Согласитесь, если покупатели будут более внимательны, активны, требовательны, у продавцов исчезнет желание торговать негодными пищевыми продуктами и обводить потребителей вокруг пальцев. Ведь граждане могут вернуть просроченные продукты или продукты без указания срока годности, настоять, чтобы их сняли с прилавка, да и вообще заставить торговых работников работать ответственно и без нарушений.
Законодательство предоставило нам действенные инструменты защиты от некачественных продуктов. Дело за их исполнением. Помимо законов «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О защите прав потребителей», действует постановление Правительства «О мерах по расширению участия общественности в защите прав потребителей» (от 28.11.2002г. №414). Оно было принято в том числе «в целях широкого привлечения общественности для обеспечения защиты прав и интересов потребителей, усиления общественного контроля за недопущением реализации на внутреннем потребительском рынке некачественных, представляющих опасность для жизни и здоровья людей товаров».
Документ предоставил Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана (ФОЗПП, Федерация) право проводить мониторинги качества и безопасности потребительских товаров, реализуемых на внутреннем рынке. Однако эта возможность сегодня не используется.
На момент создания Федерации ею руководила Зухра Сайдаминова – сильный, грамотный, принципиальный лидер движения потребителей, стоявшая у истоков его зарождения. Тогда общественный контроль за качеством пищевой продукции вошел в практику работы ФОЗПП, приносил результаты.
Была разработана методика проведения мониторингов, предусматривающая механизм взаимодействия с Госкомконкуренции (Комитет), Агентством «Узстандарт», Госсанэпиднадзором. Активисты Федерации проходили обучение, получали сертификаты на право проведения мониторингов, которые осуществлялись на основе приказов ФОЗПП и ее областных подразделений. Они разъясняли работникам сферы торговли и услуг, что мониторинг – это не проверка, не вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность торговых предприятий, а общественный контроль, исследующий качество и безопасность пищевых продуктов: имеются ли на них сертификаты, указаны ли сроки хранения, дата изготовления. Передавали сомнительную продукцию на экспертизу, сообщали о фактах нарушения прав потребителей в контролирующие органы. Все это – права потребителей, закрепленные за ними законодательством. А ФОЗПП и ее структуры должны действовать от их имени. Но после ухода лидера общественного движения потребителей из жизни очень скоро вся деятельность в этом направлении сошла на нет. ФОЗПП и ее структуры с мониторингов переключились на анкетирование: выявление общественного мнения по различным вопросам оказания услуг. А это две большие разницы.
В 2010 году ПКМ №414 было дополнено положением, согласно которому мониторинги качества и безопасности потребительских товаров должны проводиться на основании планов ФОЗПП, утвержденных совместно с уполномоченными государственными органами по защите прав потребителей. Этот шаг был предпринят в целях укрепления социального партнерства, повышения роли и эффективности мониторингов. Но ничего не изменилось. Роль мониторингов так и остается недооцененной.
А ведь документ, провозгласивший одним из приоритетов социальной политики страны интересы потребителей и гарантирующий защиту их прав, сделал ставку на вовлечение широких слоев населения в этот процесс. Потребители как никто другой заинтересованы в качестве пищевой продукции. Это те самые беспристрастные эксперты в ее оценке, которые не пойдут на компромисс ни с производителем, ни с торговлей, потому что просроченный товар отразится на их здоровье. Очень жаль, что этот ресурс не задействован у нас в полной мере.
Еще один важный момент. Проверки хозсубъектов проводятся у нас с разрешения Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов. Предварительно их предупреждают об этом. Уведомительный принцип установлен в целях упорядочения проверок, устранения необоснованного вмешательства в деятельность хозсубъектов, защиты их прав. Но когда речь идет о просроченных пищевых продуктах, торговые работники могут подготовиться к проверке: снять такие товары с продажи, а после ее завершения опять запустить. Наверное, что касается пищевой продукции, все же должен быть другой механизм контроля качества.
На Госкомконкуренции возложен контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Комитет имеет право налагать административный штраф без выдачи предписания за его нарушение, в частности, за прием для реализации товаров с истекшим сроком годности, а также без указания даты выпуска и срока годности, для которых предусмотрено их обязательное указание (на граждан – 3–10 МРЗП, на должностных лиц – 7–10 МРЗП). Это установлено статьей 178 КоАО. Комитет может применять административные штрафы по результатам как собственных проверок, так и других госорганов при передаче ему материалов о нарушениях. Штрафы также могут налагаться Госкомконкуренции при предоставлении Федерацией обоснованной информации о таких нарушениях. Если потребители столкнулись с продажей просроченной продукции или без указания срока годности и не могут защитить свои права, то могут обратиться в территориальное объединение ОЗПП Ташкента, ФОЗПП, Госкомконкуренции.
Рубрику «Я – потребитель» ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.