заплачено. Тем не менее для монтера это не доказательство – настаивает на оплате мнимого долга. Но Договор на поставку природного газа розничному потребителю устанавливает механизм действий поставщика при наличии задолженности у абонента. Он должен письменно уведомить потребителя о необходимости ее погашения в течение 10 дней. В случае неуплаты – отключить его от сети газоснабжения (в данный момент этот порядок изменился). Если это не было сделано, значит, поставщик сам нарушил законодательство. Квитанция об оплате является платежным документом, и потребитель не должен ничего доказывать – он добросовестно выполнил свою обязанность по оплате газа.
Б.Зайнутдинов в апреле 2017 года получил в райгазе справку об отсутствии задолженности. В сентябре предоплата за газ составляла 1,5 млн сум. Тем не менее он получил предписание Бюро о начислениях в размере 1 500 тыс. сум. После сверки в базе данных поставщика долг составлял 53 тыс. сум. Откуда он взялся – непонятно. Поставщик должен спросить с работника, выдавшего справку об отсутствии задолженности, но тот уволился. Значит, по логике газовика, виноват потребитель. Наезд – старый как мир.
У Р.Джураева тоже на руках все квитанции и справка об отсутствии задолженности, а начисления составляют ни много ни мало 4 180 тыс. сум. С.Садыков в 2010 году провел поверку газового счетчика. Но, по словам Мирсултана-ака, якобы не передал копию сертификата в райгаз. Пожилой человек уже и не помнит, что было 8 лет назад. Показывает аккуратно подшитые квитанции за много лет, злополучный сертификат. По предписанию Бюро он должен 1 122 тыс. сум. В абонентской базе поставщика за ним задолженность в размере 500 тыс. сум. Прошло 8 лет, к нему не было никаких претензий. Значит, газовики признали факт поверки. Иначе должны были своевременно направить уведомление о необходимости ее проведения. И если бы абонент этого не сделал, тогда согласно Договору пошли бы начисления. Тоже нарушения со стороны поставщика.
К большой радости монтера, мы дождались-таки потребителя, у которого, судя по всему, начисления были обоснованны. При контрольном осмотре счетчика выявлены нарушения в его работе. Стопроцентную неисправность подтвердила лаборатория Узстандарта. По словам Ахмедова, таких фактов достаточно.
Дела давно минувших дней
Интересуюсь у Мирсултана-ака, откуда берутся нереальные долги, в чем причина очередей. Отвечает откровенно: «Незаконное вмешательство в базу данных работников райгаза в прошлом. Огромные приписки мнимых задолженностей добросовестным потребителям и незаконное списание тем, у кого были реальные долги. Этих работников наказали, а вот базу до сих пор не можем привести в порядок». Другими словами, потребители пожинают плоды давно минувших лет.
Еще одна проблема. Абонентская база должна ежемесячно обновляться. Во время нашего выезда в Кибрайский райгаз поставщик оперировал учетными данными за май 2017 года, то есть полугодовой давности. Это значит, что абоненты, оплатившие газ в течение полугода, весь этот период числятся должниками, пока не придут и не сверят данные. По словам Ахмедова, это связано с тем, что в райгазе нет оператора, который регулярно должен обновлять базу данных. Прежде их было шестеро, а теперь всех сократили. Судя по всему, те допускали злоупотребления. Но это уже другая крайность. В районной структуре ни одного инспектора, 3 мастера. Это на 45 960 абонентов Кибрайского района. Вот откуда неимоверные очереди и почему с задолженностями абонентов разбирается монтер. Вопрос: а имеет ли он на это право в силу своих должностных обязанностей?
В результате приписок работниками газоснабжающих организаций государству нанесен колоссальный ущерб. За совершенные правонарушения многих привлекли к уголовной ответственности. По всей республике было уволено 4 255 штатных контролеров по учету и реализации газа. А ведь на этом уровне тоже были огромные злоупотребления, которые, безусловно, отразились на достоверности абонентских баз. И что же получается? Их уволили, помахали ручкой на прощанье, а потребители до сих пор расхлебывают и страдают из-за злоупотреблений этого звена? Почему бы не спросить с них за путаницу и неразбериху в базе данных?
В ситуации, сложившейся в Кибрайском райгазе, да и не только там, пострадавшей стороной являются государство и потребители. Сегодня этому дана реальная оценка, однако наезды на абонентов продолжаются. Но ведь сверяется база данных, в которой большей частью фигурируют несуществующие, приписанные задолженности. И абонент идет в ту же структуру, которая систематически нарушала его права. И опять в каждом потребителе – потенциальный нарушитель. Опять доказывать, оправдываться, сидеть в очередях, отдуваясь за прошлые махинации газовиков.
В отделении Бюро принудительного исполнения Кибрайского района также идет сверка задолженностей за газ, хотя это не является его основной задачей. Напомним, что на эту структуру в том числе возложена обязанность сокращения дебиторской задолженности за газ и электроэнергию. Здесь абонентов принимали 2 человека, очередь гораздо меньше, порядка больше. Помимо приема, работники Бюро проводят инвентаризацию потребителей природного газа путем обхода частных домовладений и квартир. Цель та же – привести в порядок базу данных, которые недостоверны из-за злоупотреблений бывшего состава райгаза.
Сверка задолженности в Кибрайском Бюро принудительного исполнения.
– Конечно, все это вызывает недовольство и создает неудобства тем, у кого с платежами все в порядке, – говорит начальник отделения Бюро Кибрайского района Алишер Назаров, – но по-другому никак. За 4 месяца работы Бюро района было выявлено незаконных задолженностей на 7 млрд сум. Предполагаем завершить эту работу до конца года. В районе преобладают частные домовладения, в которых по 2–3 точки газового оборудования, поэтому размер начислений такой высокий. На погашение реальных долгов отводится 5 дней. Если они мнимые и абоненту требуется время для доказательства этого, он должен обратиться к нам. В таких случаях потребителей не отключаем от подачи газа на этот период.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.
*С 15.11.2017 г. этот порядок утратил силу согласно пункту 18 постановления Президента №ПП-3384 от 13.11.2017 г.