? Какие проверки проводят налоговые органы?
– Согласно части второй статьи 85 Налогового кодекса налоговая проверка осуществляется в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) и краткосрочной проверки. В рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности налоговые органы изучают и сопоставляют бухгалтерские, финансовые, статистические, банковские и иные документы хозяйствующих субъектов с целью осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства (часть третья статьи 85 НК).
Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля (часть третья статьи 91 НК; статья 4 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» от 24.12.1998 г. N 717-I, далее – Закон N 717-I).
В ходе краткосрочной проверки соответствия налоговому законодательству отдельных операций налогоплательщика, не связанной с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности (часть четвертая статьи 85 НК), налоговые инспекторы обычно проверяют ведение хозяйствующими субъектами кассовых операций, применение ККМ, выдачу чеков, оприходование наличной выручки и пр.
Плановые проводятся налоговыми органами согласно плану-графику проверок, утверждаемому Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.
Внеплановые в план-график не включаются и проводятся при ликвидации юридического лица, необходимости проверки, вытекающей из решений Президента или Правительства, поступлении в налоговые органы сведений о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства (часть третья статьи 86 НК).
Встречная проверка заключается в том, что налоговые органы изучают и сопоставляют связанные единством операций документы, находящиеся в различных хозяйствующих субъектах (налогоплательщиках, налоговых агентах) или в разных подразделениях одного хозсубъекта (договоры, счета-фактуры и пр.). Она возможна только в отношении документов, оформляющих одну и ту же операцию.
Существует еще один вид проверки – в порядке контроля. В ее рамках налоговые органы проверяют, устранил ли хозсубъект нарушения, выявленные проведенной ранее плановой или внеплановой проверкой.
? Как часто налоговые органы могут проводить проверки?
– Минимальная периодичность плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов определена частью второй статьи 90 НК и частью первой статьи 10-1 Закона N 717-I. Они проводятся:
1) у частных банковских и финансовых институтов – не чаще одного раза в 5 лет;
2) у субъектов малого предпринимательства независимо от сферы деятельности – не чаще одного раза в 4 года;
3) у фермерских хозяйств независимо от среднегодовой численности – не чаще одного раза в 4 года;
4) у всех остальных субъектов предпринимательства – не чаще одного раза в 3 года.
В соответствии с Указом Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» (от 7.04.2014 г. N УП-4609) до 1 января 2017 года введен запрет на проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства (за исключением внеплановых проверок при ликвидации юридических лиц, в рамках возбужденных уголовных дел, а также связанных с использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов).
Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым налоговым проверкам в течение первых 3 лет с момента их государственной регистрации (за исключением проверок деятельности субъектов малого предпринимательства, выпускающих подакцизные товары, или контроля целевого использования бюджетных и централизованных средств и ресурсов (абзац пятый пункта 10 Положения о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства – юридических лиц, проводимых контролирующими органами1, далее – Положение N 1573).
Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства, выпускающих подакцизные товары или связанных с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежит плановым налоговым проверкам в течение первых 2 лет с момента их госрегистрации (абзац шестой пункта 10 Положения N 1573).
Периодичность внеплановых проверок законом не установлена. Они могут проводиться в каждом случае возникновения поводов и оснований для этого. Это может быть два, три и более раз в год.
Также не установлена периодичность проведения встречных проверок и проверок в порядке контроля. Встречные могут проводиться, когда проверяют партнеров (контрагентов), филиалы (иные подразделения) организации, иных лиц, связанных с субъектом финансово-хозяйственными операциями. Сколько проверок будет у них, столько же встречных могут провести и у субъекта при наличии установленных законом поводов и оснований.
Проверка в порядке контроля проводится только после проведенной предыдущей плановой или внеплановой проверки.
Налоговая проверка – проверка исполнения налогового законодательства, осуществляемая органами государственной налоговой службы, а в случаях, предусмотренных законодательством, – органами прокуратуры.
Налоговая проверка осуществляется в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) налогоплательщика и краткосрочной проверки.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика – изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов налогоплательщика с целью осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства.
Краткосрочная проверка – проверка соответствия налоговому законодательству отдельных операций налогоплательщика, не связанная с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности.
Налоговый кодекс, статья 85.
? В какие сроки проводятся проверки?
– По общему правилу срок проведения любой проверки (за исключением краткосрочной) не должен превышать 30 календарных дней (часть первая статьи 89 НК; статья 11 Закона N 717-I). В исключительных случаях, по решению специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, он может быть продлен. Но данное положение не распространяется на субъекты малого предпринимательства – микрофирмы, малые предприятия и фермерские хозяйства. Это означает, что налоговые органы вправе провести проверку за одну, две и более недель. Главное требование – она не должна выходить за пределы 30 дней. В каждом конкретном случае сроки проведения как плановых, так и внеплановых проверок определяются налоговыми органами перед их назначением.
Краткосрочные проверки и проверки в порядке контроля проводятся налоговыми инспекторами в течение 1 рабочего дня (часть третья статьи 89 НК; статья 15 Закона N 717-I).
Проверки деятельности индивидуальных предпринимателей, согласно пункту 10 Положения о порядке организации проверок деятельности индивидуальных предпринимателей контролирующими органами2, проводятся налоговыми органами в течение 1 дня в виде внеплановых краткосрочных, встречных проверок или проверок в порядке контроля. В исключительных случаях при необходимости проверки финансовой и товарной документации решением РСКДКО может быть предусмотрен более продолжительный срок проверки, но не более 5 рабочих дней.
? Какой период деятельности субъекта предпринимательства могут проверить налоговые органы?
– В рамках налоговой проверки могут быть проревизованы не более 5 календарных лет деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (часть одиннадцатая статьи 91 НК). При этом разрешается проверить деятельность за год, в котором осуществляется проверка.
Материалы предоставлены разработчиками
электронной справочной системы
«Проверки от А до Я».
1Утверждено решением РСКДКО, зарегистрированным МЮ 6.05.2006 г. N 1573.
2Утверждено постановлением РСКДКО, зарегистрированным МЮ 3.09.2007 г. N 1712.