Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 41 / Над чем работают законодатели

Узтрансгаз: зима будет теплой?

 

7 октября Комитет Законодательной палаты по вопросам промышленности, строительства и торговли заслушал информацию о текущем положении дел и перспективах снабжения населения природным газом, представленную председателем правления акционерной компании «Узтрансгаз» Шукуруллой МАХМУДОВЫМ.

 

 

 

Парламентские слушания по энергообеспечению населения проводятся ежегодно. И каждый раз дискуссия получается бурной. Депутаты, которым в ноябре предстоит очередное «турне» по своим избирательным округам, где опять будут задавать все те же самые непростые вопросы – про газ и электроэнергию, пытаются выяснить у газовщиков, как будут обеспечиваться сжиженным газом регионы, где невозможна или нецелесообразна прокладка газопроводов. В мае избиратели опять жаловались им, что даже в летние месяцы доставка сжиженного газа в баллонах бывает недостаточной. А что будет зимой?

Газовщики же в ответ сетуют на проблемы с дебиторской задолженностью и рассказывают о внед­рении приборов учета природного газа. Однако в этот раз получилось иначе…

 

 

«Впервые мы увидели четкую стратегию и реалистичный план действий»…

 

Джамиля НИЯЗОВА, член Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли, фракция ДП «Миллий тикланиш»:

– Наш Комитет постоянно отслеживает вопросы энергоснабжения населения и предприятий. И на протяжении целого ряда лет мне приходилось так или иначе оценивать информацию, которую нам предоставляет Узтрансгаз. Раньше на все проблемные вопросы они отвечали, что у них «большая дебиторская задолженность потребителей» и они «развивают систему газоснабжения». И только в этот раз – впервые! – я увидела четкую стратегию Узтрансгаза по решению накопившихся в течение многих лет проблем. И в отношении дебиторской задолженности в том числе.

Законы рынка заставляют отрасль обратиться к опыту тех развитых стран, которые в условиях разбросанной «хуторной» системы своих поселений сочли нецелесообразным тянуть магистральный трубопровод к каждому удаленному населенному пункту. Строительство и обслуживание магистралей сильно удорожает стоимость энергоснабжения для потребителей. В качестве решения нам предлагают демонтировать наиболее проблемные участки газораспределительной сети и снабжать население сжиженным газом. Но для этого нужна соответствующая инфраструктура.

АК «Узтрансгаз» предлагает четкую систему альтернативного обеспечения газом тех регионов Узбекистана, где трубопровод неэффективен. В частности, таков Каракалпакстан, самый северный район республики со множеством малых населенных пунктов, разбросанных по значительной территории, удаленных друг от друга на десятки километров.

Местами магистральные сети в свое время уже были там проложены. Их содержание сегодня стоит немалых средств, что в свою очередь сказывается на стоимости услуг газоснабжения для потребителей.

Чтобы этого избежать, Узтрансгаз предлагает нам альтернативную систему снабжения сжиженным газом и соответствующую инфраструктуру для этого. Мы считаем, что это рыночно обоснованный подход, но при одном условии: прежде чем демонтировать газопровод там, где он уже есть, нужно сначала убедить население, что оно при этом ничего не потеряет.

В моем избирательном округе очень болезненно относятся к демонтажу. Когда-то это было воспринято как большое достижение – магистральный газопровод, надежные, стабильные поставки газа… А сегодня у них его отбирают. Это вызывает тревогу.

Я считаю, сначала нужно создать систему, инфраструктуру, отладить все механизмы снабжения и обеспечить людей сжиженным газом, а уж потом убирать газовую трубу.

– Что говорят экономисты?

– По расчетам Узтрансгаза, население в экономическом плане окажется в выигрыше, так как снизятся расходы на газ. Расчеты такие: один и тот же объем газа для 40 домохозяйств в случае цент-рализованной подачи через газопровод обойдется в 24 млн сумов в год, а в баллонах в сжиженном виде – в 16 млн. Но говорить об этом бессмысленно, люди должны самолично почувствовать экономию, сравнить. Убедиться, что их потребности во втором случае точно так же на 100% удовлетворяются.

Каракалпакстан, как я уже сказала, регион с непростыми климатическими условиями, зимы там довольно холодные. Любые сбои в снабжении энергоносителями поэтому вдвойне нежелательны. И, конечно, когда природный газ напрямую подведен к дому, это удобно, что и говорить. Не надо беспокоиться, каждые полмесяца менять баллоны и т.д. С другой стороны, в среднем каждое домохозяйство выигрывает материально – на 200 тыс. сумов в год меньше платит за газ. Немалая сумма…

Но, если трубу мы сейчас демонтируем, а со снабжением сжиженным газом выйдет хоть малейшая заминка, мы можем нанести реальный ущерб региону. Потому что на обогрев в первую очередь пойдут реликтовые тугайные леса со всеми вытекающими из этого экологическими последствиями.

– Альтернативная инфраструктура действительно потянет такую нагрузку? Риски все учтены? Труба выглядит как-то надежнее в этом смысле…

– Пока что нам предлагают только план действий.

Что я для себя отметила – представитель компании владеет информацией. Знает, что творится в конкретных регионах, избирательных округах, в таком-то конкретном поселке. И он мне четко дает ответ! Раньше этого и близко не было! По сравнению с предыдущими периодами, когда были просто общие отсылки на какие-то проблемы, сейчас мы уже видим пути решения. Главное – чтобы эти стратегические планы Узтранс­газа осуществлялись опережающими темпами.

Сегодня – по данным нашего Комитета – в некоторых регионах станции по разливу сжиженного газа строятся не всегда в заданные сроки, есть проблемы с выделением земельных участков для этих объектов, что связано с необходи­мостью обеспечивать особые технические условия.

Но все-таки я считаю самым существенным сам факт наличия внятной четкой программы действий – и по сжиженному газу, и по дебиторской задолженности. Свет в конце туннеля начинает просматриваться... Есть конкретные предложения, и газовщики их внедряют. Решают массу сопутствующих вопросов – с техническими регламентами, энергосберегающими приборами и технологиями… Потому что если мы у населения что-то отнимаем, мы должны дать людям взамен какие-то очень конкретные и выгодные вещи.

– Каковы сроки реализации этой программы?

– 2016–2020 годы. Программа конкретно расписана шаг за шагом.

– Парламент будет контролировать процесс?

– Вы знаете, многие специалисты сегодня – не только члены парламента – склоняются к мысли, что нам нужен особый закон о газоснабжении. Газовое законодательство в его текущем состоянии не дает нам возможности особенно что-либо контролировать. Нет закона, предусматривающего какие-либо обязанности газовщиков и права потребителей газа соответственно. То, что мы ежегодно заслушиваем отраслевые отчеты – в силу социального характера услуги по газо-снабжению – конечно, тоже инструмент контроля. Но этого недостаточно.

Существует масса в разное время принятых нормативных документов по газу. Естественно, если начать разбираться, найдется много противоречий между тем, что было принято в 80–90-е годы и позже, на различных этапах развития независимой рыночной экономики. Нужно, в первую очередь, принять рамочный закон о газоснабжении и упорядочить нормативную базу с учетом его положений. И тогда действительно можно будет говорить, что мы «контролируем процесс».

 

Юлия ЯШИНА,

специальный корреспондент.


Прочитано: 3642 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика