Акционерные общества Узбекистана переживают сейчас довольно сложный период реформирования. Наша газета посвятила ему несколько материалов*. Авторы сегодняшней публикации поднимают еще один вопрос, волнующий акционеров.
В последнее время широкую дискуссию у специалистов вызывает определение субъекта налоговых льгот, предоставленных Постановлением Президента «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества» (от 21.12.2015 г. N ПП-2454).
Согласно его пункту 4 на акционерные общества, у которых доля иностранного инвестора составляет от 15 до 33% от уставного капитала, распространены льготы по налогам на прибыль юридических лиц, на имущество, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, по единому налоговому платежу, а также по обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд – те, что Указом Президента от 11.04.2005 г. N УП-3594 предоставлены предприятиям с иностранными инвестициями дифференцированно в зависимости от объема внесенных иностранных инвестиций. Но возникли 2 точки зрения о применении этого положения.
Первая точка зрения
Предусмотренные Постановлением N ПП-2454 льготы распространяются на акционерные общества, в уставном капитале которых доля иностранного инвестора составляет от 15 до 33%, размещенные во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением Ташкента и Ташкентской области, и входящие в Перечень отраслей экономики, на которые распространяются льготы, предоставляемые для прямых частных иностранных инвестиций (утв. Указом N УП-3594).
Ее сторонники обосновывают свою позицию тем, что ранее льготы, предоставленные Указом N УП-3594, распространялись на предприятия с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора превышала 33% от уставного фонда. Постановление N ПП-2454 распространило их на акционерные общества, у которых доля иностранного инвестора превышает лишь 15% от уставного фонда. Но остальные условия предоставления льгот оставались прежними. Это значит, что:
предприятия должны привлечь прямые частные иностранные инвестиции;
иностранные инвестиции должны быть в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;
предприятия могут быть в любой организационно-правовой форме;
льготы предоставляются дифференцированно на срок в зависимости от объема прямых частных иностранных инвестиций;
предприятия должны быть размещены во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г.Ташкента и Ташкентской области, и пр.
Гузаль ИСЛАМОВА,
начальник отдела по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «Norma Online»:
– По-моему, если применять льготу для акционерных обществ, в уставном капитале которых имеется 15% и больше иностранного капитала, то под ее действие подпадают ВСЕ АО. Ведь, согласно Постановлению N ПП-2454, доля иностранного инвестора в уставном капитале АО должна составлять не менее 15% у всех АО. И это требование надо выполнить к 1 июля 2016 года. Поэтому, думаю, что бюджету будет сложно отказаться от налогов ВСЕХ АО.
Согласна, что толкование пункта 4 Постановления N ПП-2454 неоднозначно. Но и давать АО надежду, что они будут работать без налогов, соблюдая лишь
15-процентный порог, думаю, нельзя.
Вторая точка зрения
Указанные в Постановлении N ПП-2454 льготы распространяются на все без исключения акционерные общества, в которых доля иностранного инвестора составляет от 15 до 33% от уставного капитала.
Ее сторонники утверждают, что Постановление N ПП-2454 обязательными условиями предоставления льгот, предусмотренных Указом N УП-3594, называет:
организационно-правовая форма предприятия – акционерное общество;
доля иностранного инвестора в уставном фонде – не менее 15% от уставного фонда;
льготы должны предоставляться дифференцированно в зависимости от суммы вклада иностранного инвестора в уставный фонд АО, как это предусмотрено Указом N УП-3594. Иных требований Постановление N ПП-2454 не содержит. Следовательно, требования Указа N УП-3594 об обязательности вхождения акционерных обществ в Перечень отраслей экономики, расположения вне Ташкента и Ташкентской области и привлечения дополнительных инвестиций, кроме инвестиций в виде вклада в уставный фонд, на акционерные общества не распространяются.
Авторы статьи склонны считать правильной вторую точку зрения. Их мнение основано на телеологическом толковании* нормативных актов. Оно показывает, что главная цель Постановления N ПП-2454 отражена в его преамбуле: широкое привлечение в акционерные общества иностранных инвесторов и менеджеров, создание благоприятных условий для их активного участия в корпоративном управлении… а также кардинальное уменьшение присутствия государства в экономике за счет сокращения государственных активов и долей в уставных капиталах акционерных обществ.
Указ N УП-3594 своей основной целью ставил дальнейшее улучшение инвестиционного климата в стране, широкое привлечение частных прямых иностранных инвестиций… создание новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах республики, а также обеспечение надежной правовой защиты и гарантий для иностранных инвесторов. Он предоставлял льготы предприятиям, привлекающим прямые частные инвестиции в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования, не обязательно для формирования уставного фонда. Они могли быть внесены на возвратной основе и привлечены предприятиями, уже имеющими долю иностранного инвестора свыше 33% от уставного фонда (например, инвестиции, привлеченные в виде инвестиционных обязательств, согласно п. 93 прил. N 2 к ПКМ от 6.10.2014 г. N 279).
Как видим, цели, для достижения которых издавались эти нормативно-правовые акты, существенно отличаются друг от друга.
Многие принятые в последнее время решения Президента страны так или иначе затрагивают вопросы привлечения иностранных инвестиций, в том числе за счет продажи госпакетов акций, и высококвалифицированных иностранных менеджеров на руководящие должности. Более того, в Налоговый кодекс внесены изменения, освобождающие от налогообложения доходы иностранных работников, полученные от деятельности в составе управленческого персонала акционерных обществ, а само АО – от уплаты ЕСП с этого фонда оплаты. Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (от 26.04.1996 г. N 223-I, в ред. Закона от 6.05.2014 г. N ЗРУ-370, далее – Закон об АО) дополнен правом иностранных менеджеров участвовать в конкурсном отборе руководителя исполнительного органа.
Постановление N ПП-2454 дает Правительству поручение подготовить предложения о внесении соответствующих изменений и дополнений в Закон об АО и другие нормативно-правовые акты.
Все это, по нашему мнению, подтверждает, что целью Постановления N ПП-2454 являлось привлечение в АО иностранного капитала и законодательное закрепление квалифицирующего признака акционерного общества – наличие в его уставном фонде не менее 15-процентной доли иностранного инвестора.
Абдурахман БАХТЫЕВ,
эксперт «Norma Online»:
– Считаю, что пункт 4 Постановления N ПП-2454 не содержит двоякого толкования. Все предельно ясно и точно написано (с точки зрения законодательной техники). Смысл – льготы, указанные в Постановлении N ПП-2454, распространяются на акционерные общества, в которых доля иностранного инвестора составляет от 15 до 33% от уставного капитала.
В рассматриваемых документах указаны разные субъекты льгот: в Указе N УП-3594 – предприятия с иностранными инвестициями (АО, ООО, ЧП и т.д.), в Постановлении N ПП-2454 – только АО. Соответственно, для разных субъектов установлены разные «правила игры».
Еще один немаловажный момент
Согласно статье 24 Закона «О нормативно-правовых актах» используемые в нормативно-правовом акте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования.
Пункт 4 Постановления N ПП-2454 обязывает распространить на акционерные общества, в которых доля иностранного инвестора составляет от 15 до 33% от уставного капитала, льготы, предоставленные предприятиям с иностранными инвестициями Указом N УП-3594 дифференцированно в зависимости от объема внесенных иностранным инвестором инвестиций: не действие всего Указа, не отдельные пункты Указа, а именно льготы – без расширительного толкования – с единственным условием – предоставлять эти льготы дифференцированно.
И в заключение
Если действительно будет разрабатываться нормативный акт, содержащий механизм исполнения требований Постановления N ПП-2454, в частности, применения льгот, то хотелось бы, чтобы в нем были четко определены рассмотренные в статье двоякопонимаемые положения. Также видится целесообразным учесть в нем другие моменты.
Так, для уже действующих акционерных обществ необходимо определить срок начала действия льгот. Сегодня появление иностранного инвестора в АО и получение обществом статуса предприятия с иностранным капиталом, в отличие от предприятия с иностранными инвестициями, нигде не регистрируется. Поэтому, думается, будет правильно отсчитывать срок действия льгот от даты внесения иностранного инвестора в реестр акционеров АО.
Статьи 3 и 4 Закона «Об иностранных инвестициях» (от 30.04.1998 г. N 609-I) признают иностранными инвестициями все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе реинвестиции, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности. Согласно им изменение форм, в которых первоначально или повторно осуществляются иностранные инвестиции, не изменяет их статуса. Поэтому недвусмысленно указать, возможна ли покупка акций за счет полученного в Узбекистане дохода от иностранных инвестиций, в том числе за национальную валюту республики.
Также желательно указать, вправе ли стать получателем льгот общество с ограниченной ответственностью, имеющее в уставном фонде долю иностранного инвестора не менее 15%, в случае своего преобразования в АО.
И, наконец, получат ли право на льготы акционерные общества, которые не пользовались льготами по Указу N УП-3594, вследствие их регистрации в Ташкенте и Ташкентской области, а таких более 40% всех АО, и(или) не входившие в Перечень отраслей экономики.
Авторы статьи считают, что только при соблюдении юридически обоснованной аргументации механизма применения льгот будут достигнуты цели, поставленные Постановлением N ПП-2454.
Александр ЦОЙ,
адвокат АФ «Aleksta Yure».
Бахтиёр АМЗАЕВ,
инвестиционный консультант
ООО «Универсал Депозит».
*См. «Преобразовать АО – не аббревиатуру поменять», «Стандарту не соответствует. Что будет?» («НТВ» N 6 от 9.02.2016 г.), «Как минимум раздвоиться» («НТВ» N 7 от 16.02.2016 г.).