Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (Госкомконкуренции, Комитет) готов оказать содействие Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре в сверке спорных задолженностей абонентов за газ и электроэнергию. По словам начальника управления по контролю за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Комитета Дильшода Азимова, продолжаются начисления несуществующих задолженностей, и граждане по-прежнему не защищены от нарушений их прав поставщиками коммунальных услуг.
– Ситуация такова, что практически каждый из нас может оказаться должником, и справка об отсутствии долга, выданная поставщиками, не является гарантией, что незаконные начисления исключены из базы данных, – говорит Дильшод Азимов. – Они всплывают в самых разных ситуациях: начиная от оформления сделок купли-продажи недвижимости до выезда из страны. Причиной недостоверности учетных данных являются несовершенство программ, автоматически производящих начисления, некомпетентность и правовой нигилизм работников электро- и газоснабжающих организаций, злоупотребления, допускаемые в прошлом представителями этих структур. Чаще всего проблемы возникают у тех, кто живет в частных домовладениях и имеет несколько точек газового оборудования.
Взысканием задолженности за газ и электроэнергию занимаются подразделения Бюро принудительного исполнения. Пять дней, установленные законодательством на ее погашение, – очень короткий срок, если речь идет об отсутствии реальных долгов. Если абонент обратится за помощью в Комитет или подаст иск в суд, то это займет время, и на весь период разбирательства он может быть отключен от подачи коммунальных продуктов. Это нарушение прав потребителей. Сейчас начался отопительный сезон, может пойти шквал обращений граждан на незаконные начисления и последующие отключения. Прежде чем это сделать, необходимо проверить достоверность информации поставщиков, чтобы не было проблем.
Потребители по-прежнему разбираются с поставщиками коммунальных услуг, которые из года в год нарушают их права. Выяснением спорных вопросов должна заниматься независимая сторона, которой может выступать Комитет. Мы работаем с обращениями граждан, у нас наработана практика реагирования на необоснованные задолженности. Знаем, как и по какой причине они формируются, можем помочь в их выявлении. Сегодня работники Бюро тоже сверяют задолженности за газ и электроэнергию. Среди них много бывших коммунальщиков. Они заинтересованы, чтобы абонент заплатил указанную в предупреждении сумму – от этого зависит их материальное вознаграждение. Молодым же сотрудникам, не связанным ранее с коммунальной сферой, не хватает опыта и знаний при сверке спорных, несуществующих задолженностей. Мы можем проинформировать их, как это делать грамотно, готовы оказать содействие в рассмотрении наиболее сложных вопросов.
Примерный механизм взаимодействия Комитета с Бюро может быть следующим. Бюро направляет в Комитет информацию по спорным вопросам. Работники Комитета изучают ее, проводят сверку на основе учетных данных поставщика и представленных потребителем платежных документов. Затем составляется акт сверки, который подписывают потребитель, представители поставщика и Комитета. Потребителю выдается справка об отсутствии задолженности либо ее наличии. В Бюро направляется заключение, которое является основанием для отключения реального должника. Поставщик на основе акта исключает из базы данных несуществующие начисления. Если дело рассматривается в суде, то судебные органы запрашивают справку об отсутствии задолженности абонента у Комитета.
Такая практика успешно применяется в Бухарской области, где территориальное управление Госкомконкуренции Бухарской области работает совместно с областным подразделением Бюро. За 9 месяцев этого года при изучении филиалов «Ромитантумангаз», «Шофирконтумангаз», «Вобкенттумангаз» и «Когонгаз» работники управления Комитета совместно с прокуратурой и Бюро установили незаконные начисления задолженности за потребление газа в размере 3,6 млрд сум. Результаты сверок свидетельствуют, что в большинстве случаев начисляются мнимые задолженности за газ и электроэнергию, и потребители правы, доказывая их отсутствие.
Конечно, это нелегкая работа, но таким образом можно было бы обеспечить достоверность учета баз данных поставщиков, ускорить переход на единую биллинговую систему услуг электро- и газоснабжения, сократить число жалоб потребителей и защитить права добросовестных плательщиков коммунальных услуг.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.