Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 48 / Я потребитель

Общественный контроль вам в помощь

 

Нарушения прав потребителей в сфере торговли занимают второе мес­то после ЖКХ по числу жалоб, поступивших в Госкомитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее – Комитет, Госкомконкуренции). За 9 месяцев этого года они составили 34%. 20% обращений вызваны торговлей некачественной бытовой электротехникой, более 10% – медикаментами, косметикой и т.д.

 

Прежде много проблем в торговле вызывали расчеты с помощью плас­тиковых карточек. Из-за отсутствия банковских терминалов потребителям часто отказывали в оплате «плас­тиком». Сейчас на товарном рынке этот вопрос звучит не столь остро, как, например, в сфере услуг. «Первенство» заняли факты реализации некачественной бытовой техники, отказа гражданам в ее ремонте, гарантийном обслуживании. Говорят, сами виноваты в том, что она выходит из строя: неправильно ее эксплуатируют, неисправность вызывают скачки напряжения в электросети. Но стоит потребителям обратиться в Комитет – вопрос тут же решается.

На продуктовом рынке более чем достаточно случаев реализации просроченных товаров. С развитием компьютерных технологий многие проблемы, связанные с нарушением прав потребителей, помогают решать социальные сети, интернет-сообщества. В будущем году Гос­комконкуренции намерен наладить более тесные контакты с махаллинскими комитетами, Общественным движением молодежи «Камолот». Пенсионеры и молодежь – мощный резерв общественного контроля, сбора информации о нарушениях прав потребителей, на который может опираться государственный орган.

 

Об основных направлениях работы в третьем квартале 2015 года рассказывает начальник управления по контролю за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомконкуренции Дильшод АЗИМОВ.

 

 

НЕ НАРУШАЙ, ПОПАДЕШЬ В СЕТИ. СОЦИАЛЬНЫЕ

 

Сегодня сокращается вмешательство контролирующих органов в деятельность хозсубъектов, но повышается роль общественного контроля. Мы получаем много информации о нарушениях прав потребителей из социальных сетей.

Сообщения в них о реализации некачественных товаров или услуг в одну минуту могут стать достоянием тысяч посетителей. А это удар по репутации нарушителей. Такая информация помогает потребителям делать правильный выбор, заставляет исполнителей, производителей и продавцов думать о качестве реализуемых товаров и услуг, иначе они лишатся клиентов и покупателей. Особенно это видно по работе крупных супермаркетов, которые сегодня борются друг с другом за потребителя. Если мы выявляем у них нарушения, они быстро устраняют их. Производители тоже стремятся видеть свою продукцию на прилавках супермаркетов, поэтому поставляют им качественный товар. Сегодня многие боятся не контролирующих органов, а общественного контроля, «попасть» в социальные сети.

Приведу пример. Посетитель сайта разместил видео о нарушении правил дорожного движения автомобилем частной школы по обучению… вождению. Красочно тюнингованная машина развернулась там, где это запрещено делать, а бдительный гражданин запечатлел нарушение на свой телефон и выставил на сайт. Этот факт тут же стали обсуждать в социальных сетях. Для автошколы это, конечно, антиреклама. Меры были приняты мгновенно. Нарушитель сам обратился в ГСБДД, заплатил штраф. Более того, этот уже контрфакт он зафиксировал на видео и тоже разместил на сайте для подтверждения оперативного исправления.

А вот еще один пример. Потребительница купила в магазине рогалики. В состав продукта, указанный на упаковке, среди прочих ингредиентов входили изюм и грецкие орехи. Но в рогаликах их не оказалось. Мы направили производителю письмо, что, согласно законодательству, на упаковке должна быть предоставлена потребителям полная и достоверная информация о товаре. Он принес извинения, объяснив, что его работники… забыли положить в тесто орехи и изюм. Рогалики были сняты с прилавка, вся их партия изъята производителем, ответственные работники наказаны.

Часто net-информация о нарушениях прав потребителей служит нам поводом для вмешательства и принятия мер. Наверное, это можно считать одним из примеров социального партнерства, когда госорган вместе с интернет-сообществом защищает интересы потребителей.

В таком социальном партнерстве мы должны работать и с Федерацией обществ защиты прав потребителей РУз. К сожалению, пока не получается. Общественная организация сегодня реализует далеко не все свои возможности и потенциал. Ведь такое объединение должно быть мощной силой, стоящей на страже законных интересов потребителей. Оно могло бы осуществлять общественный контроль, менять ситуацию на рынке товаров и услуг в плане улучшения их качества, предоставлять нашему управлению информацию о результатах общественных мониторингов, а мы – оперативно реагировать на нее, работать с нарушителями. У Федерации нет препятствий для проведения общественного контроля. Ее структуры могут контролировать соблюдение прав потребителей безо всяких разрешений.

В торговле сегодня реализуется много молочных, колбасных, кондитерских изделий без указания срока годности, состава, производителя. Есть ли сертификаты соответствия на эту продукцию – тоже вопрос. Рынок товаров и услуг – непаханое поле для объединения потребителей. Мы же являемся контролирующим органом. В отличие от общественной организации, для проведения проверки нам надо получить разрешение Совета по координации деятельности контролирующих органов.

Федерации необходимо системно изучать проблемы по всей республике, обобщать их, анализировать, а по результатам готовить предложения для Кабинета Министров. Ведь у нее есть подразделения в каждом регионе. Хотелось, чтобы Федерация работала активнее, была с нами в одной связке. Ведь делаем одно общее дело.

 

 

НАРУШИЛ ДОГОВОР – ПЛАТИ НЕУСТОЙКУ

 

Участились нарушения прав потребителей при реализации отечественных автомобилей. В комитет поступает много обращений по поводу неисполнения договорных обязательств автосалонами. Согласно договору они должны поставить потребителям автомобили в указанные сроки, однако, нарушают их. Между тем за это нарушение Законом «О защите прав потребителей» (от 26.04.1996 г. N 221-I), а также договором предусмотрена выплата неустойки. Автосалоны не хотят ее платить, говорят: «В несоблюдении сроков поставки виноват завод-изготовитель». Но потребители заключили договор не с заводом, а с автосалоном. Поэтому он обязан выплачивать неустойку без разговоров.

Что получается? Люди без объяснения причин не получают автомобиль в указанные сроки. Не могут дозвониться до автосалонов по телефонам доверия, чтобы выяснить, в чем дело. Потребители нервничают, идет поток жалоб в Комитет. Избежать проб­лем позволила бы система онлайн-торговли, когда можно оформить заказ на автомобиль в электронной форме, а затем отслеживать продвижение своей очереди, как принято во всем мире. Но автосалоны не проявляют заинтересованности в этом. Мы направили им письма об их обязанности выполнять договорные обязательства: поставлять автомобили своевременно, а если нарушают сроки – платить неустойку.

 

 

ТАКСИ, РАССЧИТАЕМСЯ «ПО ПЛАСТИКУ»?

 

Мы провели мониторинг деятельнос­ти линейных такси. Изучали соблюдение единых требований к внешнему виду и внутреннему информационному оформлению, установленных Положением о единых знаках для линейных такси и требованиях к организации их работы (приложение N 1 к Постановлению КМ от 18.05.2011 г. N 139). Они определены с целью повышения качества и безопасности оказываемых услуг по перевозке пассажиров, защите прав потребителей. Напомню, что линейное такси должно иметь опознавательный знак «TAХI» на фонаре оранжевого цвета, установленном на крыше автомобиля; композицию из черных квадратов, расположенных в шахматном порядке, и буквы «Т» на передних дверцах; наименование юридического лица – перевозчика на передних дверцах. Госномер линейному такси выдается из специально предназначенной для них серии. Такси в республике должны быть желтого цвета, в Ташкенте – цвета слоновой кости.

Внутри в правом верхнем углу лобового стекла должен быть световой фонарь зеленого цвета. Будучи включенным, он показывает, что такси свободно. На приборной панели следует разместить табличку с фотографией водителя с указанием его фамилии, имени, отчества; госномера автомобиля; времени начала и окончания работы; стоимости проезда (в сумах); адреса и номера телефона перевозчика; сведений о номере и сроке действия лицензионной карточки; информации об обязательном страховании. Такси должно быть оснащено счетчиком (таксометром), контрольно-кассовой машиной, расчетным терминалом для приема платежей с банковских пластиковых карточек, средством радио­связи. К управлению линейными такси допускаются лица, достигшие 21 года, прошедшие медицинский осмотр и имеющие водительский стаж не менее 3 лет.

Изучение деятельности линейных такси показало, что требования к ним соблюдаются не в полной мере. Например, наименование юридического лица имеют 98% такси, 94% – государственный номер, 76% – зеленый световой фонарь, 89,5% – опознавательный знак. Таксометрами оснащены 72%, контрольно-кассовыми машинами – 49%, расчетными терминалами – всего 30% таких машин.

 

 

PAYNET, ДЕРЖИ ТЕРМИНАЛ

 

Система Paynet во всех регионах республики имеет порядка 25 тысяч пунктов приема платежей. Ежедневно в ее точках различные услуги оплачивают около 2 млн человек. Но зачастую им отказывают в приеме платежей по банковской пластиковой карточке из-за отсутствия расчетных терминалов. А между тем в перечне объектов розничной торговли и оказания услуг, осуществляющих денежные расчеты с населением, подлежащих обязательному оснащению расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек (приложение N 2 к Постановлению Президента от 19.04.2010 г. N ПП-1325), указаны пункты по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, за телефонную связь, в том числе сотовую.

Отказывая потребителю в расчетах с помощью «пластика», работники Paynet обычно ссылаются на то, что банки не обеспечивают их терминалами. А в банках говорят, что проб­лем нет, предоставляют их в течение месяца после обращения к ним. Чтобы избежать перевода стрелок, мы настаиваем на внесении в дилерское соглашение пункта об обязательном оснащении точек оплаты Paynet расчетными терминалами.

Планируем провести инвентаризацию объектов розничной торговли и оказания услуг, которые должны быть ими оснащены. Хотим разобраться, могут ли Центробанк и коммерческие банки обеспечить этими устройствами всех заявителей. При мониторинге намечаем выяснить, сколько терминалов банки предоставили хозсубъектам, сколько имеется в наличии.

Это очень серьезный вопрос. Вот сейчас банки предлагают пенсионерам переводить часть пенсии на плас­тиковую карточку. Пожилые люди должны быть уверены, что у них не будет проблем с оплатой товаров и услуг с помощью «пластика».

 

 

КОСТЬ В ГОРЛЕ

 

С целью социальной защиты населения на дехканских рынках столицы ряд продуктов реализуется по доступным ценам. Так, мясо продается по цене от 18 до 23 тысяч сумов. В центральном павильоне рынка и супермаркетах оно гораздо дороже. Но покупатели мяса по низким ценам жалуются: «Возьмешь килограмм мяса – в нем полкило костей».

Эти обращения подвигли нас обратиться к межгосударственному ­ГОСТу 7595-79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли». Его изучение показало, что запрещается добавлять кости в уже разделанные для реализации куски мяса.

Но потребителю необходимо предоставить полную и достоверную информацию об этом. Мы готовим письмо в адрес дехканских рынков со ссылкой на этот ГОСТ, чтобы его довели до сведения потребителей и продавцов. Лотки для реализации мяса выдаются торговцам в аренду. Поэтому арендаторам необходимо разъяснять внутренние правила дехканских рынков, требования к их деятельности.

 

 

КУРС ДОЛЛАРА ПОВЫСИЛСЯ – ЯЙЦА ПОДОРОЖАЛИ

 

Потребители жалуются, что у частников и в супермаркетах дорожают куриные яйца. Продавцы объясняют: «Курс доллара повысился». Граждане недоумевают: «Как несушки могут реа­гировать на повышение курса инвалюты?». Оказывается, могут. Большинство комбикормов для них завозится в республику за валюту. В результате растет себестоимость яиц.

В целях социальной защиты населения на всех дехканских рынках столицы организована продажа куриных яиц по фиксированной цене – 300 сумов за штуку. Протокольным решением Правительства определен перечень птицефабрик, обеспечивающих 12 дехканских рынков столицы. Утвержден график поставок, выполнение которого строго контролируется.

Эти фермерские хозяйства не теряют, а выигрывают, поскольку получают возможность покупать корма по биржевым ценам. Правда, на первых порах продавали яйца величиной чуть больше перепелиных. Это вызывало недовольство потребителей. В результате было установлено, что вес яиц не должен быть менее 45 г.

Оправдала себя и практика проведения на дехканских рынках предпраздничных ярмарок. Реализация на них производителями своей продукции осуществляется по доступным ценам. Эта мера социальной защиты хорошо встречена населением.

 

«Больные места» соблюдения прав потребителей выясняла Ирина ГРЕБЕНЮК, наш корр.

Прочитано: 1684 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика