Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 50 / Я – потребитель

Мониторингом – по негодным продуктам

 

Согласитесь, если покупатели будут более внимательны, активны, требовательны, у продавцов исчезнет желание торговать негодными пищевыми продуктами и обводить потребителей вокруг пальцев. Ведь граждане могут вернуть просроченные продукты или продукты без указания срока годности, настоять, чтобы их сняли с прилавка, да и вообще заставить торговых работников работать ответственно и без нарушений.

 

Законодательство предоставило нам действенные инст­рументы защиты от некачественных продуктов. Дело за их исполнением. Помимо законов «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О защите прав потребителей», действует постановление Правительства «О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей» (от 28.11.2002г. №414). Оно было принято в том числе «в целях широкого привлечения общественности для обеспечения защиты прав и интересов потребителей, усиления общественного контроля за недопущением реализации на внутреннем потребительском рынке некачественных, представляющих опасность для жизни и здоровья людей товаров».

Документ предоставил Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана (ФОЗПП, Федерация) право проводить мониторинги качества и безопасности потребительских товаров, реализуемых на внутреннем рынке. Однако эта возможность сегодня не используется.

На момент создания Федерации ею руководила Зухра Сайд­аминова – сильный, грамотный, принципиальный лидер движения потребителей, стоявшая у истоков его зарождения. Тогда общественный контроль за качеством пищевой продукции вошел в практику работы ФОЗПП, приносил результаты.

Была разработана методика проведения мониторингов, предусматривающая механизм взаимодействия с Госкомконкуренции (Комитет), Агентством «Узстандарт», Госсанэпиднадзором. Активисты Федерации проходили обучение, получали сертификаты на право проведения мониторингов, которые осуществлялись на основе приказов ФОЗПП и ее областных подразделений. Они разъясняли работникам сферы торговли и услуг, что мониторинг – это не проверка, не вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность торговых предприятий, а общественный контроль, исследующий качество и безопасность пищевых продуктов: имеются ли на них сертификаты, указаны ли сроки хранения, дата изготовления. Передавали сомнительную продукцию на экспертизу, сообщали о фактах нарушения прав потребителей в контролирующие органы. Все это – права потребителей, закрепленные за ними законодательством. А ФОЗПП и ее структуры должны действовать от их имени. Но после ухода лидера общественного движения потребителей из жизни очень скоро вся деятельность в этом направлении сошла на нет. ФОЗПП и ее структуры с мониторингов переключились на анкетирование: выявление общественного мнения по различным вопросам оказания услуг. А это две большие разницы.

В 2010 году ПКМ №414 было дополнено положением, согласно которому мониторинги качества и безопасности потребительских товаров должны проводиться на основании планов ФОЗПП, утвержденных совместно с уполномоченными государственными органами по защите прав потребителей. Этот шаг был предпринят в целях укрепления социального парт­нерства, повышения роли и эффективности мониторингов. Но ничего не изменилось. Роль мониторингов так и остается недооцененной.

А ведь документ, провозгласивший одним из приоритетов социальной политики страны интересы потребителей и гарантирующий защиту их прав, сделал ставку на вовлечение широких слоев населения в этот процесс. Потребители как никто другой заинтересованы в качест­ве пищевой продукции. Это те самые беспристрастные эксперты в ее оценке, которые не пойдут на компромисс ни с производителем, ни с торговлей, потому что просроченный товар отра­зится на их здоровье. Очень жаль, что этот ресурс не задейст­вован у нас в полной мере.

Еще один важный момент. Проверки хозсубъектов проводятся у нас с разрешения Рес­публиканского совета по координации деятельности контролирующих органов. Предварительно их предупреждают об этом. Уведомительный принцип установлен в целях упорядочения проверок, устранения необоснованного вмешательства в деятельность хозсубъектов, защиты их прав. Но когда речь идет о просроченных пищевых продуктах, торговые работники могут подготовиться к проверке: снять такие товары с продажи, а после ее завершения опять запустить. Наверное, что касается пищевой продукции, все же должен быть другой механизм контроля качества.

На Госкомконкуренции возложен контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Комитет имеет право налагать административный штраф без выдачи предписания за его нарушение, в частности, за прием для реализации товаров с истекшим сроком годности, а также без указания даты выпуска и срока годнос­ти, для которых предусмотрено их обязательное указание (на граждан – 3–10 МРЗП, на должностных лиц – 7–10 МРЗП). Это установлено статьей 178 КоАО. Комитет может применять административные штрафы по результатам как собственных проверок, так и других госорганов при передаче ему материалов о нарушениях. Штрафы также могут налагаться Госкомконкуренции при предоставлении Федерацией обоснованной информации о таких нарушениях. Если потребители столкнулись с продажей просроченной продукции или без указания срока годности и не могут защитить свои права, то могут обратиться в территориальное объединение ОЗПП Ташкента, ФОЗПП, Госкомконкуренции.

 

Рубрику «Я – потребитель» ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.

Прочитано: 1191 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика