Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 42 / Деловая среда

«Ведение бизнеса» в Узбекистане по обновленным законам

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ

 

Международная торговля является мощным катализатором экономического роста страны, повышения эффективности производства товаров и услуг, усиления конкурентоспособности предпринимателей и притока инвестиций в национальную экономику.

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса–2015» (Doing Business) по индикатору «Международная торговля» (Trading Across Borders) Узбекистан находится в конце списка.

 

Столь низкий рейтинг до последнего времени обуславливался тем, что прохождение внешнеторговых про­цедур оставалось длительным (при экспорте – 54 дня, при импорте – 104). Необходимо было представлять большое количество документов (при экспорте – 11 единиц, при импорте – 13).

Действующая ранее методология также не позволяла объективно представить финансовые издержки на внешнеторговые операции в Узбекистане (при экспорте – свыше 5 тыс. долл., при импорте – свыше 6 тыс. долл.). Учитывались расходы, связанные с оформлением документации и транспортировкой товара до ближайшего порта. Узбекистан, будучи одним из государств, не имеющих выхода к морю, не мог конкурировать с портовыми странами. К примеру, Лихтенштейн, имея аналогичное с Узбекистаном географическое расположение, не оценивается Всемирным банком. Благодаря новой методологии и фиксации расходов на другом участке следования товара показатель «стоимость проведения экспортно-импортных операций» будет значительно ниже и достовернее представлен для инвесторов.

 

 

КУРС НА УПРОЩЕНИЕ ВЭД

 

Указом Президента от 15.05.2015 г. N УП-4725 приняты действенные меры по упрощению внешнеэкономических процедур. Этот до­кумент свидетельствует о последовательном продолжении в стране коренных реформ, направленных на устранение преград и ограничений развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, повышение доли частной собственности в экономике. Им создан целый ряд удобств субъектам предпринимательства и в таможенной сфере.

Так, Постановлением Кабинета Министров от 20.07.2015 г. N 197 утвержден Перечень документов, представ­ляемых органам государственной ­таможенной службы при осуществ­лении экспортно-импортных операций. Это правительственное решение значительно облегчает внешнеторговые операции, предусматривая таможенное оформление товаров в элект­ронной форме, сокращая сроки отдельных про­цедур и количество документов, необходимых для таможенного оформления импорта (экспорта).

В 2014 году проделана огромная работа по установлению законодательного порядка элект­ронного декларирования товаров. Для этого разработана и внедрена автоматизированная информационная система, которая является частью Единой автоматизированной информационной системы Государственного таможенного комитета (ЕАИС).

 

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

 

В настоящее время процедура электронного декларирования состоит из 3 шагов. Первый шаг делается на уровне межведомственного взаимодействия. Уполномоченные органы вводят в автоматизированную систему разрешительные и иные документы, подтвержденные электронной цифровой ­подписью. Второй шаг: специалист по таможенному оформлению по заявке субъекта предпринимательства подготавливает электронную декларацию и сопутствующие документы, подписывает их электронной подписью и через автоматизированную систему направляет в таможенный орган, где будет осуществляться таможенное оформление товара в элект­ронной форме. И, наконец, третий шаг – таможенный орган оформляет электронную декларацию.

Эти изменения, по мнению специалистов проекта «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)», повысят положение Узбекистана в рейтинге «Ведение бизнеса» по индикатору «Международная торговля».

 

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В выходящем в ноябре 2015 года докладе «Ведение бизнеса–2016» ожидается повышение рейтинга Узбекистана по индикатору «Международная торговля» и в связи с изменением Всемирным банком методологии оценки внешнеторговых процедур с учетом особенностей географического расположения Узбекистана. Надо отметить, что правительство добилось его благодаря последовательному и конструктивному диалогу с ВБ. В результате ожидается, что оцениваемые затраты, связанные с прохождением всех процедур, при экспорте снизятся с 5,09 до 1,89 тыс. долл. (на 63%) и при импорте – с 6,45 до 2,25 тыс. долл. (на 65%).

По предварительной оценке экспертов совместного проекта, уменьшение количества документов, необходимых для таможенного оформления (с 11 до 4 единиц при экспорте и с 13 до 4 – при импорте), сократит и сроки экспортных процедур (например, пряжи и других продуктов из хлопка-волокна) с 54 до 22 дней, а импортных (например, автомобильных запчастей) – со 104 до 26 дней. Согласно новой методологии ВБ будет учитываться не количество документов, а время и стоимость внешнеэкономических процедур.

 

 

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ»

 

Майский Указ Президента усиливает роль общественного контроля путем публикации в средствах массовой информации материалов о практической реализации принятых норм. Для профилактики и содействия недопущению бюрократических барьеров проанализированы возможные последствия применения закрытого Перечня документов, представляемых таможенным органам при осуществлении экспортно-импортных операций.

Это позволило выявить в них возможность субъективного подхода к их исполнению. Так, согласно примечаниям к Перечню:

по желанию участника внешнеэкономической деятельности могут быть представлены на бумажном носителе все необходимые документы для таможенного оформления, в том числе документы уполномоченных органов;

в случае отсутствия соответствующего документа разрешительного характера в Единой автоматизированной информационной системе ГТК таможенные органы имеют право отказать в таможенном оформлении.

Методология Всемирного банка «Ведение бизнеса» при оценке состояния деловой среды учитывает наихудший показатель, будь то фактическое положение законодательства или его практическое применение. Поэтому для получения ожидаемого повышения в рейтинге при регулировании внешнеэкономической деятельности очень важно уделять внимание практической реализации нормативно-правового акта.

В частности, желание участника ВЭД для таможенного оформления представлять на бумажном носителе все необходимые документы, в том числе выданные уполномоченными органами, на практике может быть вынужденным. Вероятны случаи, когда требование представить их будет объясняться желанием самого предпринимателя. Либо экспортеру-импортеру могут отказать в таможенном оформлении из-за отсутствия необходимого документа в ЕАИС.

 

 

СТИМУЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

 

Как отметил Президент Узбекистана Ислам Каримов в своем докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 23 января 2015 года, «меры, принимаемые в сфере углубления рыночных реформ, в частности, те стимулы, преференции, которые мы устанавливаем в законах в целях развития малого бизнеса, частного предпринимательства, будут работать только в том случае, если будут подкреплены правовыми институтами других отраслей права (административное, уголовное, хозяйственное законодательство) и прежде всего судебно-правовыми механизмами воздействия.

В современных условиях важно обеспечить принятие законов прямого действия, кодифицированных актов законодательства, своевременное издание подзаконных актов, обеспечивающих полную реализацию положений вновь принятых законов».

Поэтому столь важно принять необходимые меры по имплементации предоставляемых субъектам предпринимательства льгот и возможностей.

С 1 января 2015 года организована система межведомственного взаимодействия между государственными органами и организациями при предоставлении государственных услуг. Постановлением Кабинета Министров от 31.12.2014 г. N 377 установлен запрет работникам госорганов запрашивать у предпринимателей, обратившихся за госуслугами, документы и справки, которые госорганы могут получить самостоятельно из других ведомств. Более того, непредставление или несвоевременное представление по межведомственному запросу необходимых документов и информации не может являться основанием для отказа в оказании субъекту предпринимательства государственной услуги.

Все эти положения распространяются и на сферу внешнеэкономической деятельности, поскольку исключений для порядка таможенного оформления товаров действующим законодательством не предусмотрено.

Однако таможенным органам предоставлено право отказать в таможенном оформлении при отсутствии соответствующего документа разрешительного характера в ЕАИС. Конечно, это объясняется прежде всего требованием законодательства о таможенном контроле, а также осуществлением работ по устранению сбоев функционирования электронной системы либо отсутствием технической готовности некоторых заинтересованных организаций к подключению к ЕАИС. Однако исполнитель может использовать право отказать в таможенном оформлении избирательно и тем не менее вполне законно.

 

 

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

 

Поэтому видится целесо­образным пересмотреть положения, которые предполагают возможность субъективного подхода. Весьма своевременным является и установление на законодательном уровне административной, уголовной ответственности работников уполномоченных органов, которые недобросовестно или не в полной мере выполняют свой долг.

В этой связи весьма актуальны требования законодательства по выявлению в законопроектах положений и норм, создающих условия для коррупции, а также по обязательному проведению проектов документов через систему оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность.

 

Баходир БЕКОВ,

руководитель проекта

«Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» ТПП и ПРООН.

 


*Начало темы смотрите в газете «Норма» N 40 (533) от 6.10.2015 г.

Прочитано: 1651 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика