Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 09 / В Законодательной палате

Внешний аудит Госбюджета

 

устранены финансовые недостатки более чем на 127 млрд сумов

 

24 февраля Счетная палата традиционно отчиталась перед Законодательной. Предметом обсуждения стали, помимо прочего, результаты внешнего аудита и оценки исполнения Государственного бюджета республики за 2014 год, экспертиза основных направлений налоговой и бюджетной политики и проекта бюджета на 2016 год, мониторинг исполнения прогнозных показателей по экспорту, а также состояния дебиторской и кредиторской задолженности и межотраслевых взаиморасчетов в акционерных обществах «Узбекэнерго», «Узтрансгаз» и «Узкимёсаноат».

 

Из запланированных на 2015 год контрольных мероприятий по 30 направлениям аудиторы Счетной палаты завершили проверки на 77 объектах, на 13-ти они продолжаются.

В результате деятельности ведомства и сформированных с его участием рабочих групп на протяжении минувшего года устранены финансовые недостатки более чем на 127 млрд сумов.

 

 

Полянте СВЕШНИКОВ, член Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли, фракция УзЛиДеП:

 

– Внешний аудит по определению нацелен на выявление недостатков. По итогам камеральных проверок, проведенных вместе с налоговыми и финансовыми органами, ведомство доначислило налоги 217 налогоплательщикам. С 223 бюджетных организаций ­взысканы недоплаченные арендные платежи и суммы пере­оценки бензина и дизтоплива.

Обнаружены недочеты в отношениях с бюджетом практически у всех проверенных счетным ведомством фондов: Пенсионного, Дорожного, Фонда содействия занятости и других. Отдельные финансовые нарушения, выявленные в работе 4 политических партий, послужили ориентиром для внесения поправок в Закон «О финансировании политических партий».

Проверены сферы здравоохранения, капитального строительства, общего, среднего специального и профессионального образования – везде есть свои проблемы. К приме­ру, объекты социальной сферы в 2014 году получили от поставщиков 205 т маргарина более чем на 2 млрд сумов. А должны были получить по плану сливочное масло…

Как правило, отчеты Счетной палаты сопровождаются соответствующими рекомендациями. Чего следует ожидать по итогам мониторинга экспорта, импорта и поступления экспортной выручки?

Насколько я знаю, пакет предложений по этим вопросам уже вынесен рабочей группой на рассмот­рение Кабинета Министров. В частности, предлагается:

  • в целях создания равных условий для всех действующих в респуб­лике предприятий отменить льготы для предприятий с иностранным капиталом, экспортирующих сельхозпродукцию;
  • включить экспортируемую медную продукцию с низкой добавленной стоимостью в перечень товаров, валютная выручка от продажи которых субъектами малого бизнеса носит обязательный характер;
  • Минфину – разработать нормативный документ по методике формирования прогноза обязательной продажи валютной выручки;
  • определить перечень товаров с низкой добавленной стои­мостью и пересмотреть льготы и преференции по налогам и обязательной продаже валютной выручки от их экспорта;
  • сокращать ручной ввод информации в единую электронную систему, формируемую путем поступления данных из электронных баз таможенных органов и уполномоченных банков в автоматическом порядке;
  • совершенствовать механизмы страхования экспорта.

 

А в целом – по итогам конт­рольных мероприятий?

– Есть и довольно много узких, внутриведомственных решений и предложений. Из предложений общего плана хочу отметить рекомендацию – всем функционирующим в республике бюджетным организациям вести свой бухгалтерский учет и отчетность, включая начисление заработной платы и приравненных к ней платежей, через Автоматизированную систему бухгалтерского учета бюджетных организаций (УзАСБО). Также Палата считает целесообразным внедрить практику направления казначейскими органами платежных поручений в обслуживающий банк по средствам, подлежащим зачислению на пластиковые карты, – в обязательном порядке с приложением ведомостей на выплату зарплаты в электронном виде.

 

Если судить по прошлым годам, то вопросы формирования доходной части бюджета обычно не обходятся без обсуждения высокого уровня дебиторки в сфере расчетов за потребленные электроэнергию и природный газ. Минувший год не составил исключения?

– Наиболее низкие показатели по взысканию задолженности за потребленную электроэнергию зафиксированы в Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской и Ферганской областях, а по газу – в Ташкенте, Сырдарьинской, Джизакской и Ташкентской областях.

По электроэнергии совокупная задолженность только крупных абонентов – должников (более 1 млн сумов долга на одну организацию) составила более 510 млрд сумов, и этих абонентов продолжали обслуживать при наличии такого долга. Также у 17,4% потребителей природного газа по республике задолженность превышала 1 млн сумов, но поставки газа им все равно продолжались. В результате совокупная задолженность таких потребителей перед поставщиком превысила 1 236 млрд сумов.

Рабочая группа дала свои рекомендации по стабилизации денежных потоков в этих важнейших сферах. Речь идет в первую очередь о выполнении действующих нормативных документов, предписывающих начислять пеню за просрочку платежей и прекращать поставки при отсутствии оплаты.

Кроме того, снижены комиссионные выплаты участвующим в приеме платежей территориальным подразделениям СП ООО «Узпайнет» и ОАО «Узбекистон почтаси». Приняты и другие меры, об эффективности которых можно будет судить по итогам текущего года.

 

Значительное число нарушений в отношениях с госбюджетом – это большей частью вопрос не столько криминального умысла, сколько профессиональной компетенции лиц, ответственных за ведение учета. Как решается этот вопрос в отсутствие жестких требований к поддержанию профессионального «тонуса» бухгалтеров бюджетной сферы?

Пока что, главным образом, – посредством разъяснений на всевозможных круглых столах, семинарах, конференциях и прочих подобных мероприя­тиях, инициируемых финансовыми и фискальными ведомствами. В частности, специалисты Счетной палаты, Академии Государственного управления при Президенте, Минюста, ГНК и Центра профессионального развития «Norma» провели семинар-тренинг для заместителей руководителей областных и приравненных к ним кенгашей, а также главных бухгалтеров по вопросам формирования средств государственного бюджета и прочих доходов, обес­печения целевого и эффективного их использования.

 

Беседовала Юлия Яшина,

наш соб. корр.

Прочитано: 1357 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика