Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 50 / Я – потребитель

Осторожно: «просрочка»!

 

В социальных сетях появилось обращение к потребителям OOO «Star Distribution», являющегося официальным и эксклюзивным дистрибьютором компании «Mondelez International» в Узбекистане. В нем говорится, что в разных торговых точках республики обнаружен шоколад «Alpen Gold» с просроченным сроком годности. Недобросовестные продавцы стирают проставленные в заводских условиях стикеры и поверх наклеивают новые даты. Заботясь о репутации популярного во всем мире шоколада и защищая права потребителей, дистрибьюторы предупреждают покупателей проверять маркировку и сообщать им о таких фактах.

 

Статья 11 Закона «О защите прав потребителей» запрещает продавцам принимать на реализацию товары без указания срока годности, даты выпуска, условий хранения или с истекшим сроком годности. Перед Новым годом у предприятий торговли пик продаж. На волне предпраздничного ажиотажа с полок магазинов сметается все, даже продукты, пережившие свой срок. В это время недобросовестные работники прибегают к различным уловкам, чтобы заставить покупателей потратить больше денег, продвинуть просроченную, не годную к употреблению продукцию, которой возвращают вторую жизнь. Они пользуются тем, что граждане, оставляющие закупку продуктов к новогоднему столу на последние дни, не обращают внимания на маркировку, защищающую их от негодных товаров, – скорее бы наполнить праздничную корзину. Впрочем, встретить просрочку на прилавке можно не только в предпраздничные дни.

Конечно, законы, Госты, СанПиНы, правила и прочие документы стоят на страже потребительских прав и интересов. Они устанавливают требования к качеству пищевой продукции. Но недобросовестные производители и продавцы используют правовую безграмотность покупателей в своих интересах, пренебрегая законодательством.

Специалисты констатируют, что продукция с истекшим сроком годности опасна для здоровья. Это бомба замедленного действия, постепенно отравляющая организм. При длительном употреблении она может вызывать психические отклонения, нарушение обмена веществ, атеросклероз, старение.

К каким уловкам прибегают работники ­торговли, чтобы незаконно продлить срок ­годности продукта? Во-первых, ничего не изобретая, своевременно не снимают с продажи «просрочку». Здесь внимательный потребитель может обнаружить подвох без труда, но зачастую не смот­рит на срок изготовления. Самый распространенный способ обмана – изменение маркировки, когда смывают, переклеивают, перебивают дату выпуска продукта, повторно запус­кая его в оборот. При желании покупатель и здесь может выявить не годный к употреблению продукт. Но почему он этого не делает? Доверяет магазину, не знает, что можно самому предпринять и как проконтролировать качество.

Бывает, что срок годности продукта еще не вышел, а есть его уже невозможно – испортился. Это значит, что не соблюдены условия хранения, которые также должны быть указаны в маркировке. Нередко можно увидеть, как вместе хранятся готовые продукты и требующие термической обработки. Или молочная продукция помещена не в холодильную камеру, а выставлена на прилавке в жарком помещении. Масло может храниться не в темном месте, а на свету, при котором происходит его окисление, выделяются опасные для здоровья вещества.

Если продавцы не успевают продать в установленный срок весовые продукты (кур, мясо, фарш, рыбу и т.п.), то часто запечатывают их в вакуумную упаковку с новым сроком годности. То же самое делают с нарезкой. Продлевая жизнь залежалым сырам, срезают с них плесень; колбасы и сосиски смазывают маслом; поседевшие от старости конфеты мешают со свежими. Подобная изобретательность настолько затмевает моральные аспекты, что о последствиях работники торговли не думают.

Как не нарваться на «просрочку»? Прежде всего надо быть более внимательными, читать маркировку продуктов. То есть на первом месте – самоконт­роль. На рынке пищевой продукции сегодня динамично развивается сеть крупных супермаркетов, которым отдает предпочтение подавляющая часть потребителей. Их устраивают качество товаров, ассортимент, уровень обслуживания. Многие производители конкурируют между собой, чтобы поставлять свою продукцию в эти крупные торговые цент­ры, подающие пример, диктующие правила хорошего тона в торговле и обслуживании другим, более мелким структурам.

Что любопытно, ряд больших супермаркетов сами инициируют общественный контроль потребителей за качеством продаваемой продукции, призывая покупателей обращать внимание на сроки изготовления, тут же гарантируя замену продукта с истекшим сроком годности. То есть напоминают покупателям об их правах. Хорошая тенденция. Заботясь о своей репутации, руководство таких торговых центров оперативно реагирует на обращения граждан в социальных сетях по поводу качества пищевых продуктов. По словам работников объединений по защите прав потребителей, жалоб на некачественную продукцию стало меньше.

 

 

Что делать?

 

Вы купили продукт, а дома обнаружили, что он несвежий, с истекшим сроком годности. Что делать?

 1

Вы можете вернуть его в магазин, даже если вскрыли упаковку. Если потребителю продан товар с недостатками, он вправе по своему выбору потребовать от продавца либо замены его на аналогичный надлежащего качества, либо замены на такой же другой марки с перерасчетом цены, либо соразмерного уменьшения цены, либо расторжения договора (ст.13 Закона «О защите прав потребителей»).

 2

Продавец должен принять просроченный товар на основании удостоверяющего покупку кассового чека. Если вы его не сохранили – не беда. Факт покупки товара может подтвердить свидетель, бывший с вами. В магазинах установлены камеры видеонаблюдения, с помощью которых также можно это сделать.

 3

Если продавец отказывается принимать просроченный продукт, пишите претензию в 2 экземплярах и регистрируйте их. Один экземпляр передаете продавцу или руководителю магазина, второй – оставляете у себя.

 4

В случае отказа заменить «просрочку» или от выполнения других требований можете обратиться в ФОЗПП, ее городское или районное подразделение, Госкомконкуренции.

 5

Если употребление просроченного продукта нанесло ущерб здоровью, вы вправе обратиться в суд с требованием возмещения морального вреда.

 

 

Чтобы от еды не было беды

 

Что надо знать потребителям, чтобы обезопасить себя от просроченной продукции? Для этого обратимся к СанПиН №0265-09 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

 

♦ На какие продукты устанавливается срок годности?

Срок годности устанавливается на пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и они приобретают свойства, опасные для здоровья человека. В связи с этим утрачивается их пригодность для использования по назначению (п.2.4).

 Какие продукты считают скоропортящимися? 

Продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных тем­пературных и(или) иных режимов и правил, без обеспечения которых они могут причинить вред здоровью человека, считают скоропортящимися и особо скоропортящимися. Они подлежат хранению в условиях холода и предназначены для краткосрочной реализации (п.2.6).

 На некоторые продукты установлен довольно продолжительный срок годности, хотя они относятся к скоропортящимся. Не является ли это нарушением? 

Это связано с тем, что производитель применяет новые технологии, позволяющие более надежно защищать готовые продукты от порчи и изменения органолептических свойств. Новые технологии дают возможность вырабатывать пищевую продукцию с более длительной сохранностью. Но для этого срок годности и условия хранения продуктов должны быть обоснованы проведением комплексных санитарно-эпидемиологических исследований, порядок которых устанавливает Минздрав (пп.2.10–2.13).

 Что должна включать в себя информация о сроке годности пищевого продукта на этикетке? 

Информация на этикетке о сроке годности пищевых продуктов должна предусматривать указание часа, дня, месяца, года выработки для особо скоропортящихся продуктов, продуктов для детского и диетического питания; дня, месяца и года – для скоропортящихся продуктов; месяца и года – для нескоропортящихся, а также правил, условий их хранения и употребления (п.3.1.4).

 Может ли магазин переупаковать пищевую продукцию и установить новый срок годности? 

СанПиН не допускают переупаковку или перефасовку скоропортящихся продуктов магазинами с целью установления нового срока годности после вскрытия заводской упаковки. Скоропортящиеся продукты следует реализовать в срок не более 12 часов с момента вскрытия упаковки при соблюдении условий хранения (пп.3.1.6, 3.1.7).

 Допускаются ли размораживание замороженных продуктов, повторная вакуумная упаковка? 

Повторное вакуумирование предприятиями торговли скоропортящихся пищевых продуктов, упакованных производителями в пленки под вакуумом, является нарушением СанПиН. Не допускается также размораживание в магазинах замороженных пищевых продуктов (пп.3.1.11, 3.1.12).

 

 

Условия хранения и сроки годности особо скоропортящихся и скоропортящихся продуктов*

 

Наименование продукции

 

Срок год-ности

 

Температура хранения

(°С)

Молоко и молочные продукты, сыры

 

Молоко, сливки, сыворотка молочная, пахта пастеризованные:

в потребительской таре;

36 ч

 

4±2

 

во флягах и цистернах

 

36 ч

 

4±2

 

Молоко топленое

 

5 сут.

 

4±2

 

Жидкие кисломолочные продукты

 

72 ч

 

4±2

 

Жидкие кисломолочные продукты, обогащенные бифидобактериями

 

72 ч

 

4±2

 

Кумыс натуральный (из кобыльего молока), кумыс из коровьего молока

 

48 ч

 

4±2

 

Ряженка

 

72 ч

 

4±2

 

Сметана и продукты на ее основе

 

72 ч

 

4±2

 

Творог и творожные изделия

 

72 ч

 

4±2

 

Творог и творожные изделия, термически обрабо­танные

 

5 сут.

 

4±2

 

Продукты пастообразные молочные белковые

 

72 ч

 

4±2

 

Блюда из творога – вареники ленивые, сырники тво­рожные, начинки из творога, пироги

 

24 ч

 

4±2

 

Запеканки, пудинги из творога

 

48 ч

 

4±2

 

Сыр домашний

 

72 ч

 

4±2

 

Сыры сливочные

 

5 сут.

 

4±2

 

Сыры мягкие и рассольные без созревания

 

5 сут.

 

4±2

 

Масло сырное

 

48 ч

 

4±2

 

Колбасные изделия из мяса
всех видов убойных животных, птицы

 

Колбасы вареные, вырабатываемые по ГОСТу:

высшего сорта;

72 ч

 

4±2

 

первого и второго сорта

 

48 ч

 

4±2

 

Колбасы вареные по ГОСТу и O’zDSt в парогазонепроницаемых оболочках:

высшего сорта, деликатесные, с добавлением консервантов;

24 ч

10 сут.

4±2

 

первого сорта;

 

8 сут.

 

4±2

 

второго сорта

 

7 сут.

 

4±2

 

Сосиски, сардельки вареные, хлеба мясные, вырабатываемые по ГОСТу

 

72 ч

 

4±2

 

Сосиски, сардельки вареные в парогазонепроницаемых оболочках

 

7 сут.

 

4±2

 

Колбасы, сосиски, сардельки вареные, нарезанные и упакованные под вакуумом, в условиях модифицированной атмосферы

 

5 сут.

 

4±2

 

Продукты мясные вареные (окорока, рулеты, свинина и говядина прессованные, ветчина, бекон, мясо голов крупного и мелкого скота прессованное, конина и баранина в форме, казы)

 

72 ч

 

4±2

 

Продукты мясные вареные, нарезанные и упакованные под вакуумом, в условиях модифицированной атмосферы

 

5 сут.

 

4±2

 

Колбасы ливерные, кровяные

 

48 ч

 

4±2

 

Колбасы, сосиски, сардельки вареные с добавлением субпродуктов

 

48 ч

 

4±2

 

Колбасные изделия вареные из мяса птицы (колбасы, мясные хлеба, рулеты, сосиски, сардельки, ветчина и др.):

высшего сорта;

72 ч

 

4±2

 

первого сорта

 

48 ч

 

4±2

 

Колбасные изделия вареные из мяса птицы, упакованные под вакуумом, в условиях модифицированной атмосферы

 

5 сут.

 

4±2

 

 

 

*Установленные сроки годности и условия хранения особо скоропор­тящихся и скоропортящихся пищевых продуктов, вырабатываемых по нормативной и(или) технической документации, указаны в приложении №1 к СанПиН №0265-09, если иные сроки годности не оговорены международными договорами и контрактами. Для аналогичных видов новых пищевых продуктов, в том числе выработанных по новым технологиям, могут быть установлены те же сроки годности и условия хранения, которые указаны в приложении №1 (п.2.9).

Сроки годности и условия хранения на продукты, превышающие сроки и(или) величины температур хранения для аналогичных видов продуктов, представленных в приложении №1 (пролонгированные), а также сроки годности и условия хранения на новые виды продуктов, не имеющих аналогов в приложении №1, должны быть обоснованы в установленном порядке (п.2.11).

 

 

Рубрику «Я – потребитель» ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.

Прочитано: 4279 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2021-02-12 16:26:04, Гость_:
А где ответственность продавцов за проданные просроченные продукты

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика