В соответствии с Постановлением КМ «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность» (от 2.12.2014 г. N 328) в начале текущего года на Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) запущена система по обсуждению разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов (далее – НПА), влияющих на предпринимательскую деятельность. Проекты НПА размещают их разработчики – органы государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах. Благодаря этой системе население и субъекты предпринимательства получили возможность принимать участие в обсуждении разрабатываемых проектов и принятых НПА в сфере предпринимательства, опубликовывать к ним свои комментарии и замечания.
С 27 мая 2015 года система по обсуждению проектов разрабатываемых и действующих НПА переведена на отдельный интерактивный портал по адресу regulation.gov.uz.
В рамках исполнения вышеуказанного Постановления Минфином вынесен на обсуждение проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996 г. N 279-I).
Проект предусматривает как введение в Закон «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) новых статей, так и внесение изменений и дополнений в действующие.
В частности, предлагается:
• дополнить перечень субъектов бухгалтерского учета (далее – субъекты). В настоящее время ими являются юридические лица, зарегистрированные в РУз, их дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории республики, так и за ее пределами, а также органы госвласти и управления. С принятием изменений обязательство по ведению бухучета будет возложено и на филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории республики (если иное не будет предусмотрено международными договорами);
• определить понятия синтетического, аналитического учета и хозяйственной операции. При этом уточнено, что синтетический учет ведется в порядке, определяемом законодательством о бухучете, а порядок аналитического учета субъект определяет самостоятельно;
• уточнить перечень субъектов, бухгалтерский учет и отчетность которых регулируются Центральным банком: помимо банков, к таким субъектам будут отнесены и другие кредитные организации. Понятие «кредитные организации» раскрывает статья 22 Налогового кодекса – это банки, микрокредитные организации, ломбарды и иные кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию;
• уточнить положение о праве подписи на документах. Как известно, руководитель обязан утвердить два перечня лиц, имеющих право подписи: первый – это лица, осуществляющие руководящие функции, и второй – функции бухучета и финуправления. Закон также дает право руководителю самостоятельно вести бухучет, то есть принять на себя функции бухучета и финуправления. В таких случаях, как будет предусмотрено Законом, в обоих перечнях руководитель указывает себя;
• установить обязательное наличие в числе реквизитов первичных документов единиц измерения хозоперации, наименования должностей лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления, а также их подписей с фамилиями и инициалами или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Такими реквизитами могут быть, к примеру, паспортные данные, ИНН;
• установить обязательное подтверждение первичных учетных документов, представленных в электронном виде, электронной цифровой подписью (ЭЦП);
• определить перечень обязательных реквизитов регистров бухучета и возможность их создания в электронном виде;
• скорректировать понятия добавленного и резервного капиталов в статье об учете собственного капитала;
• уточнить порядок составления юридическими лицами консолидированной финансовой отчетности;
• определить срок обязательной публикации ежегодной финансовой отчетности акционерными обществами, страховыми компаниями, банками, фондовыми и товарными биржами, инвестиционными фондами и другими финансовыми организациями. В действующей редакции Закона срок публикации отчетности после подтверждения ее данных аудиторами ограничен 1 мая следующего за отчетным года. Проектом же предусмотрена публикация отчетности вместе с аудиторским заключением в течение 2 недель после проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта. Напомним, что определенные субъекты подлежат обязательному аудиту. Их перечень приведен в статье 10 Закона «Об аудиторской деятельности»1, а сроки его проведения предусмотрены Положением о порядке взыскания штрафа с хозяйствующих субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки2 – до 1 мая отчетного года по годовой финансовой отчетности за предыдущий год. Акционерные общества, к примеру, должны провести годовое общее собрание акционеров не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года;
• установить единый минимальный срок хранения как первичных учетных документов, регистров бухучета, других документов, связанных с организацией и ведением бухучета, так и финансовой отчетности – не менее 5 лет после отчетного года (периода). В действующей редакции Закона для первичных документов, бухгалтерских регистров и данных компьютерного учета минимальный срок хранения установлен в 3 года. Изменение срока хранения бухгалтерских документов приведет в соответствие положения Закона и Налогового кодекса, статьей 47 которого определено, что налоговая отчетность хранится в органах государственной налоговой службы и у налогоплательщика в течение срока исковой давности по налоговому обязательству. А он установлен статьей 38 НК – 5 лет после окончания налогового периода. Другими словами, в течение этого срока налоговые органы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и обязательных платежей, а налогоплательщик вправе потребовать зачета или возврата излишне уплаченных сумм по ним.
Также Закон планируется дополнить новыми статьями:
2-1 – раскрывает понятие бухгалтерского учета как упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составления на ее основе финансовой отчетности;
5-1 – определяет правила ведения бухучета, подготовки и составления финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета (НСБУ). Также субъектам предоставят право применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в установленном законодательством порядке;
7-1 – предусматривает требования, предъявляемые к руководителю бухгалтерской службы. В частности, им может быть как главный бухгалтер, так и другое должностное лицо, ведущее бухучет и финуправление.
Для бухгалтеров очень значительным, на наш взгляд, нововведением станет законодательно установленное обязательство всех работников субъекта соблюдать требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозопераций и представлению их в бухгалтерию. И, без сомнения, все бухгалтеры оценят новое положение Закона о том, что в случае возникновения разногласий между руководителем субъекта и руководителем бухгалтерской службы по каким-либо хозоперациям документы по ним могут быть приняты
к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций.
Новой статьей определены обязательные требования, которые должны предъявляться при назначении руководителя бухгалтерской службы:
√ акционерных обществ;
√ страховых организаций;
√ инвестиционных и иных фондов, аккумулирующих средства юридических и физических лиц;
√ благотворительных и других общественных фондов, внебюджетных фондов, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления юридических и физических лиц;
√ хозсубъектов с госдолей в уставном фонде и государственных унитарных предприятий.
Такими требованиями являются: наличие высшего экономического образования по направлениям бухучет или аудит и связанного с ними стажа работы не менее 3 лет из последних 10 календарных лет (при наличии высшего экономического образования по другим направлениям – не менее 5 лет); отсутствие неснятой или непогашенной судимости.
К руководителям бухгалтерской службы банков и других кредитных организаций требования устанавливаются Центробанком.
На руководителя субъекта будет возложена обязанность обеспечить руководителю бухгалтерской службы возможность 1 раз в 3 года пройти курс повышения квалификации;
15-1 – обязывает субъектов организовать внутренний контроль, то есть установить определенные правила и порядки для обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
Напомним, что данный проект находится в стадии обсуждения и согласования. Принять участие в обсуждении, внести свои предложения можно до 15 июля 2015 года. Также нужно иметь в виду, что проект может быть изменен, скорректирован и даже отклонен.
Ирина АХМЕТОВА,
эксперт «Norma Profi».
1От 9.12.1992 г. N 734-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 78-II.
2Приложение N 2 к Постановлению КМ от 22.09.2000 г. N 365.