Указом Президента №УП-5075 от 7.06.2017 г. и постановлением Президента №ПП-3042
от 7.06.2017 г. предусмотрены меры по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов и повышении их ответственности за формирование доходов местных бюджетов.
Напомним, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах (прил. №1 к УП-4947 от 7.02.2017г.) поставлена задача по сокращению субвенционных районов и городов, а также расширению доходной базы местных бюджетов за счет ускоренного развития в них промышленности и сферы услуг с сохранением социальной направленности расходов.
Для справки: согласно статье 3 Бюджетного кодекса субвенция – денежные средства, безвозмездно выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету с условием их расходования на определенные цели.
Новые доходы местных бюджетов
С 1 июля по 31 декабря 2017 года в Ташкенте и его районах в порядке эксперимента будут перераспределены доходы и расходы между республиканским бюджетом, бюджетами г.Ташкента и районов.
Местный бюджет столицы получил дополнительные источники доходов:
√ поступления от земельного налога с юридических лиц (100%), налога за пользование водными ресурсами (100%), налога на имущество с юридических лиц (100%);
√ поступления от налога на прибыль юридических лиц (10%), налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (10%), единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания (20%), налога на доходы физических лиц (10%);
√ сумма перевыполнения установленных прогнозов от отчисляемых налогов между республиканским бюджетом и бюджетом Ташкента в части городского бюджета.
Местные бюджеты районов Ташкента также получили дополнительное финансирование в виде поступлений в полном объеме по фиксированному налогу по отдельным видам предпринимательской деятельности, налогу на имущество, земельному налогу с физлиц, сборам за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг.
Кроме того, отчисления единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в Госбюджет и доходы, поступающие с рынков, распределят между бюджетом г.Ташкента и бюджетами районов.
Куда пойдут дополнительные средства
На городской бюджет Ташкента возложена дополнительная нагрузка по расходам на:
√ целевые межбюджетные трансферты в районные бюджеты на расходы общеобразовательных школ по заработной плате и единому социальному платежу;
√ укрепление материальной технической базы образовательных и медицинских учреждений;
√ возмещение выпадающих доходов перевозчиков, связанных с бесплатным и льготным проездом отдельных категорий граждан, затраты городских пассажирских транспортных организаций, связанные с приобретением транспортных средств;
√ социальную поддержку лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
√ содержание спецшкол, школ-интернатов и специализированных школ-интернатов.
Сохраняется порядок финансирования из бюджетов районов учреждений народного образования, поликлиник, диспансеров без коек, центров культуры и досуга населения, хокимиятов районов и их отделов, органов самоуправления граждан, центров социальной помощи и социальной адаптации и расходов на благоустройство. Расходы по ремонту внутренних автомобильных дорог, финансируемые из городского бюджета, передаются в бюджеты районов.
При этом хокимам г.Ташкента и районов предоставлены дополнительные полномочия. Они вправе:
√ вносить при необходимости в соответствующие кенгаши народных депутатов предложения по изменению утвержденных параметров местных бюджетов;
√ самостоятельно распоряжаться суммой перевыполнения прогноза доходов бюджетов районов, формируемой по итогам каждого квартала;
√ направлять расходы местных бюджетов, в том числе средств, высвободившихся в течение финансового года за счет оптимизации бюджетных организаций и их штатных единиц в пределах установленных нормативов, на другие необходимые расходы в установленном порядке;
√ единовременно премировать руководителей бюджетных организаций, работников хокимиятов, финансовых, казначейских органов и госналоговой службы, добросовестно выполняющих свои обязанности, а также особо важные и ответственные поручения, на основе достигнутых результатов в размере 1 должностного оклада за счет дополнительных источников бюджетов г.Ташкента и районов.
Изменения по республике
Результаты эксперимента будут учтены в Концепции налоговой и бюджетной политики на 2018 год в контексте внедрения экспериментального порядка во всех регионах республики.
Кроме того, с 1 июля 2017 года для повышения уровня финансовой самодостаточности регионов и заинтересованности органов госвласти на местах в снижении дебиторской задолженности налог на добавленную стоимость на газ, реализуемый газоснабжающими организациями АК «Узтрансгаз» (кроме населения), будет уплачиваться по месту его реализации в порядке, установленном Минфином и ГНК.
Самир Латыпов, эксперт «Norma Online».